7 класс — ГДЗ Русский язык Разумовская § 1. Упр. 1-7. Решебник заданий и упражнений из учебника УМК Разумовской. § 1. Изменяется ли язык с течением времени. Упражнения из учебника №№ 1 — 7 и ответы на них (готовая домашняя работа). Пособие для родителей.
О ЯЗЫКЕ
§ 1. Изменяется ли язык с течением времени
Рассуждайте на лингвистические темы.
Упр.№ 1.
1) Прочитайте текст. Докажите, что он может служить подтверждением мысли, выраженной в эпиграфе.
1. Всё живое в природе находится в постоянном движении, развитии, изменении. Маленький жёлудь, попав в землю, со временем может превратиться в хрупкое деревце. Пройдут годы, и оно станет могучим развесистым дубом, который за свою долгую жизнь подарит множество новых желудей, а они, в свою очередь, станут источником жизни других деревьев... Так происходит и в природе, и в человеческом обществе, в котором с течением времени меняются уклад, обычаи, развиваются культура, наука.
2. Язык тоже живое, вечно изменяющееся явление, в котором всё находится в постоянном движении и развитии. «Живой как жизнь» — так сказал о русском языке Н. В. Гоголь.
Действительно, любой человеческий язык на протяжении веков не остаётся неизменным. Например, в древнерусском языке было не две формы числа, а три: единственное, множественное и двойственное. По происхождению глаголы прошедшего времени являются... причастиями, а потому, как и причастия, изменяются не по лицам, а по родам и числам. Многие наречия — это застывшие формы каких-либо частей речи: вдаль (из сочетания предлога в и существительного даль), по-прежнему (из сочетания предлога по и прилагательного прежнему), вничью (из сочетания предлога в и местоимения ничью) и т. д.
Есть слова, которые со временем меняют своё лексическое значение. Например, в древности слово вратарь означало «сторож городских ворот», а теперь употребляется как спортивный термин. Соратниками называли «сотоварищей в битве» (от рать — битва, войско), а теперь это «единомышленник и товарищ по совместной деятельности».
Лингвистика открыла немало таких тайн, связанных с историей русского языка. Многие остаются ещё неразгаданными.
2) Прочитайте текст ещё раз. Закройте книгу и напишите небольшое рассуждение на тему «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь».
Многочисленные тайны языка, его исторические изменения волнуют учёных-лингвистов. Именно поэтому давно родилась специальная наука о происхождении слов — этимология (греч. etymon — правда, истина + греч. logos — учение, наука).
Этимологический (исторический) анализ слова раскрывает не только интересные, но и очень полезные сведения о нём. Например, почему нужно писать букву е в слове сметана? Исторический анализ помогает разобраться в этом вопросе. Оказывается, имя существительное сметана образовано от слова смётанная и первоначально обозначало «смётанная, собранная в кучку часть сквашенного молока».
ОТВЕТ:
Упр.№ 2.
Познакомьтесь с этимологическим словариком учебника (см. с. 306—307). Какую информацию о слове он содержит? Используя этимологический словарик, объясните происхождение и правописание данных ниже слов.
Висок, ж..лудок, л..моть, м..шок, нагр..дить, оч..ровательный, ч..рнила.
ОТВЕТ:
Упр.№ 3.
На примере данных слов докажите, что с помощью этимологического (исторического) анализа можно объяснить правильное их написание.
Зн..менитый (ист. от знамя), препод..ватель (ист. от дать), зн..комиться (ист. от знать), вообр..зить (ист. от образ), раздр..жать (ист. от дразнить), насл..ждаться (ист. от сладкий), просв..щение (ист. от свет).
ОТВЕТ:
Упр.№ 4.
1. Прочитайте отрывок из книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Земля родная». Какова основная мысль этого текста?
И дальше мы стали вспоминать, сколько слов в русском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, родина... Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирождённость родникам родной природы! Исповедь земле. Земля — это главное в природе. Земля рождающая, земля урожая... И у неба сияющий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождением; рожь — это то, что рождает земля).
2. Выпишите из текста все слова, в которых исторически выделяется корень -род-//-рож-//-рожд-. Какое общее значение объединяет их?
3. Проведите морфемный и морфологический разбор слова прирождённость.
ОТВЕТ:
Упр.№ 5.
Расскажите, что нового вы узнали, выполняя упражнения § 1. Сделайте вывод.
ОТВЕТ:
Упр.№ 6.
Укажите современный и исторический морфемный состав слов, приведённых в таблице. Сравните и сделайте вывод.
ОТВЕТ: