Биология Пасечник Учебник §2. (2022) + ОТВЕТЫ на вопросы после параграфа. Учебник по биологии для 7 класса УМК Линия жизни (30 параграфов, 1 час в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
<< § 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 3 >>
Учебник по биологии (Пасечник) § 2.
2. СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ
ВСПОМНИТЕ: 1. Что такое среда обитания организмов? 2. Где обитают животные?
Среды обитания животных.
Всё, что окружает организмы там, где они живут, называют средой обитания. Животные распространены по всей Земле и населяют все среды обитания: наземно–воздушную, водную, почвенную, организменную. В любой среде обитания животные не распределены равномерно, а населяют наиболее благоприятные участки — это места обитания (местообитание) животных. Например, в море на песчаном дне живут черви пескожилы, а на каменистом грунте — прикреплённые моллюски — мидии.
В зависимости от среды обитания выделяют экологические группы сухопутных (наземных), летающих, водных, почвенных и паразитических животных.
Форма и строение тела животных соответствуют их образу жизни и среде обитания. Многие активно плавающие животные, например рыбы, имеют обтекаемую форму тела. Пассивно плавающие животные нередко обладают зонтиковидной формой (медузы). Некоторые морские животные ведут неподвижный образ жизни. Внешне они напоминают растения, например коралловые полипы. Летающие животные обычно имеют развитые широкие плоскости — крылья у птиц и насекомых, или расправляющиеся складки по бокам тела, как у планирующих белок–летяг или ящериц. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Роющие почвенные животные часто обладают червеобразной формой тела.
Животные каждого вида не живут в природе изолированно. Они постоянно контактируют с другими животными, растениями, грибами, бактериями. Поэтому у животных складываются многообразные отношения и между собой, и с другими организмами. Основной формой связи организмов в природе являются пищевые связи. Среди животных есть растительноядные, насекомоядные, хищные, падалееды и животные–паразиты, обитающие в теле или на теле других животных и питающиеся их кровью или тканями. Существуют всеядные животные, например дикие кабаны, бурые медведи. Они питаются как животной, так и растительной пищей.
Животные влияют на среду обитания уже тем, что живут в ней. Они дышат, питаются, выделяют продукты обмена, растут и размножаются, перемещаются в пространстве. При этом изменяются газовый состав воздуха, микроклимат, почва, чистота вод.
Сезонные изменения в жизни животных.
Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи, чередования времён года. В природе постоянно повторяются как благоприятные, так и трудные для выживания животных периоды.
Многие животные реагируют на смену дня и ночи, изменяя активность в течение суток. По этому признаку различают животных дневных и ночных. В дневное время активны многие птицы, медведи, муравьи, бабочки, пчёлы, ящерицы, суслики, стрекозы. Ночной образ жизни ведут жабы, ежи, летучие мыши, волки. С наступлением сумерек вылетают на охоту ночные хищные птицы — совы, филины, сычи. Днём эти птицы прячутся в укромных местах.
Сезонные изменения в природе определяют периодичность условий в жизни большинства видов животных. Изменение долготы светового дня в течение года служит точным сигналом приближения весны, лета, осени или зимы. В умеренных и северных широтах весной и летом большинство животных размножается и выращивает потомство. В конце лета и осенью они готовятся к перенесению неблагоприятных зимних условий. К зиме у лягушек, змей, ящериц, насекомых увеличиваются запасы питательных веществ, за счёт которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. Эти животные переносят зиму в неактивном состоянии покоя. Активный образ жизни ведут только те животные, которые способны находить корм. Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в тёплые края, где они находят обильный корм.
Моя лаборатория
Важнейшим сигналом наступления нового сезона является изменение долготы светового дня. Соотношение продолжительности светлого и тёмного времени суток называют фотопериодизмом. Он регулирует ход биологических часов, сроки развития растений и животных. В зонах умеренного и холодного климата убывающий с конца июня день служит предвестником наступающей зимы. И наоборот, прибывающий после 22 декабря день свидетельствует о наступлении весны.
Биологические часы — так называют способность живых организмов ориентироваться во времени. Биологические часы есть у всех животных. Если домашних животных или животных зоопарка кормить в одно и то же время, то с наступлением часа кормления животные начинают вести себя неспокойно и все время посматривают на кормушку и то место, откуда подают пищу.
Не обходится без биологических часов большинство зверей, обитающих на севере, когда они меняют свой лёгкий летний наряд на более тёплый зимний. Некоторые из них — заяц–беляк, песец, горностай — надевают «белые одежды», которые делают их незаметными на белом фоне снега. Зимой белая окраска спасает зайца от различных хищников, а песцу и горностаю позволяет незаметно подкрасться к добыче.
Установлено, что смена наряда (линька) подчиняется биологическим часам: когда день сокращается до определённой величины, животные начинают «переодеваться». У северного оленя с наступлением зимы шерсть становится гуще и длиннее. При этом вырастают волосы, сердцевина которых заполнена воздухом. Поэтому зимний мех северного оленя лёгкий и очень тёплый.
Животным биологические часы показывают, когда нужно просыпаться, выходить на охоту, снимать «тёплую шубу». Используя биологические часы, животные находят друг друга, определяют время, когда появится новое потомство. Как бы придерживаясь внутреннего расписания, каждая птица просыпается в строго определённые часы и начинает петь: соловей — в 2 ч ночи, кукушки, иволги — в 6 ч. Воробьи просыпаются в 6 ч утра.
Биологическим часам подчинена и жизнь растении. Учеными установлено, что многие деревья летом с часа ночи до пяти утра почти не растут. Считается, что они в это время «спят». Растения периодически изменяют положение цветков, соцветий, листьев, побегов. После захода солнца некоторые лесные травы словно увядают, у них опускаются листья, закрываются цветки. На рассвете они принимают нормальное положение.
Особенность цветков раскрываться и закрываться в определённое время суток была изучена Карлом Линнеем. На клумбе он создал «цветочные часы», посадив на ней растения, цветки которых открывались и закрывались в определённое время суток, и по ним можно было определять время. На клумбе Линнея голубые цветки цикория и розовые цветки шиповника раскрывались в 4–5 ч утра, жёлтые соцветия одуванчика — в 5–6 ч утра, цветки картофеля распускались в 6–7 ч утра, а позднее, в 7–8 ч, — ноготки, бархатцы, вьюнки. После полудня цветки последовательно закрывались: у цикория и одуванчика — в 14–15 ч, у календулы (ноготков) — в 15–16 ч и т. д.
Биологические часы свойственны и человеку. Оказывается, у каждого человека есть «внутренний будильник», хотя не все умеют им пользоваться. Некоторые люди дают себе установку, «заводят свой будильник» на определённый час и просыпаются именно в это время. Большое влияние на биологические часы человека оказывают длительные перелёты с запада на восток или обратно. Наблюдающаяся при этом перестройка биологических часов вызывает у человека ухудшение самочувствия, усталость, сильное недомогание, бессонницу, появляется желание спать днём и бодрствовать ночью.
Знание и умение управлять внутренним временем организма имеет большое значение в лечении различных заболеваний, повышении продуктивности растений и животных.
При проведении сравнения соблюдайте следующую последовательность.
1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ).
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений).
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам: а) признаки сходства; б) признаки различия.
5. Подведите итог сравнения.
Вопросы после п.2 (стр.15)
- Назовите основные среды обитания животных.
- Почему животные неравномерно распределены в среде обитания?
- Докажите, что форма и строение тела животных соответствуют их образу жизни и среде обитания.
- Как животные влияют на среду обитания?
- В чём выражается приспособленность животных к сезонным явлениям в природе?
Задания после п.2 (стр.15)
- Изучите материал параграфа. Пользуясь памяткой, приведённой выше, проведите сравнение водных и сухопутных животных, обитающих в вашей местности. Результаты сравнения представьте в виде таблицы.
- Используя интернет–источники, научно–популярную литературу, подготовьте сообщение о сезонных изменениях в жизни птиц, обитающих в вашем крае.
- ПОДУМАЙТЕ! Почему животные меняют активность в течение суток?
ВЫВОДЫ к Введению.
Царство Животные — самая многообразная группа организмов на Земле. Организм животного является биологической системой, в которой все части взаимосвязаны и согласованно выполняют жизненные функции.
В современной классификации животных используют систематические единицы: вид, род, семейство, класс, тип, подцарство, царство. Вид — основная единица классификации животных.
Царство Животные включает два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.
Животные заселили разнообразные среды обитания: воду, почву, земную поверхность, воздух, а также другие организмы. В каждой среде животные встречаются только там, где имеются благоприятные для них условия существования.
Сезонные изменения в жизни животных определяются изменениями внешних условий, среди которых основным регулирующим фактором является продолжительность светового дня.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §2. (2022). Учебник по биологии для 7 класса УМК Линия жизни (30 параграфов, 1 час в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.