Биология Пономарёва Учебник §4. Клетка — основная единица живого. Строение и жизнедеятельность растительной клетки (2022). Учебник по биологии для 7 класса УМК Пономарёвой (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
<< § 3 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 5 >>
Учебник по биологии (Пономарёва) § 4.
Глава 2. Растение – клеточный организм
Изучив материалы главы 2, вы сумеете охарактеризовать:
• особенности строения растительной клетки;
• основные процессы жизнедеятельности растительной клетки;
• строение и функции тканей растений.
Вы научитесь:
• работать с увеличительными приборами;
• готовить микропрепараты;
• определять виды тканей растений.
Клетка — основная единица живого
Вспомните• что существуют многоклеточные и одноклеточные организмы;
• как правильно работать с микроскопом;
• что такое микропрепарат.
Клетка — основная единица живого.
Чтобы понять, как живут растения, то есть как они растут, питаются, размножаются, необходимо изучить их строение. Мир растений очень разнообразен. Но как ни велико это разнообразие, в основе его лежит клетка. Вы уже знаете, что большинство живых организмов имеют клеточное строение. Исключение составляют мельчайшие неклеточные формы жизни — вирусы.
В клетке происходят все жизненно важные процессы, связанные с поступлением питательных веществ, их расщеплением, превращением энергии, образованием органических соединений, делением. Поэтому клетку считают основной структурной и функциональной единицей живого организма.
Растительные клетки различаются по форме, размерам и выполняемым функциям. Величина клеток измеряется тысячными долями миллиметра (микронами). Однако встречаются клетки, длина которых достигает нескольких миллиметров. Например, длина клеток конопли достигает 10 мм и более. В мякоти зрелого арбуза, яблока, томата невооружённым глазом можно обнаружить округлые клетки диаметром до 1 мм.
Растения бывают одноклеточными и многоклеточными. К одноклеточным растениям относят некоторые водоросли. Большинство водных и наземных растений образовано множеством клеток (рис. 20).
Увеличительные приборы.
Клетки будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов — лупы или микроскопа.
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная часть её — выпуклое стекло — линза, увеличивающая рассматриваемый объект в 2-5 раз. Некоторые лупы дают увеличение в 10-25 раз. Ручная лупа имеет ручку, у других — штативных луп — линзы закреплены в специальном штативе.
Микроскоп (от греч. макрос — «малый», скопео — «смотрю») — сложный прибор, дающий увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз (рис. 21). Первое использование микроскопа в 1600 г. стало событием огромной важности — появилась возможность увидеть мир мельчайших существ, не видимых ранее человеческим глазом. Голландский натуралист Антони ван Левенгук широко применял его для наблюдения микроскопических организмов.
Для рассматривания под микроскопом приготовляют микропрепарат изучаемого растения. Для этого делают тонкий срез небольшой части растения и помещают его на специальное стёклышко — предметное стекло. Чтобы тонкий срез не высох, его кладут в каплю воды и сверху накрывают покровным стеклом.
Для определения увеличения микроскопа нужно знать, во сколько раз дают увеличение окуляр и объектив. Например, если окуляр увеличивает в 10 раз, а объектив в 6 раз, то микроскоп даёт увеличение рассматриваемого объекта в 60 раз (10 х 6 = 60). Увеличение в 60 раз называют малым увеличением, а увеличение в 200-300 раз — большим.
Ключевые слова параграфа: Клетка, лупа, микроскоп, микропрепарат.
ВОПРОСЫ на стр.32–33
- Установите черты сходства и различия в строении одноклеточных и многоклеточных организмов.
- Почему клетку называют структурной единицей растения?
- Что является главной частью увеличительных приборов?
- Как приготовить микропрепарат плода?
- Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение об истории открытия клеточного строения живых организмов.
§ 4. Строение и жизнедеятельность
растительной клетки
Вспомните• чем растение отличается от других организмов;
• почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым;
• как готовят микропрепараты.
Строение растительной клетки.
Рассматривая клетки под микроскопом, можно увидеть, что в их состав входят: клеточная стенка с порами, клеточная мембрана, ядро с ядрышком, цитоплазма с пластидами и вакуоль с клеточным соком (рис. 22).
Клеточная стенка снаружи покрывает клетку, её более тонкие участки называют порами. Клеточная стенка бесцветная, прозрачная и очень прочная. Она сохраняет форму клетки и защищает её содержимое. Под клеточной стенкой находится очень тонкая плёнка — клеточная (или цитоплазматическая) мембрана. Клеточная стенка и мембрана легко проницаемы для одних веществ и непроницаемы для других, то есть обладают свойством полупроницаемости. Полупроницаемость сохраняется, пока клетка жива.
Цитоплазма — бесцветное, густое и тягучее содержимое клетки, которое постоянно движется (перетекает) внутри неё. В цитоплазме происходят различные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.
В цитоплазме находятся ядро, различные пластиды и вакуоли.
Ядро — плотное округлое тельце, расположенное в центре клетки или около клеточной стенки. Ядро является важнейшей частью клетки. Оно регулирует процессы её жизнедеятельности. В ядре находятся хромосомы, обеспечивающие передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при её делении.
Пластиды — мелкие тельца. Они бывают бесцветными, но многие окрашены в зелёный или красно-оранжевый цвет. От окраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зелёных пластид — хлоропластов (от греч. хлорос — «зелёный», пластос — «оформленный»). Зелёный цвет хлоропласты имеют благодаря особому зелёному веществу — хлорофиллу (от греч. хлорос — «зелёный», филлон — «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров). Бесцветные пластиды называют лейкопластами. В них откладываются запасные питательные вещества — крахмал, масла и белок. Красно-оранжевые пластиды (в цветках, плодах) называют хромопластами.
Вакуоли — резервуары, отделённые от цитоплазмы мембраной. В них содержится клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, ненужные клетке. Клеточный сок — водянистая жидкость, содержащая растворённые сахара, органические кислоты и минеральные соли. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. По мере роста клетки её мелкие вакуоли сливаются в одну большую (центральную) вакуоль, а с увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки.
Основные процессы в клетке.
Клетка питается, дышит, реагирует на воздействие внешней среды, выделяет (и удаляет) ненужные ей вещества, размножается.
Одно из важных проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются вещества, отработанные клеткой. Движение цитоплазмы может замедляться или ускоряться под воздействием экологических факторов окружающей среды — света, температуры, снабжения кислородом, водой.
Питание клетки. Из внешней среды клетки растений поглощают неорганические вещества (углекислый газ, минеральные вещества, воду) и энергию солнечного света. Зелёные клетки растений с помощью хлорофилла и энергии света из углекислого газа и воды производят органические вещества — углеводы (сахара), которые затем перерабатываются в белки и жиры.
Дыхание клетки происходит с участием кислорода.
Рост клетки происходит в результате увеличения объёма цитоплазмы. вакуоли и площади клеточной стенки (рис. 23).
Все сложные процессы жизнедеятельности происходят в отдельных частях клетки. Вещества, образовавшиеся в них, перемещаются внутри клетки во время движения цитоплазмы, соединяются с другими веществами и образуют новые, которые вновь распадаются, обеспечивая клетку энергией, необходимой для жизни. Такие процессы образования веществ и их распада в клетке называют обменом веществ.
Важнейшим свойством клетки является её способность к размножению путём деления.
Клетка — живая система.
Все процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение — протекают в клетке взаимосвязано, благодаря непрерывной работе всех её частей. Все её части: ядро, цитоплазма с пластидами, мембрана, вакуоли и клеточная стенка — взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. Поэтому нарушение работы одной из них может привести к нарушению деятельности остальных частей клетки. Взаимосвязанная работа частей клетки обеспечивает её существование и жизнедеятельность как единого целого, особой живой системы — биосистемы (от греч. биос — «жизнь»).
Лабораторная работа № 1
Тема: Знакомство с клетками растения
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование и материалы: 1. Лупа ручная, микроскоп, пинцет, препаровальная игла, предметное и покровное стёкла, бинт. 2. Часть луковицы, плод томата (арбуза).
Ход работы:
Задание 1. Рассматривание клеток томата (арбуза)
1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти и положите его в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении 10 х 6, а затем — при большом 10 х 80.
3. Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет.
4. Сделайте вывод о форме и размерах клеток арбуза (томата).
Задание 2. Рассматривание клеток кожицы лука
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу. Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем — при большом. Найдите ядро и клеточную стенку.
3. Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука.
4. Сделайте вывод о форме клеток в кожице лука, о ядре и клеточной стенке клетки.
ВОПРОСЫ на стр.37
- Охарактеризуйте основные части клетки.
- Почему ядро считают самой важной частью клетки?
- Почему среди всех пластид растительной клетки хлоропластам уделяется особое внимание?
- Охарактеризуйте процессы жизнедеятельности клетки, которые можно наблюдать под микроскопом.
- Какое значение в жизни клетки имеет обмен веществ?
Ключевые слова параграфа: Клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая) мембрана, ядро, цитоплазма, вакуоль, хлорофилл, хлоропласт, хромосомы, обмен веществ, размножение клетки, деление клетки.
Правила поведения в кабинете биологии:
— соблюдайте дисциплину в кабинете биологии, точно выполняйте все указания учителя;
— не держите на рабочем месте посторонние предметы, приборы, не приносите с собой посторонние вещества, не загромождайте проходы в классе сумками и портфелями;
— перед выполнением работы изучите её задачи и ход выполнения;
— располагайте приборы, оборудование и материалы для исследований в порядке, указанном в инструкции или заданном учителем;
— соблюдайте аккуратность при работе с приборами и химическими реактивами;
— немедленно сообщайте учителю о всех неисправностях в лабораторном оборудовании, о травмах, о плохом самочувствии;
— по окончании работы сдайте учителю или лаборанту приборы и оставшиеся материалы, приведите своё рабочее место в порядок;
— тщательно вымойте руки с мылом и вытрите их салфеткой.
Задания из Рабочей тетради
Задание 1. Используя текст параграфа на с. 30—31 и рисунок 20 учебника, дополните предложения.
1. Клетка является основной … живого организма, так как … .
2. Растения бывают … и … организмами.
3. Среди … встречаются одноклеточные растения.
Задание 2. Вспомните, что вы знаете об устройстве микроскопа, о правилах приготовления микропрепаратов. Запишите названия частей микроскопа, обозначенных на рисунке цифрами.
Задание 3. На схеме строения клетки обозначьте стрелками и цифрами её основные части.
1 — ядро; 2 — цитоплазма; 3 — клеточная стенка; 4 — клеточная мембрана; 5 — вакуоль; 6 — хлоропласты.
Задание 4. Запишите, какие функции выполняют:
клеточная стенка — …
клеточная (плазматическая) мембрана — …
ядро — …
цитоплазма — …
хлоропласты — …
вакуоли — …
хромосомы — … .
Задание 5. Используя информационные источники, подготовьте сообщение об истории создания увеличительных приборов. Составьте план сообщения.
Задание 6. Выпишите номера правильных утверждений.
1. Клетка — целостная биологическая система, так как для неё характерны признаки живого организма.
2. Особенным признаком всех растений является наличие хлорофилла.
3. В цитоплазме и вакуоли находятся все части клетки.
4. В клетках растения содержатся пластиды, от которых зависит окраска органов растения.
Задание 7. Выполните лабораторную работу.
Тема: «Знакомство с клетками растения»
Цель работы: изучить строение растительной клетки.
Оборудование и материалы:
1. Лупа ручная, микроскоп, пинцет, препаровальная игла, предметное и покровное стёкла, бинт.
2. Часть луковицы, плод томата (арбуза).
Ход лабораторной работы
Задание № 1. Рассматривание клеток томата (арбуза).
- Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти и положите его в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении х8, а затем — при большом.
Клетки томата (арбуза) | |
При малом увеличении | При большом увеличении |
- Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет.
- Сделайте вывод о строении клетки растений (томата, арбуза).
Вывод: … .
Задание № 2. Рассматривание клеток кожицы лука.
- Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу. Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении х8, а затем — при большом.
- Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука.
Клетки кожицы лука | |
При малом увеличении | При большом увеличении |
- Сделайте общий вывод об особенностях строения клеток растений.
Вывод: … .
Задание 8.
1. Пользуясь текстом параграфа, заполните схему, указав основные процессы жизнедеятельности клетки.
2. Объясните, почему обмен веществ считают важнейшим процессом жизнедеятельности клетки.
Задание 9.
1. Опишите, как происходит рост клетки.
2. Укажите, с чего начинается деление клетки.
3. Охарактеризуйте биологическое значение процесса деления клетки.
Задание 10. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
- Бесцветное содержимое клетки, в котором находятся все её компоненты (органоиды)
а) клеточная стенка, б) ядро, в) цитоплазма, г) клеточный сок - Плотное образование, являющееся основным компонентом клетки
а) ядро, б) цитоплазма, в) вакуоль, г) клеточная стенка - Зелёные пластиды, содержащие хлорофилл
а) хромопласты, б) хромосомы, в) хлоропласты, г) лейкопласты - Полости с клеточным соком, содержащие сахара, другие органические вещества и минеральные соли
а) хромосомы, б) вакуоли, в) ядрышки, г) мембраны - Передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении обеспечивают
а) хромосомы, б) хромопласты, в) вакуоли, г) хлоропласты
Задание 11. Допишите предложения.
1. Клетку называют живой системой, потому что …
2. В клетке как в живой системе протекают процессы: …
Вы смотрели: Биология Пономарёва Учебник §4. Клетка — основная единица живого. Строение и жизнедеятельность растительной клетки (2022). Учебник по биологии для 7 класса (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.