География 7 Климанова 2020

География. Страноведение: 7 класс, учебник / О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким, В. И. Сиротин — М. : Дрофа, 2020. — 320 с. (Российский учебник).

Учебник предназначен для учащихся 7 классов и входит в линию учебников иод редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева. В учебнике увеличена доля страноведческой информации, все страны и территории рассматриваются с учётом взаимосвязей природы и хозяйства, материальной и духовной культуры населения. Первостепенное внимание уделено странам Евразии — «родного материка» россиян; в числе стран Евразии рассматривается и Россия. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

География 7 Климанова. Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. География в современном мире……………. 7
§ 2. Материки, части света и страны………………. 9
§ 3. Разнообразие стран современного мира………….. 13
§ 4. Урок-практикум. Источники страноведческой информации ……….. 16
§ 5. Урок-практикум, продолжение. Карта — один из основных источников страноведческой информации …… 21

РАЗДЕЛ I. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Тема 1. Население мира
§ 6. Расселение человека по земному шару …..27
§ 7. Численность и размещение населения мира …..32
§ 8. Человеческие расы ……………….36
§ 9. Народы мира……………………..39
§ 10. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира………………..46
Тема 2. Хозяйственная деятельность людей
§11. Возникновение и развитие хозяйства …………. 52
§ 12. Современное хозяйство мира………………… 55

РАЗДЕЛ II. ОКЕАНЫ, МАТЕРИКИ И СТРАНЫ МИРА

Тема 3. Океаны
§ 13. Мировой океан и его значение для человечества ……… 63
§ 14. Атлантический океан — самый молодой и освоенный …………………….. 67
§15. Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана ……… 71
§ 16. Тихий океан — самый большой и глубокий ………… 74
§ 17. Северный Ледовитый океан — самый маленький и холодный …………… 78
Тема 4. Евразия. Общая характеристика
§ 18. Евразия. Географическое положение ……………. 82
§ 19. Рельеф Евразии …………………………….. 85
§ 20. Климат Евразии …………………………….. 87
§ 21. Внутренние воды и природные зоны Евразии ………. 92
Тема 5. Европа
§ 22. Северная Европа …………………………… 96
§ 23. Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия) ………….104
§ 24. Франция и страны Бенилюкса ……………….110
§ 25. Германия и Альпийские страны ……………..115
§ 26. Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии ………121
§ 27. Белоруссия, Украина и Молдавия ……………..127
§ 28. Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове ….. 133
§ 29. Страны на Апеннинском полуострове …………..139
§ 30. Дунайские и Балканские страны ……………143
§ 31. Россия — самая большая по площади страна мира ……..147
§ 32. Природа, население и хозяйство России ……….150
Тема 6. Азия
§ 33. Закавказье ……………………………….159
§ 34. Юго-Западная Азия …………………………164
§ 35. Центральная Азия ………………………….170
§ 36. Китай и Монголия ………………………….176
§ 37. Япония и страны на Корейском полуострове …….183
§ 38. Южная Азия ……………………………….189
§ 39. Юго-Восточная Азия………………………..195
§ 40. Общая характеристика Африки………………….202
§ 41. Северная Африка…………………………….206
§ 42. Западная и Центральная Африка………………..210
§ 43. Восточная Африка……………………………216
§ 44. Южная Африка……………………………….221
Тема 8. Америка — Новый Свет
§ 45. Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика……………………………228
§ 46. Канада…………………………………..232
§ 47. Особенности географического положения, государственного устройства и природы США ………..237
§ 48. Население и хозяйство США …………………245
§ 49. Центральная Америка и Вест-Индия……………249
§ 50. Бразилия…………………………………255
§51. Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили …..261
§ 52. Лапландские страны…………………………267
Тема 9. Австралия и Океания
§ 53. Географическое положение и природа Австралии…273
§ 54. Австралийский Союз………………………..278
§ 55. Океания………………………………….281
Тема 1 0. Полярные области Земли
§ 56. Полярные области Земли…………………….289
§ 57. Антарктика……………………………….294

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПЛАНЕТА: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

§ 58. История изменения природы Земли человеком …..303
§ 59. Изменение человеком природы материков……….308

Приложения…………………………………….313
Словарь……………………………………….313
Планы характеристик объектов и явлений……………318


Дорогие ребята!

Вы уже познакомились с землеведением — первым из школьных географических курсов. Теперь вы знаете, почему на нашей планете появились горы и равнины, как возникают ветер и дождь, вам известно о существовании на Земле пустынь и лесов, степей и тундр. Одним словом, вы представляете, что природа нашей планеты очень разнообразна. Землю населяет множество народов. Каждый из них имеет свой язык, культуру, его представители отличаются внешне. Разнообразие народов — ещё одна особенность нашей планеты, которая делает её интересной для её жителей.

Развиваясь, народы не только изменяли природу, но и приспосабливались к ней. В ходе развития человечества возникли первые государства, или страны. Они появлялись, меняли свои размеры и исчезали. К настоящему времени почти вся суша Земли разделена между государствами; их разнообразие — это тоже особенность нашей планеты.

В 7 классе на уроках географии вы будете изучать курс «Страноведение». При знакомстве с этим курсом вам предстоит узнать много самой разной информации. Новые понятия и термины выделены жирным шрифтом, значение слов, подчёркнутых оранжевой линией, вы найдёте в словаре в приложениях. Географические названия, имена и фамилии путешественников, учёных, других известных людей даны курсивом. Вопросы и задания в конце параграфов подразделяются на три уровня:

  1. ► вопросы первого уровня проверяют ваши знания;
  2. ► ► вопросы второго уровня — умение применить знания;
  3. ► ►► при ответе на вопросы третьего уровня вы должны будете выразить своё отношение к затронутой теме.

В учебнике много карт, фотографий и рисунков. Ко многим из них есть вопросы и задания. Для того чтобы ваши знания по географии были более прочными, постарайтесь выполнять эти задания и отвечать на предложенные вопросы самостоятельно.

В учебнике представлены темы проектных работ, которые вы можете выбрать для своей исследовательской деятельности. При работе с учебником постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового узнали? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? После прочтения материала параграфа обязательно отвечайте на вопросы и выполняйте задания. Если у вас при этом возникнут сложности, обратитесь повторно к материалу параграфа или к учителю.

Введение

§ 1. География в современном мире

■ Какой вклад в изучение Земли вносит география

Как вы помните, слово «география» означает «землеописание». Но описывать Землю можно по-разному. Можно изучать её природу, а точнее, особенности географической оболочки; этим занимается физйческая география (от греч. physis — природа). Каждая из физико-географических наук изучает какую-то часть природы: одна — климат (климатология), другая — рельеф (геоморфология), третья — природные воды (гидрология) и т. д.
Разнообразие мира людей и их хозяйства изучает экономйческая и социальная география, которая также объединяет множество наук (география населения, география промышленности и др.).
На «дереве» географии есть ещё много «веток» — наук. Географу интересны и природные явления, и деятельность человека, которые делают облик нашей планеты неповторимым и разнообразным.

■ Чем занимается страноведение?

В сознании большинства людей география связана с опасными приключениями, загадочными культурами, знаменитыми путешественниками и далёкими странами. Без изучения стран — особенностей их природы, населения и хозяйства — сложно представить себе географию. Этим занимается страноведение (рис. 1), которое объединяет знания из самых разных наук, относящихся как к физической, так и к экономической и социальной географии, и изучает различия между странами. Это одна из самых старых географических наук, ведь сбор информации о новых землях был очень важной задачей ещё со времени первых географических открытий.
Современное страноведение не может обойтись без знаний из области других наук. Например, в том, как сегодня живёт страна, невозможно разобраться без знания её истории; понять страну помогает изучение языка, на котором говорят её жители.

Для того чтобы не запутаться в большом количестве страноведческой информации, страноведы-географы придерживаются определённого порядка: сначала знакомятся с особенностями географического положения страны, затем изучают её природу, а потом население и хозяйство. Очень важно выделить такие черты страны, которые характерны только для неё, и такие, которые делают её похожей на другие страны.

Выводы
Географию можно сравнить с деревом, так как она тоже имеет множество «ветвей». Каждая географическая наука изучает какую-то одну группу географических объектов или явлений. Страноведение, объединяя знания из области разных географических наук, позволяет создать полный образ территорий нашей планеты.

Ключевые слова и выражения: Физическая география. Экономическая и социальная география. Страноведение.

Вопросы и задания
► ————————————————————
1. Чем страноведение отличается от землеведения? Как могут помочь полученные вами в начальном курсе географии знания о природе при изучении стран?
►► ———————————————————
2. Пролистайте географический атлас для 7 класса. Какая информация в нём содержится? Разделите карты атласа на группы по охвату территории, содержанию и масштабу.
►►► ———————————————————
3. Перечислите способы, с помощью которых получают информацию о незнакомой стране. Укажите достоинства и недостатки каждого из них. Как вы думаете, что из того, что вы уже изучили в школе, пригодится вам на уроках страноведения?

Фрагмент учебника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *