7 класс онлайн читать: История России Черникова §§ 28-30 «Освоение Сибири и Дальнего Востока. Просвещение, наука, литература в XVII в. Искусство в XVII в. Повседневная жизнь» (уч-к Мединского) Глава III. Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§ 28. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Вопросы и задания на стр.269
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Что происходит на картине? С какими трудностями сталкивались казаки?
- Определите хронологический порядок событий: 1) поход Семёна Дежнёва; 2) уступка Албазина Китаю по Нерчинскому договору; 3) начало правления династии Цин в Китае; 4) походы Ерофея Хабарова.
- Дайте определение понятия «ясак». Почему его собирали не в денежной, а в натуральной форме (в основном пушниной)?
- Укажите не менее двух причин освоения Россией Сибири и Дальнего Востока. Сформулируйте не менее трёх особенностей продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.
- Укажите не менее трёх, на ваш взгляд, ключевых событий (географических открытий) освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Каково было значение этих открытий? Сформулируйте не менее двух итогов.
- Сравните отношение к местному населению землепроходцев при освоении Сибири и Дальнего Востока с процессом колонизации Северной и Южной Америки. Что можно увидеть общего в этих процессах, а в чём заключаются принципиальные различия?
- Можно ли освоение Сибири и Дальнего Востока отнести к Великим географическим открытиям? Ответ объясните.
- * Существует следующая точка зрения на присоединение к России народов Сибири и Дальнего Востока: «Присоединение к России народов Сибири и Дальнего Востока оказало положительное влияние на их дальнейшее развитие». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение подтвердите фактами.
- * Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «Взаимоотношения русских и местного населения Сибири и Дальнего Востока» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какое значение для России имело освоение Сибири и Дальнего Востока?
§ 29. Просвещение, наука, литература в XVII в.
Вопросы и задания на стр.275
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите, как проходил процесс обучения в школе XVII в.
- Заполните таблицу.
Литературные жанры XVII в. | Примеры произведений |
- Прочитайте отрывок из работы современного российского учёного В. Г. Торосяна и ответьте на вопросы.
Первые частные школы в Москве подготовили основание Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учёными греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения.
В каком году было открыто учебное заведение, о котором говорится в тексте? Какие задачи перед ним ставились? - Покажите на примерах литературных произведений, что в русской культуре XVII в. «старина и новизна перемешались».
- Сравните литературу XVI и XVII вв. Укажите, что было общим, а что — различным.
- Что общего можно отметить в развитии образования, науки и литературы в России и в странах Западной Европы в XVII в.? Какие были различия?
- * Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о книгохранителе и справщике Московского печатного двора С. Медведеве.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие изменения в образовании, науке и литературе XVII в. доказывают, что русская культура переживала переход к новому этапу своего развития?
§ 30. Искусство в XVII в. Повседневная жизнь.
Вопросы и задания на стр.282
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие новые черты живописи XVII в. проявились в иконе Симона Ушакова «Тайная вечеря»? Чем можно объяснить эти изменения?
- Как вы понимаете понятие «обмирщение культуры»? В чём выразился процесс обмирщения в русском искусстве XVII в.?
- Выделите характерные особенности архитектуры XVII в. Докажите, что московское (нарышкинское) барокко является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества.
- Почему XVII век можно назвать переходным от Средневековья к Новому времени? В чём проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.?
- Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в XVII в.? Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе XVII в.?
- Прочитайте отрывок из сочинения историка А. М. Сахарова и ответьте на вопросы.
Выходец из посадских людей, он работал в Оружейной палате и был возведён в дворянское звание. Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица. Знаменитым произведением является его «Спас Нерукотворный», в котором художник изобразил классически правильное лицо. Очень хорошо передана его объёмность, ткань, на которой, по церковному преданию, возникло изображение Христа.
О ком идёт речь в отрывке? Какие особенности творчества отражены в тексте? - Сравните развитие искусства XVI и XVII вв. Укажите различия.
- Прочитайте отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и ответьте на вопросы.
В XVII в. вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. Царь Алексей — отчасти и царь Фёдор — вполне являлись уже представителями нового направления.
Что имел в виду историк? Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свой ответ. - * Можно ли утверждать, что развитие искусства в России в XVII в. существенно отставало от западноевропейского? Аргументируйте ответ.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие явления в развитии искусства свидетельствовали об обмирщении русской культуры в XVII в.?
Вы смотрели: 7 класс История России Черникова §§ 28-30 «Освоение Сибири и Дальнего Востока. Просвещение, наука, литература в XVII в. Искусство в XVII в. Повседневная жизнь» (п/р Мединского). Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника