Биология Пасечник 2014 учебник §§3-5 (§3. Бактерии – доядерные организмы. §4. Роль бактерий в природе и жизни человека. §5. Грибы – царство живой природы). Старый учебник по биологии для 7 класса УМК Линия жизни (64 параграфа, 2 часа в неделю). В настоящее время не издается! Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
<< § 1-2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ §§ 6-8 >>
Старый учебник по биологии (Пасечник) §§3-5
ГЛАВА 1. Бактерии, грибы.
До недавнего времени считалось, что органический мир состоит из двух царств: растений и животных. Но в первой четверти XX в. были выявлены существенные различия в строении и жизнедеятельности клеток бактерий, грибов, растений и животных. Поэтому все организмы разделили на две большие группы: доядерные и ядерные. К доядерным относят бактерии и археи, а к ядерным – растения, животных и грибы.
ВЫ УЗНАЕТЕ
– об особенностях строения, жизнедеятельности и размножения бактерий, грибов, лишайников;
– об их месте в системе органического мира;
– о разнообразии, роли в природе и жизни человека этих организмов.
ВЫ НАУЧИТЕСЬ
– распознавать представителей этих групп организмов;
– обосновывать роль бактерий и грибов в круговороте веществ в природе;
– сравнивать организмы разных царств живой природы,
– отличать съедобные шляпочные трибы от ядовитых.
§ 3. БАКТЕРИИ – ДОЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ
ВСПОМНИТЕ: 1. Почему бактерии считают наиболее простыми организмами? 2. Где можно встретить бактерии?Все организмы, населяющие нашу планету, учёные делят на две группы: доядерные и ядерные. К доядерным относят организмы, в клетках которых нет чётко выделенного ядра, оно не отделено от цитоплазмы оболочкой. В отличие от доядерных у ядерных организмов в клетках есть ядро, оно отделено от цитоплазмы мембраной, или ядерной оболочкой.
К доядерным организмам относят бактерии и архебактерии. Человек узнал об этих организмах в XVII в., когда появился микроскоп. В настоящее время учёные изучают бактерии с помощью электронного микроскопа. Главное отличие бактериальной клетки – отсутствие ядра. Участок клетки с ядерным веществом называют нуклеоидом, что в переводе с латинского означает «подобный ядру» (рис. 4). Нуклеоид играет большую роль в делении бактериальной клетки, отвечает за передачу наследственной информации от материнской клетки дочерним.
В бактериальной клетке в отличие от клеток растений, животных и грибов отсутствуют многие органоиды. У бактерий имеется клеточная стенка, которая придаёт клетке форму и жёсткость. По строению и химическому составу она также отличается от клеток растений, животных и грибов.
Многие бактерии активно передвигаются благодаря наличию у них одного или нескольких жгутиков. Основание жгутика вращается, и он как бы ввинчивается в среду и обеспечивает передвижение бактерии.
Наиболее благоприятные условия для жизни бактерий – высокая влажность, температура от 10 до 40 °С, наличие пищи. В неблагоприятных условиях клетки некоторых бактерий обезвоживаются, цитоплазма их загустевает, они покрываются плотной оболочкой и превращаются в споры. В виде спор бактерии могут переносить длительное кипячение, замораживание и существовать до 20–30 лет. Споры у большинства бактерий служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий.
Бактерии весьма разнообразны по своим пищевым потребностям. Большинство из них по способу (типу) питания гетеротрофы: они используют готовые органические вещества, причём пищей им служат живые и мёртвые организмы, продукты питания человека, нефть и даже асфальт.
Существуют и бактерии–автотрофы. Они способны образовывать органические вещества из неорганических. Например, к ним относятся цианобактерии, а также бактерии, которые создают органические вещества из углекислого газа благодаря энергии, выделяющейся при реакциях окисления различных неорганических соединений железа, водорода и др.
Множество бактерий составляют группу организмов–паразитов. К ним относят некоторые болезнетворные бактерии: туберкулёзную палочку, кишечную палочку, дифтерийную палочку и др.
Размножаются бактерии в основном путём деления. При этом из одной материнской образуются две дочерние клетки, похожие на материнскую. Дочерние клетки кишечной палочки через 30–40 минут становятся взрослыми и начинают размножаться – делиться.
У бактерий также известен процесс, напоминающий оплодотворение. При таком размножении у бактерий в отличие от растений и животных половые клетки не образуются. Между участвующими в размножении клетками происходит обмен ядерным веществом (генетическая рекомбинация), которое играет большую роль в передаче признаков от материнского организма дочернему.
ВОПРОСЫ после п.3 (стр.15)
- Каковы особенности строения и жизнедеятельности бактерий?
- Чем отличается бактериальная клетка от расти тельной?
- Почему большинство бактерий относят к гетеротрофам?
- Какие различают бактерии по способу питания?
- Какую функцию выполняют споры у бактерий?
ПОДУМАЙТЕ! Почему бактерий считают древними и примитивными организмами?
§ 4. РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ
И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ВСПОМНИТЕ: 1. Какую роль играют бактерии в природе? 2. Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны? Значительная часть бактерий питаются мёртвыми органическими остатками, играя роль своеобразных санитаров нашей планеты. Без этих бактерий земля вскоре покрылась бы трупами и отмершими растениями. Бактерии разрушают мёртвые остатки растений и животных до неорганических веществ, которые хорошо усваиваются корнями растений. При участии бактерий осуществляется круговорот многих элементов: углерода, азота, фосфора, железа. Благодаря круговороту одни и те же элементы многократно используются организмами в течение миллионов лет.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые затем используются растениями. Многие почвенные бактерии улучшают структуру почвы и придают ей пористость. Чем плодороднее почва, тем больше в ней бактерий.
Велика роль бактерий в жизни человека. Они широко используются для получения ряда пищевых продуктов. Например, уксуснокислые бактерии применяют для получения столового уксуса, молочнокислые бактерии – для получения сметаны, квашения капусты, засолки огурцов. Эти бактерии при брожении превращают сахар в молочную кислоту, которая угнетает жизнедеятельность гнилостных бактерий. Бактерии используют в текстильной промышленности при вымачивании льна, обработки кожи.
Однако некоторые виды бактерий наносят человеку вред. Они вызывают заболевания человека, животных и растений: чуму, столбняк, холеру, дифтерию, сибирскую язву, ботулизм и т. д. Болезни наносят огромный ущерб хозяйству. Так, от бактериального рака томатов может погибнуть 70–90% урожая (рис. 5). Бактерии вызывают и такое широко распространённое заболевание, как кариес зубов. Они являются причиной пищевых отравлений, ангины, бронхита и других воспалительных процессов.
Для предупреждения бактериальных заболеваний человека установлен строгий врачебный контроль за источниками воды и пищевыми продуктами. Так, на водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропускают её через фильтры, обеззараживают (хлорируют, озонируют). Для уничтожения бактерий в помещении проводят дезинфекцию, то есть опрыскивание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Солнечный свет также губителен для многих бактерий, например для бактерий, вызывающих туберкулёз. Для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, применяют прививки.
Большой вред приносят гнилостные бактерии. Они портят продукты питания: фрукты, овощи, мясо, колбасные изделия, рыбу. Если гнилостные бактерии попадают в молоко, то уже через несколько часов оно приобретает неприятный запах и горький вкус. Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий.
Некоторые виды бактерий разрушают деревянные постройки, шпалы, книги, цепные рукописи, рыболовные спасти, вызывают коррозию металлов. Эти бактерии также наносят большой вред.
Но в природе нет пока бактерий, которые могли бы разрушать такие вещества, как стекло, полиэтиленовые плёнки, пластмассу и др. Поэтому перед учёными всего мира остро стоит проблема поиска в природе или выведения таких бактерий, которые могли бы разрушать подобные отходы до неорганических веществ. Это позволило бы решить проблему утилизации пластиковых пакетов и бутылок естественным, экологически чистым способом, что, в свою очередь, значительно облегчило бы борьбу с загрязнением окружающей среды.
ВОПРОСЫ после п.4 (стр.17)
- Какую роль бактерии играют в природе?
- Как человек использует бактерии в своей деятельности?
- Как сохранить продукты питания от гниения?
- Почему мясо, рыбу, колбасу надо хранить в холодильнике?
- Какие болезни человека, животных и растений связаны с бактериями?
ПОДУМАЙТЕ! Почему квашеная капуста, кукурузный силос не подвергаются действию бактерий гниения?
§ 5. ГРИБЫ – ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ВСПОМНИТЕ: 1. Чем грибы отличаются от растений? 2. Назовите известные вам грибы. Где они обитают?Вопрос о положении грибов в системе органического мира издавна привлекал внимание учёных. Долгое время грибы относили к царству растений за их сходство: они, как и растения, неподвижны и растут всю жизнь. Подобно растениям, грибы всасывают питательные вещества поверхностью тела в отличие от животных, которые заглатывают пищевые комочки. Однако грибы существенно отличаются от растений: в их клетках нет хлоропластов, поэтому они не способны к фотосинтезу и используют в пищу готовые органические вещества.
Есть у грибов сходство и с животными: оболочки клеток гриба твёрдые и состоят из хитина. Это вещество входит также в состав наружного скелета ряда животных: насекомых, рака, паука. Как и животные, грибы гетеротрофные организмы.
Таким образом, грибы совмещают в себе некоторые признаки и растений, и животных. По способу поглощения питательных веществ (всасыванию) грибы сходны с растениями, а по типу питания (гетеротрофное) и химическому составу – с животными. Поэтому грибы нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, они представляют собой самостоятельное царство – Грибы.
Большинство грибов – обитатели суши, но есть морские и пресноводные грибы. Поселяются грибы на растительных и животных остатках, па живых организмах, па продуктах питания, на металлических и резиновых изделиях, па штукатурке в квартире.
Вы уже знаете, что грибы существенно отличаются от организмов других царств строением тела. Оно состоит из множества переплетённых нитей, называемых гифами. Вся масса нитей составляет вегетативное тело, называемое также мицелием или грибницей. Гифы имеют стенку, в состав которой входит хитин. Он и придаёт нити жёсткость. У некоторых видов грибов нити плотно прилегают друг к другу и образуют плодовые тела, например у шляпочных грибов.
Плодовые тела чрезвычайно разнообразны по форме, размерам и окраске. Необычайно яркая расцветка и причудливая форма плодовых тел некоторых видов грибов, обитающих в тропиках, позволили называть их грибами–цветами. В нашей стране из грибов–цветов можно встретить сетконоску сдвоенную, или «даму с вуалью», решёточник красный, весёлку обыкновенную, мутинус Равенеля и др. Все они являются охраняемыми видами (рис. 6).
Грибы, как и все живые организмы, состоят из клеток. Клетка грибов имеет клеточную стенку (рис. 7). В этом проявляется их сходство с растениями и бактериями. Жёсткость клеточной стенки делает грибы неподвижными или малоподвижными организмами. В цитоплазме расположено ядро, в котором сосредоточены хромосомы – носители наследственной информации. Поэтому грибы относят к ядерным организмам. В грибной клетке бывает от одного до нескольких ядер.
По способу питания грибы – гетеротрофные организмы. Среди них, как и среди бактерий, различают сапротрофы, паразиты и симбиотические организмы. Сапротрофы питаются мёртвыми органическими остатками, используя в пищу навоз, перегной, пищевые продукты. Паразиты высасывают соки из живых тканей (рис. 8, а). При симбиозе нити грибницы плотно оплетают корни дерева, образуя микоризу. Из грибницы минеральные вещества поступают в корни, а из корней грибы получают органические вещества (рис. 8, б).
Почти все грибы образуют споры, которые служат им для расселения и размножения. Гриб образует несколько тысяч и даже миллионов очень мелких и лёгких спор, которые разносятся ветром на большие расстояния и сохраняют жизнеспособность в течение 20 лет, выдерживая морозы и засуху. Вы, вероятно, видели, как пылит старый гриб–дождевик, когда на него наступишь: это из гриба вылетают споры. Распространяются споры с помощью воды, воздуха, животных, а также человека. В благоприятных условиях они прорастают и дают начало новому грибу.
Грибы размножаются и вегетативным способом: частями грибницы или почкованием (одноклеточные дрожжевые грибы).
Моя лаборатория
- Положите шляпку гриба пластинками или трубочками вниз на тёмный лист бумаги и постучите по нему. Осторожно поднимите гриб. Рассмотрите высыпавшиеся из шляпки споры сначала при помощи лупы, а затем под микроскопом. Что представляет собой спора гриба? Какое значение имеет образование большого числа спор в жизни гриба? Как распространяются споры?
- Дома вырастите белую плесень. Для этого смоченный в воде кусочек белого хлеба поместите в небольшую баночку, закройте её листом бумаги и поставьте в тёплое тёмное место. Через несколько дней на хлебе появится плесень. Принесите плесень в школу и на занятиях кружка рассмотрите плесневые грибы сначала невооружённым глазом, а затем под микроскопом при увеличении в 60 раз.
ВОПРОСЫ после п.5 (стр.21)
- Почему грибы выделяют в особое царство?
- В чем сходство грибов с растениями и животными?
- Какие группы грибов выделяют по способу питания?
- Как грибы размножаются и расселяются?
- Сформулируйте правила сбора грибов.
ПОДУМАЙТЕ! Чем споры грибов отличаются от спор бактерий?
Вы смотрели: Старый учебник по биологии для 7 класса УМК Линия жизни (64 параграфа, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях. Код материалов: Биология Пасечник 2014 учебник §§3-5 (3-е изд.)