7 класс онлайн читать: История России Черникова Итоги главы 3 (уч-к Мединского) Глава III «Россия при первых Романовых». Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
ИТОГИ ГЛАВЫ III
«Россия при первых Романовых»
В годы правления Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича происходило укрепление царской власти. Одновременно первая половина XVII в. стала периодом расцвета Земских соборов, которые созывались для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. Но по мере перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной Земские соборы утратили своё значение.
XVII век стал временем расширения территории страны на восток (за счёт сибирских и северных земель). В состав России вернулись утраченные в годы Смуты смоленско-черниговские земли, вошли Киев, Левобережье Днепра и земли запорожских казаков в низовьях Днепра. Вернуть выход к Балтике в XVII в. не получилось, что замедляло контакты со странами Западной Европы.
В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое окончательно закрепостило крестьян. Но при этом XVII век стал временем экономического подъёма Российского государства: были преодолены тяжёлые последствия Смутного времени, развивалось мелкотоварное ремесленное производство, появились первые мануфактуры, формировался всероссийский рынок.
Не без оснований современники называли свою эпоху «бунташным веком». Церковная реформа середины ХАЛ в. привела к расколу. В результате столкновения патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем церковная власть оказалась в ещё большей зависимости от государства.
Новые веяния становятся заметными и в культурной жизни страны. Это нашло своё выражение прежде всего в обмирщении искусства, т. е. обретении им светских черт, в постепенном освобождении культуры от церковного влияния. К проявлениям обмирщения можно отнести появление парсуны и развитие сатиры.
К концу XVII в. наметившееся военно-техническое отставание от передовых стран Европы определяло необходимость реформ в России. При первых Романовых — Михаиле, Алексее, Фёдоре — началось создание полков нового строя. Укрепление связей со странами Европы создало необходимые предпосылки для последующей модернизации России в эпоху Петра I.
Вопросы и задания к главе 3
- Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Сравните это изображение с картиной художника А. М. Васнецова «Красная площадь при Иване Грозном» (с. 97). Какие вы видите различия? Можно ли по ним судить о развитии государства в XVII столетии? Ответ обоснуйте.
- Что мешало, а что способствовало развитию экономики России в XVII в.? Что нового появилось в экономической жизни страны в этот период?
- Существует следующая точка зрения: «Система управления в России в середине XVI в. и в середине XVII в. была сходна». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
- Прочитайте отрывок из законодательного документа и выполните задания.
А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых… годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, сбежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат с жёнами и с детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молочёным отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать и за собою не держать…
Укажите название документа. В чём смысл приведённого отрывка? Привлекая текст документа и знания по истории, укажите не менее трёх юридических норм, определявших положение крестьян. - В чём были причины церковного раскола? В чём состояло его значение?
- Какие изменения в центральном и местном управлении произошли в царствование Алексея Михайловича? Подумайте, с чем они могли быть связаны. Приведите не менее трёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе страны к абсолютной монархии.
- Почему отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики России на протяжении всего XVII в.? Каковы были результаты внешней политики России в XVII в.? Как изменилась территория европейской части России в XVII в.?
- Докажите, что в XVII в. в культуре России происходил процесс обмирщения.
- Сравните политическое развитие России в правление Михаила Фёдоровича и в правление Алексея Михайловича. Укажите черты сходства и различия.
- Проведите дискуссию в классе, обсудив тезис: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от стран Западной Европы».
- Как развитие капиталистических отношений, становление абсолютизма, Реформация и Контрреформация в европейских странах повлияли на явления и процессы в истории России в XVI—XVII вв.? Приведите не менее трёх-четырёх примеров.
- Чьи интересы защищала система местничества? Кто и когда её отменил? Почему?
- Выясните, какие события XVII в. связаны с историей вашего края.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы III.
Какие изменения в развитии государства и общества позволяют рассматривать правление первых Романовых как переходный этап от Средневековья к Новому времени?
Темы проектов
- События XVII в. глазами художников (В. И. Суриков, А. П. Рябушкин, Э. Э. Лисснер, А. М. Васнецов и др.).
- Русские заводы XVII в.
- Деятельность приказа XVII в. (по выбору).
- Мировоззрение старообрядцев (на примере протопопа Аввакума).
- Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.
- Мой край в XVII в.
Вы смотрели: 7 класс История России Черникова Итоги главы 3 (уч-к Мединского) Глава III «Россия при первых Романовых». Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника