География 7 Климанова. Введение

Электронная версия учебника географии для учащихся 7 классов, входит в линию учебников под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева. Введение (§§ 1 — 5). Цитаты из учебника «География. Страноведение: 7 класс, учебник / Климанова, Климанов, Ким, Сиротин — М.: Дрофа (Российский учебник)» использованы в учебных целях.

ОГЛАВЛЕНИЕ  Следующая тема ►

География 7 класс (Климанова)
Введение

§ 1. География в современном мире

Какой вклад в изучение Земли вносит география

Как вы помните, слово «география» означает «землеописание». Но описывать Землю можно по-разному. Можно изучать её природу, а точнее, особенности географической оболочки; этим занимается физическая география (от греч. physis — природа). Каждая из физико-географических наук изучает какую-то часть природы: одна — климат (климатология), другая — рельеф (геоморфология), третья — природные воды (гидрология) и т. д.
Разнообразие мира людей и их хозяйства изучает экономическая и социальная география, которая также объединяет множество наук (география населения, география промышленности и др.).
На «дереве» географии есть ещё много «веток» — наук. Географу интересны и природные явления, и деятельность человека, которые делают облик нашей планеты неповторимым и разнообразным.

Чем занимается страноведение?

В сознании большинства людей география связана с опасными приключениями, загадочными культурами, знаменитыми путешественниками и далёкими странами. Без изучения стран — особенностей их природы, населения и хозяйства — сложно представить себе географию. Этим занимается страноведение (рис. 1), которое объединяет знания из самых разных наук, относящихся как к физической, так и к экономической и социальной географии, и изучает различия между странами. Это одна из самых старых географических наук, ведь сбор информации о новых землях был очень важной задачей ещё со времени первых географических открытий.

Современное страноведение не может обойтись без знаний из области других наук. Например, в том, как сегодня живёт страна, невозможно разобраться без знания её истории; понять страну помогает изучение языка, на котором говорят её жители.

География 7 Климанова. Введение

Для того чтобы не запутаться в большом количестве страноведческой информации, страноведы-географы придерживаются определённого порядка: сначала знакомятся с особенностями географического положения страны, затем изучают её природу, а потом население и хозяйство. Очень важно выделить такие черты страны, которые характерны только для неё, и такие, которые делают её похожей на другие страны.

Выводы: Географию можно сравнить с деревом, так как она тоже имеет множество «ветвей». Каждая географическая наука изучает какую-то одну группу географических объектов или явлений. Страноведение, объединяя знания из области разных географических наук, позволяет создать полный образ территорий нашей планеты.

Ключевые слова и выражения: Физическая география. Экономическая и социальная география. Страноведение.

ОТВЕТЫ на Вопросы и задания к § 1:

► 1. Чем страноведение отличается от землеведения? Как могут помочь полученные вами в начальном курсе географии знания о природе при изучении стран?
ОТВЕТ: Страноведение в отличие от землеведения занимается изучением физико-географических и социально-экономических особенностей отдельных государств. Землеведение же изучает наиболее общие аспекты физической географии земного шара целиком. Знания, полученные в начальном курсе географии.

►► 2. Пролистайте географический атлас для 7 класса. Какая информация в нём содержится? Разделите карты атласа на группы по охвату территории, содержанию и масштабу.
ОТВЕТ: В географическом атласе для 7 класса содержится информация о физико-географических характеристиках Земли и материков (климат, геология, рельеф, почвы, природные зоны), а также карты океанов, для всех материков приведены комплексные карты хозяйства. Помимо этого, представлены мировая политическая карта и карта населения. По охвату территории карты подразделяются на карты мира, материков, океанов и частей света (представлены карты Европы и Азии отдельно). По содержанию есть общегеографические карты (карты мира и материков), а также тематические (физико-географические: климатические карты и карты природных зон; социально-экономические: комплексные карты материков). По масштабу все карты крупномасштабные (масштаб крупнее 1:200 000).

►►► 3. Перечислите способы, с помощью которых получают информацию о незнакомой стране. Укажите достоинства и недостатки каждого из них. Как вы думаете, что из того, что вы уже изучили в школе, пригодится вам на уроках страноведения?
ОТВЕТ: Способы, с помощью которых получают информацию о незнакомой стране:

  • 1) Картографические (карты и атласы): достоинствами является полнота получаемой информации и её визуализация, недостатками является необходимость знаний чтения и анализа карты, которыми обладает не каждый человек.
  • 2) Справочники, учебники и энциклопедии, книги и статьи: достоинствами является точная и сжатая по объему информация, к недостаткам можно отнести актуальность информации, так как с издания книги может пройти некоторое количество времени и социально-экономические аспекты могут сильно измениться. К недостаткам относится и достоверность с точки зрения научности текста, ведь художественная литература не всегда достоверна.
  • 3) Интернет: достоинством является доступность и огромный объём информации, которую можно получить, к недостаткам можно отнести достоверность источников.
  • 4) Космические снимки и аэрофотосъемка, геоинформационные системы (ГИС): к достоинствам можно отнести отличную визуализацию и возможность фиксирования изменений во времени, к недостаткам относятся необходимость наличия специальных навыков работы с такими тапами информации.

На уроках страноведения пригодятся ранее изученные умения в анализе и чтении карты, умение работать с географическими справочниками и энциклопедиями, навыки поиска информации на проверенных интернет-ресурсах.

 

§ 2. Материки, части света и страны.

В чём разница между материком и частью света?

Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты занята сушей и океаном (рис. 2). Вам известно, что крупнейшие участки суши, со всех сторон окружённые океаном, называют материками (или континентами). Материки — крупные массивы суши с особым строением земной коры. Как вы помните, их на планете шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Каждый материк — очень большой природно-территориальный комплекс.

ОТВЕТЫ на вопросы «Работа с картой»:

  1. В чём отличие материков от частей света?
    ОТВЕТ: Материк – это крупный участок суши, со всех сторон окружённый водой и подразумевает физико-географическое разделение территории, тогда как часть света — это материк или его часть с расположенными рядом островами и подразумевает историко-культурное разделение.
  2. Какие части света называются так же, как материки, которые они включают?
    ОТВЕТ: Части света, которые называются также как и материки, которые они включают: Африка, Антарктида.
  3. В какую часть света входят два материка? На каком материке находятся две части света?
    ОТВЕТ: Два материка включает в себя часть света Америка (материки Северная и Южная Америка). Две части света находятся на материке Евразия (Европа и Азия).
  4. В какой части света расположен ваш населённый пункт?
    ОТВЕТ: Мой населённый пункт – город Москва. Он расположен в Европе.

Когда европейцы открывали Землю, они делили её на части света (рис. 3). Материки и части света — не синонимы. Появление названий новых частей света связано с процессом освоения человеком нашей планеты. Часть суши, которая европейцам была хорошо знакома, называлась Старым Светом. Старый Свет образуют Европа, Азия и Африка. В эпоху Великих географических открытий была открыта Америка — Новый Свет, а позже — Австралия и Антарктида.

Территория почти всех материков (кроме Антарктиды) и островов разделена между странами (государствами).

На какой карте можно увидеть сразу все страны мира?

Части света включают в себя территорию материков и прилегающих к ним островов. Все государства нашей планеты, их территория и столицы — главные города, в которых размещаются органы власти, показаны на политической карте мира.

По политической карте мира видно, что государство, страна занимает часть поверхности земного шара и имеет собственные границы (государственные границы). Часто границы проходят по природным рубежам — горным хребтам, озёрам, рекам (рис. 4); если таких рубежей нет, то на местности иногда проводят специальную пограничную полосу (рис. 5). В экономической и социальной географии слова «государство» и «страна» — близки по значению. Но понятие «страна» чаще используется как понятие культурное, а «государство» — как политико-правовое.

На политической карте мира показаны как независимые государства, так и зависимые территории, колонии. Независимость одного государства от другого определяет его право проводить собственную политику. В настоящее время на земном шаре примерно 210 независимых государств. Зависимых территорий гораздо меньше.

ОТВЕТЫ на вопросы «Работа с картой»:

  1. Какую информацию содержит политическая карта мира?
    ОТВЕТ: Политическая карта мира содержит информацию о границе государств, расположении их столиц, численности населения крупнейших городов. На карте отмечаются крупные физико-географические объекты (моря, океаны, острова).
  2. Как картографы показывают страны и их столицы?
    ОТВЕТ: Названия стран выделяется цветом (красным в данном случае) и подписывается большими буквами, названия столиц государств обозначается большими буквами, выполненными жирным шрифтом черного цвета.
  3. Как обозначаются на карте зависимые территории?
    ОТВЕТ: Названия зависимых территории обозначаются тем же цветом, что и названия государств, но слово пишется не всеми большими буквами, а с заглавной буквы и остальные маленькие.
  4. Сопоставьте политическую и физическую карты мира в атласе и назовите страны, границы между которыми проходят по рекам и горным хребтам.
    ОТВЕТ: Страны, границы которых проходят по рекам: Россия, Китай, США, Мексика, Бразилия, Парагвай, Аргентина. Страны, границы которых проходят по горным хребтам: Россия, Монголия, Грузия, Азербайджан, Чили, Аргентина, Индия.

Выводы: Материки наряду с океанами представляют собой крупнейшие на планете природные комплексы и объекты физической географии. В отличие от материков части света рассматриваются только в историческом аспекте и связаны с историко-культурными различиями в жизни и хозяйстве людей. В настоящее время на земном шаре около 210 независимых государств, которые, как и зависимые территории, можно увидеть на политической карте мира.

Ключевые слова и выражения: Часть света. Столица. Политическая карта мира. Государство (страна). Государственная граница. Независимое государство. Колония.

ОТВЕТЫ на Вопросы и задания к § 2:

► 1. Найдите страны, упомянутые в параграфе, на политической карте мира в атласе. На каких материках находятся эти страны? Назовите их столицы.
ОТВЕТ: Испания, Иордания, Израиль и Китай находятся на материке Евразия. Япония – на Японских островах.

► 2. На каком материке и в каких частях света расположена Россия? Какими океанами она омывается? С какими странами граничит?
ОТВЕТ: Россия находится на материке Евразия, в частях света Европа и Азия. Россия омывается водами Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Россия граничит с: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Южной Осетией, Абхазией, Казахстаном, Китаем, Монголией, КНДР – по суше, с Румынией, Турцией, Японией, США – по морю. 

 

§ 3. Разнообразие стран современного мира.

ОТВЕТЫ на Вопросы и задания к § 3:

►►► 1. Найдите на политической карте мира страны, форма территории которых кажется вам интересной. На что похожи их очертания? Имеет ли значение форма территории страны для проживающих в ней людей?
ОТВЕТ: Страны, форма территории которых кажется интересной: Австралия (голова собаки), Италия (сапог), Куба (перевёрнутая лиса), Россия (бык), Монголия (перевёрнутая черепаха). Форма территории страны практически не имеет никакого значения для страны. Она определяется расположением этой территории в пространстве. Значение формы проявляется только при формировании транспортной сети, так как из-за формы страны могут возникать транспортные проблемы (узкие перешейки или большая протяжённость).

►►► 2. Выскажите свои суждения о размерах государственной территории. Какие плюсы и минусы жизни в большом по площади государстве и в очень маленькой стране вы можете назвать?
ОТВЕТ: Плюсами жизни в большом государстве является возможность путешествовать и проживать в разных природных условиях, в больших государствах часто разнообразна культура, что интересно для туризма. Большие страны отличаются большим разнообразием природных ресурсов, что усиливает экономическую мощь таких стран, в целом в большой стране возникает больше возможностей для выбора профессии. Минусами являются большие расстояния между объектами страны, часто в больших странах страдает транспортная инфраструктура из-за больших расстояний. Плюсами жизни в маленькой стране является близкое расположение городов и прочих объектов, хорошее качество дорог, развитая транспортная инфраструктура. Минусы жизни в маленькой стране заключаются в узкой направленности хозяйственной деятельности, высокая плотность населения.

 

§ 4. Урок-практикум.

Источники страноведческой информации.

ОТВЕТЫ на Вопросы и задания к § 4:

► 1. О каких источниках страноведческой информации вы узнали из параграфа? Какую особенность имеет каждый из этих источников?
ОТВЕТ: В параграфе я узнал об источниках страноведческой информации: географический энциклопедический словарь и литературное произведение, а также космические снимки. Энциклопедический словарь даёт краткую и общую информацию о территории (стране или регионе), литературное произведение достаточно полно описывает природу территории, а также население (быт, поведение, традиции, одежду, пищу, занятия). Космические снимки при умении их анализировать могут дать больше количество информации, например, о размещении населения (косвенно о количестве), изменении структуры хозяйства во времени, о природе территории.

►► 2. Познакомьтесь с географическим энциклопедическим словарём, имеющимся в библиотеке. Какая информация в нём собрана? Постарайтесь найти в словаре сведения о своём населённом пункте или об объектах, расположенных вблизи него.
ОТВЕТ: В географическом энциклопедическом словаре собрана общая как физико-географическая, так и социально-экономическая информация о различных географических объектах, (материки, острова, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы, реки, озёра, водохранилища, горы, равнины, ледники и другие природные объекты; все страны мира, административно-территориальные единицы, города, туристские объекты, важные политические, экономические, научные и культурные центры).

►► 3. Используя разнообразные источники информации (журналы, газеты, путеводители, Интернет), подготовьте небольшой рассказ о современном быте коренного жителя Аляски.
ОТВЕТ: Современный быт коренного жителя Аляски похож на быт сельской местности. Большая часть коренного населения Аляски в настоящее время проживает в деревянных домах, часть кочующих народов до сих пор живут в типи или вигвамах из шкур животных. Питание коренного населения практически не изменилось, рыба и морепродукты также играют большую роль в рационе, как и добыча охотников. У каждой семьи теперь свой дом, а не временные зимовья на несколько семей, как было распространено ещё 100 лет назад, население занято традиционной хозяйственной деятельностью (охота, рыболовство и оленеводство), а также задействовано в туристическом и гостиничном деле, в добыче полезных ископаемых (нефти и газа, руд металлов).

 

§ 5. Урок-практикум, продолжение.

Карта — один из основных источников страноведческой информации.

ОТВЕТЫ на Вопросы и задания к § 5:

►► 1. Просмотрите карты своего атласа, посвящённые одному материку. Что можно узнать об этом материке с помощью данных карт?
ОТВЕТ: С помощью карт атласа, посвященных одному материку можно узнать о его рельефе, речной сети и озёрах, омывающих его морях и океанах, океанических течениях у берегов, месторождениях полезных ископаемых, расположении природных заповедников и национальных парков. Также можно узнать о климате материка и его природной зональности (в том числе о наиболее характерных животных), о размещении населения, о крупных населённых пунктах и хозяйственных районах материка.

►► 2. Подготовьте краткое сообщение о путешественнике или исследователе, чьё имя осталось на карте Аляски. Укажите источники информации, которыми вы пользовались.
ОТВЕТ: Краткое сообщение о путешественнике, чьё имя осталось на карте Аляски. Отто Евстафьевич Коцебу родился 30 (19) декабря 1787 в Ревеле (Таллин), российский кругосветный мореплаватель, трижды обогнувший Землю, исследователь Северной Америки и Тихого океана. Георгиевский кавалер (1819), сын Августа Фридриха фон Коцебу, немецкого писателя и драматурга. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге в 1803 г. и в том же году принял участие в кругосветном плавании на парусном судне «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. В 1815–1818 гг. руководил экспедицией на корабле «Рюрик», в ходе которой был открыт ряд островов в архипелаге Туамоту и в группе Маршалловых островов, открыт залив на западе Аляски, названный именем Коцебу. Во время плавания проводил океанографические работы. В 1823 г. был назначен командиром шлюпа «Предприятие», на котором отправился в русские владения в Северной Америке, совершив кругосветное плавание. В 1828 г. опубликовал книгу «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Предприятие»», в которой обобщил собранный им богатый этнографический материал о чукчах, аляскинских эскимосах, калифорнийских индейцах, жителях тропических о-вов Тихого океана. Первым исследовал ископаемый лед на Аляске. В 1830 г. ушел в отставку. Умер 15 (3) февраля 1846 года в Ревеле. Источники информации: http://hrono.ru/biograf/bio_k/kocebuoe.php и http://discover-history.com/explorers/Kotzebue-Otto-von.htm

►►► 3. Как вы думаете, почему карту можно назвать средством общения между людьми, даже не говорящими на одном языке?
ОТВЕТ: Карту можно назвать средством общения между людьми, не говорящими на одном языке, так как карта содержит универсальный язык – условные знаки, которые одинаковы и понятны, пользуясь картой, можно узнать, например, откуда человек, возможно, чем занимается. Благодаря карте можно не зная зыка объяснить характерные природные особенности территории.

►►► 4. Пользуясь разнообразными источниками информации, подготовьте сообщение о территории или стране, которую вы посетили во время летних каникул.
ОТВЕТ: Во время летних каникул я побывал в Пермском крае. Пермский край расположен на самом востоке Восточно-Европейской равнины в Предуралье. Площадь 160236 км2, численность населения 2,6 млн человек. Административный центра края – город Пермь, расположенный на реке Кама. Крупные города: Пермь, Соликамск, Чайковский. Рельеф территории характеризуется холмистой равниной, а на востоке горами (Уральские горы). Климат территории умеренно-континентальный, температура января от -16 до -180С, июля около +160С, среднегодовое количество осадков на территории 600-800 мм. Край лежит в природных зонах тайги и смешенного леса. На территории края развитая речная сеть с крупнейшей рекой Кама. Регион богат полезными ископаемыми: нефть и природный газ, калийные соли, золото, алмазы, строительные материалы, хромиты. В крае развито машиностроение, химическая и лесная промышленность, нефтепереработка и электроэнергетика.

 


Вы смотрели: География. Страноведение: 7 класс, учебник / Климанова, Климанов, Ким, Сиротин — Введение (§§ 1 — 5).

ОГЛАВЛЕНИЕ  Следующая тема ►

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней