История России Черникова Ресурсы к главе 3

7 класс онлайн читать: История России Черникова Ресурсы к главе 3 (уч-к Мединского) Глава III «Россия при первых Романовых». Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Ресурсы к главе III
«Россия при первых Романовых»

№ 1. Прочитайте отрывок из работы историка С. М. Соловьёва «Чтения и рассказы по истории России» о заседании Боярской думы и ответьте на вопросы.

Есть у государя важное дело, он призывает на думу или одних ближних, комнатных бояр и окольничих, или всех бояр, окольничих, дворян, и это называется сиденьем великого государя с боярами о делах. Бояре, окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках, бояре под боярами, кто кого породою ниже, окольничие под боярами, думные дворяне под окольничими, также по породе, а не по службе; думные дьяки стоят, но иногда государь прикажет и им сесть. И тут иногда дело не обходилось без смуты… Пушкины пошли в тюрьму, побранившись с Долгорукими в то время, как государь сидел с боярами. Когда все усядутся, государь объявляет свою мысль и приказывает, чтоб бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ. Тут всякий, кто имеет способ в голове, объявляет свою мысль, а иные, «брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе и многие грамоте не учены». Состоится приговор, и государь и бояре приказывают думным дьякам пометить и приговор записать. <…> Если вследствие совещания нужно написать грамоту в иностранное государство, то это поручается посольскому думному дьяку: дьяк велит писать подьячему, а сам вычёркивает или прибавляет; когда грамота изготовлена, то её слушают сперва одни бояре, а потом вместе с царём; то же соблюдается и относительно всех других приговоров. Если дела не так важны или по каким-нибудь обстоятельствам государь не может сам присутствовать при совещании о них, то приказывает решить их боярам без себя, приказывает им сидеть о каком-нибудь деле. Бояре сидят во дворце, и отсюда выражение: взносить дела к боярам вверх.

Какие функции выполняли члены Боярской думы? Насколько велико было её влияние?

№ 2. Прочитайте отрывок из работы историка С. М. Соловьёва «Чтения и рассказы по истории России» о Земских соборах и ответьте на вопросы.

Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали ещё чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные совещания, или соборы, бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжёлую войну, причём потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных, или советных, людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. <…> Выборные, или советные, люди являлись на собор из Москвы и областей, из разных чинов людей, например, из стольников, стряпчих, из дворян московских и жильцов, из чина по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из Гостиной и Суконной сотен по два, из чёрных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было; иногда не вызывались и горожане из областей, призывались только московские гости, из Гостиной и Суконной сотен старосты, из чёрных сотен сотские. Голос советные люди имели совещательный, у них отбирались мнения, или сказки, для соображений: сказки подавались или соединённо, целыми чинами, или по местностям; но каждый советный человек мог подать отдельно своё мнение.

Для решения каких вопросов созывались Земские соборы? Насколько обязательными были их решения для царской власти? Каким был состав сословного представительства на соборах?

№ 3. Прочитайте отрывок из исторического источника, выполните задания и ответьте на вопросы.

В лето 7156 года… государь царь и великий князь… всея Руси самодержец… советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты… и со всем освящённым Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и с думными людьми… а пристойны те статьи к государственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей российских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити… Чтобы Московского государства всяких чинов людей, от болшаго и до меншаго чину, суд и расправа была во всяких делех всем ровна. …И указал государь то всё Уложенье написать на список и закрепити тот список… и всякия дела делать по тому Уложению.

С Польским, и с Литовским, и с Немецким, и с иными окрестными государствы у государя царя и великого князя… всея Руси вечный мир… А будет которыми мерами с которым государством у Московского государства война зачнётся, или в которое время изволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу, и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для тоя службы велит государь своим государевым ратным людям всего Московского государства дати своё государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людям деньги собирать со всего Московского государства, а побор положити смотря по службе.

…Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей с государевой службы не роспущати, и посулов и поминков не имати. …А будет кто на бояр и на воевод в посулех учнёт бити челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводское бесчестие и за ложное их челобитье чинити жестокое же наказание, что государь укажет…

О каком документе идёт речь? Укажите год его принятия. Кто был правителем России в этот период? Объясните, какие цели преследовали авторы документа и в чьих интересах он был составлен. Укажите не менее трёх последствий принятия данного документа.

№ 4. Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы.

Состав Земского собора 1649 г.

Какая сословная группа наиболее представлена на заседаниях Земского собора I 649 г.? Объясните почему. Все ли сословные группы России середины XVII в. были представлены на Земском соборе? Ответ поясните.

№ 5. Прочитайте отрывки из сочинений историков и определите, о ком идёт в них речь. Объясните, почему вы так решили.

Н. И. Костомаров. Его патриаршество было важною эпохою в истории русской иерархии. Как родитель царя, [он] естественно имел более власти, чем всякий другой имел бы, находясь в его звании, и как патриарх управлял независимо в церковных делах. Это вообще подняло и возвысило сан патриарха и для [его] преемников.

Д. М. Володихин. Церковные преобразования проводились [патриархом] в страшное время. Всё церковное здание было донельзя расшатано, а вместе с ним шаталась и вся Российская держава. Всего за три десятилетия до того с великими трудами и большой кровью утихомирена была Смута.

Д. А. Урушев. Сам [государь] удостоил протопопа аудиенции и «слова милостивые говорил». Царь велел поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря, и, проходя мимо Протопопова двора, неизменно кланялся и просил благословения. Протопопу предлагали место царёва духовника, справщика книг, любую другую должность при условии его примирения с реформированной церковью. Но как раз на последнее рассчитывать и не приходилось.

Н. М. Карамзин. Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец.

№ 6. Рассмотрите карту и выполните задания.

1) Какие исследователи совершили экспедиции, маршруты которых в легенде карты обозначены цифрами «3» и «4»?

2) Какое государство обозначено на карте двумя цифрами «2»?

3) Какие из перечисленных ниже суждений верны? Объясните свой выбор.
а) Цифрой «1» на карте обозначен г. Кашлык (Искер).
б) Современником исследований — маршрутов, обозначенных на карте, — был Ермак Тимофеевич.
в) В честь заслуг исследователя, маршрут движения которого обозначен в легенде карты цифрой «5», назван мыс — крайняя восточная точка Евразии.
г) Цифрой 8 на карте обозначен Якутский (Ленский) острог.
д) Цифрой 6 в легенде карты обозначена граница, определённая договором, подписанным в населённом пункте, показанном на карте цифрой 7.
е) После подписания договора о разграничении территорий с государством, обозначенным на карте цифрой 2, Албазин остался в составе России.

№ 7. Прочитайте отрывок из сочинения историков А. Н. Боханова и М. М. Горинова и ответьте на вопросы.

К концу столетия складывается стиль… пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, церквях в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

О каком архитектурном стиле говорится в отрывке? Приведите не менее двух примеров зданий, построенных в данном стиле, которые не указаны в тексте.

№ 8. Рассмотрите картину М. Г. Дерегуса «Переяславская рада» и выполните задание.

Укажите не менее двух непосредственных причин события, отражённого на картине. К каким последствиям оно привело? Сформулируйте не менее двух положений.

№ 9. Прочитайте отрывок из книги военного историка Е. А. Разина «История военного искусства», ответьте на вопросы и выполните задание.

В 1635 г., учтя уроки войны, правительство Русского государства приступило к развёртыванию крупных оборонительных работ с целью укрепления южной границы. Оборонительное строительство затянулось на несколько десятилетий.

Прежде всего восстанавливалась и совершенствовалась «Черта», сооружённая на подступах к р. Оке и состоявшая из 12 «засек»…

Общее протяжение «Черты» превышало тысячу километров. «Черта» была собрана из участков или полос естественных заграждений: рек, лесов, болот, озёр и оврагов, которые в опасных местах были дополнены и сцеплены между собой искусственными сооружениями — лесными завалами или засеками, валами, рвами, надолбами, частоколами, острогами, кольём, набитым в дно реки, «плавными брёвнами с гвоздьем дубовым частым, опущенными в воду на 4 пяди». На шляхах (больших дорогах) «сооружались деревянные и земляные форты с башнями, подъёмными мостами, острогами и частоколами, вооружённые, как правило, несколькими артиллерийскими орудиями, пищалями и тюфяками, с рядами надолб, образующими как бы воронку при приближении к главному оборонительному сооружению, в которую неизбежно должна была устремляться конная атака неприятеля, встречавшая здесь обстрел дробовыми тюфяками, т. е. залпы картечи». Оборонительные сооружения в воротах были направлены фронтами на юг и на север для отражения как вторгавшегося, так и уходившего врага.

Ширина «Черты» была весьма различной: от нескольких десятков метров там, где были только ров и вал или болото, до 40—60 км.

1) Уроки какой войны учла власть? В чём они заключались?
2) Опишите устройство засечной черты.

ЧИТАЕМ, СМОТРИМ, СЛУШАЕМ

Научно-популярная литература
Скрынников Р Г. Михаил Романов. — М., 2005.
Андреев И. Л. Алексей Михайлович. — М., 2003.
Сахаров А. Н. Степан Разин. — М., 2010.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI—XVII вв. — М., 2013.

Художественная литература
Алексеев С. П. История крепостного мальчика. — М., 2009.
Злобин С. П. Степан Разин. — М., 1993.
Куликов Г. Г. Повесть о Демидке и медной копейке. — М., 1972.

Художественные фильмы
«Степан Разин» (СССР, 1939).
«Богдан Хмельницкий» (СССР, 1941).
«Гулящие люди» (СССР, 1988).

 


Вы смотрели: 7 класс История России Черникова Ресурсы к главе 3 (уч-к Мединского) Глава III «Россия при первых Романовых». Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней