Биология Пономарёва Учебник §3

Биология Пономарёва Учебник §3. Среды жизни на Земле. Факторы среды. Подведём итоги главы 1 (2022). Учебник по биологии для 7 класса УМК Пономарёвой (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

Учебник по биологии (Пономарёва) § 3.

§ 3. Среды жизни на Земле.
Факторы среды

 Вспомните
• где произрастают растения;
• какие органы имеют растения;
• какие условия оказывают влияние на растения. 

На нашей планете различают четыре среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную, то есть среду жизни внутри живого организма (рис. 16).

Рис. 16. Четыре среды жизни на Земле: 1 — водная; 2 — наземно-воздушная; 3 — почвенная; 4 — организменная
Рис. 16. Четыре среды жизни на Земле: 1 — водная; 2 — наземно-воздушная; 3 — почвенная; 4 — организменная

Водная среда.

Водная среда жизни может быть представлена морской или речной, текучей или стоячей водой. В водах естественных водоёмов (океаны, моря, реки, озёра) содержатся различные минеральные соли, но мало кислорода и солнечного света. В толще океана, на дне глубокого озера всегда полумрак или совсем темно. Растения в этой среде могут расти лишь на сравнительно небольшой глубине, только там, куда проникает свет. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она обычно плюсовая (+4…+25 °С).

В таких условиях приспособились жить водоросли и очень немногие высшие растения.

Наземно-воздушная среда.

В этой среде жизни произрастают почти все высшие растения. Здесь находятся леса, луга, степи, тундра, сады и поля. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль здесь играет ветер.

Природные условия наземно-воздушной среды разнообразны. Потому и жизнь растений в этой среде протекает неодинаково. Одни живут на ярко освещённых местах, другие — в тени. Одни обитают на солоноватых почвах, другие — на кислых. Растения растут в низинах или на холмах, на склонах гор, вблизи рек, озёр, на побережьях морей, среди скал или на плодородных степных просторах. Таким разнообразием мест обитания растений в наземно-воздушной среде определяется множество их форм.

Почвенная среда.

Почвой называют поверхностный плодородный слой суши. Эта среда сформировалась в результате смешения минеральных веществ, образовавшихся при распаде горных пород, и органических веществ (перегноя), которые возникают в результате разложения растительных и животных останков.

В этой среде обитают многочисленные микроскопические водоросли, находятся семена и споры, размещаются корни наземных растений. В почве живут также многочисленные бактерии, мелкие животные и грибы.

Организменная среда.

Эта среда представлена организмом-хозяином, который питательными веществами своего тела обеспечивает существование живущих на нём или в нём организмов. В природе существуют растения, которые питаются органическими веществами других живых растительных организмов. Их называют растениями-паразитами. Забирая питательные вещества у растения-хозяина, паразитическое растение затрудняет его рост и развитие. Так, на ветвях яблони, груши, клёна, сосны паразитирует омела белая, на стеблях многих трав – повилика, на корнях подсолнечника поселяется паразитическое растение заразиха.

Повилика паразитирует на клевере, льне, хмеле. Своим бесцветным, нитевидным, длинным стеблем растение-паразит обвивается вокруг растения-хозяина, образуя присоски, которыми глубоко внедряется в его тело. Отсасывая питательные вещества своего хозяина, повилика задерживает его рост и развитие, нередко вызывая его гибель (рис. 17).

Рис. 17. Повилика через присоски поглощает питательные вещества растения-хозяина
Рис. 17. Повилика через присоски поглощает питательные вещества растения-хозяина

Питаясь соками подсолнечника, заразиха истощает его, сама же успешно развивается и образует много семян. При их прорастании растения-паразиты снова поселяются на растении-хозяине. Для заразихи подсолнечник — это среда жизни.

Жизнь растений в природе.

В течение своей жизни растения постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находят благоприятные условия для жизни — для питания и размножения, роста и развития. Поэтому человек должен бережно относиться не только к растениям, но и к окружающей их среде.

Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.

Человек часто создаёт необходимые условия для жизни растений при их выращивании. Жизнь культурных растений находится под защитой человека. Он добавляет недостающую в окружающей среде воду при поливе, удаляет сорняки, вредителей и паразитов при прополке, рыхлит почву, вносит удобрения. Прекращение ухода за культурными растениями обычно приводит к их гибели. Дикорастущие растения такого ухода не получают. Их жизнь в природе всецело зависит от условий окружающей среды. Если они произрастают в определённом месте, следовательно, имеют приспособления, обеспечивающие им выживание в этой среде.

Факторы среды.

Условия окружающей среды, от которых зависит жизнь организма, называют факторами среды. Для жизни растений, как и всех других организмов, необходима вода. Её всасывают корни. Вместе с водой в растение поступают растворённые в ней минеральные вещества, используемые растением для питания и построения своего тела. В зимнее время снег укрывает почву, корни и мелкие растения, защищая их от сильных морозов.

Незаменимым для растения фактором среды является свет. Только на свету зелёные растения способны образовывать органические вещества. Вот почему от света зависит жизнь любого зелёного растения.

Важное условие жизни растений — температура. Растение реагируй i на температуру воздуха, воды и почвы. Большинство растений не переносят очень низкие температуры. Температурный фактор обусловливает распределение растений по Земле: теплолюбивые произрастают в районах с жарким климатом, холодостойкие — в умеренно холодных зонах.

Воздух — также важный фактор для растений. Из него растения получают кислород для дыхания и углекислый газ, необходимый для питания.

Большое значение в жизни растений имеет движение воздуха — ветер. Ветром разносятся семена и плоды многих растений. Ветер приносит дождевые облака, охлаждает растения и почву, на которой они растут. Однако очень сильный ветер (ураган) ломает стволы и ветви деревьев, вырывает их с корнем.

Экологические факторы.

Свет, вода, снег, ветер, воздух, минеральные вещества, температура — это факторы неживой природы. Однако они имеют большое значение для жизни растений. Их называют абиотическими факторами (от греч. а — «не», биос — «живое»).

В жизни растений большую роль играют также факторы живой природы: животные, грибы, сами растения, бактерии. Их называют биотическими факторами. Пчёлы, перелетая с цветка на цветок, собирают сладкий нектар и пыльцу, но при этом они переносят пыльцу с одного растения на другое, то есть опыляют цветки, после чего начинают развиваться плоды и семена (рис. 18, 1). Животные поедают семена, плоды, листья, кору и другие части растений (рис. 18, 2).

Рис. 18. Биотические факторы в жизни растений: 1 — шмель опыляет цветок клевера; 2 — гусеница поедает листья
Рис. 18. Биотические факторы в жизни растений: 1 — шмель опыляет цветок клевера; 2 — гусеница поедает листья

Живя в природе, растения постоянно взаимодействуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями и условиями неживой природы. Одни из них благоприятны для растения, другие вредны.

Растения в большой степени зависят и от человека. Влияние человека на жизнь растений как фактор среды называют антропогенным фактором (от греч. антропос — «человек», генос — «рождение»), то есть порождённым человеком.

Отношения организмов между собой и с окружающей средой изучает наука экология (от греч. экое — «дом», «жилище», «родина», «среда», логос — «понятие», «учение»). Все факторы среды, оказывающие влияние на организмы, называют экологическими факторами (рис. 19).

Рис. 19. Жизнь растений определяют экологические факторы: 1 — биотические; 2 — антропогенные; 3 — абиотические
Рис. 19. Жизнь растений определяют экологические факторы: 1 — биотические; 2 — антропогенные; 3 — абиотические

Взаимодействуя с экологическими факторами, растения всегда реагируют на них. При благоприятном действии факторов у растений активнее идут процессы жизнедеятельности, они лучше растут и развиваются. Воздействие неблагоприятных факторов среды может привести даже к гибели растений. Поэтому важная проблема, стоящая перед человечеством, состоит в создании необходимых условий, обеспечивающих жизнь, развитие и размножение растений.

Жизнь растений в природе обусловлена комплексом экологических факторов окружающей среды. Если растения не имеют приспособлений к жизни в этих условиях, они погибают.

На Земле существуют четыре среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. Каждая среда характеризуется особыми условиями — экологическими факторами. Растения произрастают во всех четырёх средах жизни. Условия жизнедеятельности растительного организма определяют абиотические, биотические и антропогенные факторы окружающей среды.

ВОПРОСЫ на стр.27

  1. Как вы думаете, почему в морях и океанах растения не поселяются на дне, как в реках?
  2. Являются ли минеральные вещества факторами среды для растений?
  3. В чём состоит различие условий жизни дикорастущих и культурных растений?
  4. Почему представители жаркого тропического пояса Земли (фикус, монстера, кактус) могут расти в наших домах в условиях умеренно холодного пояса?
  5. Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о влиянии антропогенных факторов на жизнь растений вашего региона.

  • Древнегреческий учёный Теофраст (372-287 до н. э.) в своём труде «Исследования о растениях» описал зависимость роста растений от характера климата, почвы и способов её возделывания, сравнивая естественные группировки растений в природе — в отливных зонах побережья морей, в горах и долинах. Он писал: «Деревья в горах низкорослые, сучковатые, при пересадке в долины становятся больше и красивее на вид». Теофраст создал первую в науке классификацию растений, основываясь на разнообразии их жизненных форм (деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, травы). При этом он отмечал у растений свойство приспосабливаться к среде обитания.

 

Подведём итоги.

Что вы узнали из материалов главы 1 «Введение. Общее знакомство с растениями»?

Ответьте на вопросы (стр.28)

  1. Какой раздел биологии изучает растения?
  2. По какому признаку растения подразделяют на дикорастущие и культурные?
  3. Из каких частей состоит растение?
  4. Какие растения называют споровыми?
  5. В чём проявляется многообразие растений?
  6. Все ли семенные растения называют цветковыми?
  7. Почему сосну и ель относят к семенным, а не к цветковым растениям?
  8. Какие четыре среды жизни существуют на Земле?
  9. Какие условия необходимы растениям для их жизни?
  10. По каким признакам растения относят к высшим или низшим?
  11. Какие растения называют семенными?

Выполните задания (стр.28–29)

А. Дополните утверждение, выбрав правильный ответ.
1. Наука ботаника изучает: а) все живые организмы; б) растения; в) бактерии; г) грибы.
2. Орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек, называют: а) растением; б) побегом; в) слоевищем; г) корнем.

Б. Уберите лишнее понятие.
Семенные растения, споровые растения, цветковые растения, вегетативное размножение.

Обсудите проблему в классе
• Какова роль человека в изменении растительного покрова Земли?
• Что вы можете сделать для озеленения пришкольной территории или района, в котором вы живёте?

Выскажите своё мнение
• Какова роль дикорастущих растений в природе и в жизни человека?
• Как можно использовать биологические знания в целях сохранения природы?

Ваша позиция
Как вы поступите, если вас попросят принять непосредственное участие в мероприятиях по охране редких видов дикорастущих растений вашего края?

Проведите наблюдения и сделайте вывод
Понаблюдайте за листопадом древесных и кустарниковых растений. Отметьте, какие деревья раньше, а какие позже других начинают сбрасывать листья. Сравните сроки сбрасывания листьев у деревьев и кустарников. Смоделируйте схему записи наблюдений и укажите по возможности названия деревьев и кустарников. Сделайте общий вывод. Результаты вашей работы запишите в тетради.

Учимся создавать проекты, модели, схемы
• Нарисуйте схему на тему «Растения в жизни человека».
• Обобщите в виде схемы (рисунка) информацию на тему «Растение — живая система».
• Создайте плакат или рисунок в защиту дикорастущих растений.

Темы проектов
1. Создание коллекции рисунков (или фотографий) растений, растущих рядом с вашим домом или школой.
2. Подготовка электронной презентации сообщения на тему «Разнообразие декоративных кустарников города».

 

Задания из Рабочей тетради

Задания к параграфу 3.

Задание 1. Используя рисунок 16 учебника, заполните таблицу. Запишите особенности каждой из сред жизни и примеры обитателей каждой среды.

Среды жизни и их обитатели

Среда жизни Особенности средыОбитатели среды
Водная  
Наземно-воздушная  
Почвенная  
Организменная  

Задание 2. Перечислите группы экологических факторов среды, играющих важную роль в жизни растений.
1. …
2. …
3. …

Задание 3. Выберите одно из предложенных растений: картофель, пшеница, подсолнечник. Опишите влияние факторов среды на урожайность этого растения.
Растение — …
Биотические факторы — …
Абиотические факторы — …
Антропогенные факторы — … .

Задание 4. Используя информационные источники, составьте прогноз влияния антропогенных факторов на жизнь растений вашего региона.


Задания к разделу «Подведём итоги»

Что вы узнали из материалов главы 1 «Введение. Общее знакомство с растениями»?

Задание 1. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Биология изучает разнообразие и особенности живой природы.
2. Общий облик растений называют жизненной формой.
3. Все культурные и дикорастущие растения — богатство нашей планеты.
4. Все растения разделяются на семенные и споровые.
5. Растение — это живой организм.
6. Высшие растения — это цветковые растения.
7. Обмен веществ происходит у всех организмов.
8. На Земле существуют четыре среды жизни.
9. Водоросли обитают только в водной среде.
10. Растения обитают лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.

Задание 2. Выберите правильный вариант ответа.

  1. Органы растений, осуществляющие половое размножение
    а) семенные, б) генеративные, в) споровые.
  2. Вегетативные органы растения обеспечивают его
    а) питание, б) распространение по земной поверхности, в) рост и развитие.
  3. Наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой
    а) биология, б) ботаника, в) экология.

Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. Почему растения относят к объектам живой природы?
2. Почему воздействие человека на природу считают экологическим фактором?

Задание 4. Опишите результаты проведённых наблюдений в природе (см. с. 29 учебника).

  1. Укажите названия растений, за опадом листвы которых вы наблюдали.
    Деревья — …
    Кустарники — …
  2. Запишите сроки сбрасывания листьев:
    деревьями — …
    кустарниками — …
  3. Отметьте, есть ли в вашем регионе вечнозелёные растения. Запишите их названия.
  4. Сделайте вывод о продолжительности листопада у различных видов деревьев и кустарников, произрастающих в вашем регионе.
    Вывод: … .

Задание 5. Составьте план выполнения проекта, модели, схемы.

 


Вы смотрели: Биология Пономарёва Учебник §3. Среды жизни на Земле. Факторы среды. Подведём итоги (2022). Учебник по биологии для 7 класса (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней