7 класс онлайн смотреть: учебник История России Черникова §3-5 «Начало царствования Ивана IV. Военные реформы Ивана IV и Избранной рады. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.» (уч-к п/р Мединского). Цитаты из учебного пособия, а также фотографии использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения (п.1 ч.1 ст.1274 ГК РФ), авторы и источники заимствования указаны в конце статьи.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§ 3. Начало царствования Ивана IV.
Вопросы и задания (стр.35)
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Представители каких сословий на ней изображены? Насколько Земский собор был самостоятельным органом власти? Была ли необходима Ивану IV поддержка Земского собора в период проведения реформ Избранной рады? Ответ объясните.
- Определите хронологический порядок событий: 1) принятие Судебника Ивана IV; 2) начало Реформации в Англии по инициативе Генриха VIII; 3) Аугсбургский религиозный мир; 4) принятие Иваном IV царского титула, начало реформ Ивана IV и Избранной рады; 5) Стоглавый собор.
- Что такое кормления? Почему они были ликвидированы в ходе реформ Избранной рады?
- Прочитайте отрывок из сочинения французского историка А. Труайя и ответьте на вопросы.
Царь… отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ. Заменить их он решает Советом из представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью.
Как назывался орган власти, о котором идёт речь в отрывке? Чем он отличается от Боярской думы? Какие исторические личности вошли в его состав? - Составьте и заполните в тетради таблицу «Реформы Ивана IV и Избранной рады». Укажите в ней цели, содержание и итоги преобразований в середине XVI в.
- Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Ст. 88. А хрестьянам отказыватися из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем. А дворы пожилое платят… за двор рубль да два алтына…
1) Определите название документа. 2) В чём суть статьи 88? 3) Какие нововведения предусматривал этот документ? - Сравните деятельность Земского собора и функции парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции. Выделите общие черты, отметьте различия.
- * Чем реформы Генриха VIII в Англии отличались от реформ Избранной рады?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Почему в середине XVI в. в России назрела необходимость проведения реформ?
§ 4. Военные реформы Ивана IV и Избранной рады.
Вопросы и задания (стр.43)
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто составлял основу поместного войска? Какие задачи перед ним стояли? Придумайте своё название картины.
- Определите хронологический порядок событий: 1) запрет местнических споров между воеводами во время войны; 2) завоевание испанцами во главе с Ф. Писарро державы инков; 3) принятие Уложения о службе; 4) открытие Тридентского собора.
- Перечислите основные мероприятия военных реформ 1550-х гг. Можно ли назвать их результативными? Почему вы так считаете?
- Какие сословные группы в XVI в. входили в состав служилых людей? Как изменилось их социальное положение в результате реформ 1550-х гг.?
- Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и правления Ивана IV. Выделите общие черты и различия.
- Сформулируйте не менее трёх отличий казаков от остальных групп российского населения XVI в.
- Прочитайте отрывок из сочинения венецианца Ф. Тьеполо, побывавшего в России в середине XVI в., и ответьте на вопросы.
Конница из более знатных и богатых одевается в панцирь из тонких и хорошо закалённых металлических пластин и островерхий шлем, равным образом сделанный из пластинок; причём всё это производится в Персии.
Эти [конники] в большинстве своём действуют копьём, прочие же вместо лат носят толстые [стёганые] кафтаны, очень плотно набитые хлопком, они хорошо противостоят ударам, особенно стрелами. Среди них есть большой отряд аркебузьеров [вооружённые огнестрельным оружием] , а все другие действуют луком.
Общим для всех оружием являются меч и кинжал, а немногие выделяются железными палицами. Лошади у них малорослые, но весьма приспособлены к [воинскому] труду и всяким невзгодам, а сверх того и к холоду.
1) Из чего состояло вооружение русских воинов? Какие виды оружия преобладали? 2) Почему только знатные люди носили панцирь и шлем из металлических пластин? 3) Кто такие аркебузьеры? Много ли их было в дворянской коннице? Объясните почему. - Сравните службу русских стрельцов и мушкетёров во Франции. Назовите общие черты, укажите различия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Как военные реформы середины XVI в. повлияли на положение служилых людей?
§ 5. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.
Вопросы и задания (стр.50)
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Почему в XVI в. основной угрозой для безопасности Российского государства стало южное направление?
- Определите хронологический порядок событий: 1) основание Казанского ханства; 2) Вормсский рейхстаг; 3) завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове; 4) образование Крымского ханства.
- Сравните Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Что между ними было общего? Выделите отличительные признаки каждого из них. Ответ оформите в виде таблицы в тетради.
Табл. Ханство Сходство Различия - * Составьте в тетради простой план ответа по теме «Отношения Москвы и Казанского ханства в первой половине XVI в.».
- * Подготовьте сообщение на тему «Взаимоотношения Крымского ханства и Османской империи» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Что было причиной военно-политических конфликтов между Россией и татарскими ханствами — наследниками Золотой Орды?
Вы смотрели: 7 класс История России Черникова §3-5 «Начало царствования Ивана IV. Военные реформы Ивана IV и Избранной рады. Наследники Золотой Орды в середине XVI в.» (уч-к п/р Мединского).
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
(с) В настоящей статье в учебных целях использованы:
— цитаты и фотографии из учебника «История России 7 класс. XVI — КОНЕЦ XVII ВЕКА / Т. В. Черникова, Р. В. Пазин, п/р В. Р. Мединского (3-е изд.) – М.: Просвещение».