Государственный учебник (Мединский, Чубарьян): История России 7 класс «Введение» страницы 3 — 4. Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: 7-й класс История России Госучебник Введение стр. 3-4.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
ВВЕДЕНИЕ
Вы продолжаете изучение истории России. В 7 классе вы познакомитесь с событиями и процессами, которые происходили в XVI— XVII вв. Целую эпоху русской истории составило правление Ивана IV Грозного (1533—1584). Из великого княжества Россия превратилась в царство, её территория выросла в два раза. Это был период реформ, определивших курс развития страны вплоть до конца XVII в. В то же время произошло немало трагических событий, связанных, в частности, с годами опричнины (1565—1572). Не менее противоречивым и трагическим оказалось начало XVII в., вошедшее в отечественную историю как Смутное время. Острый внутренний кризис привёл к гражданской войне, отягощённой иностранной интервенцией. Однако угроза потери независимости страны объединила широкие народные массы для борьбы с иноземными захватчиками. Большая часть XVII столетия была ознаменована поступательным движением России вперёд. Годы восстановления хозяйства, общества и государственной власти, которые пришлись на царствование Михаила Романова (1613—1645), сменились периодом укрепления внутреннего порядка и крупных внешнеполитических достижений в царствование Алексея Михайловича (1645—1676) и его преемника Фёдора Алексеевича. В конце XVI—XVII в. территория России приросла Западной и Восточной Сибирью. Во второй половине XVII в. с Российским государством воссоединились русские (малороссийские) земли на левобережье Днепра, город Киев и территория запорожского казачества. Важным было и то, что XVII столетие с его народными бунтами и духовными поисками оказалось «веком новшеств», преддверием вступления страны в эпоху Нового времени.
Учебник содержит материалы, раскрывающие важнейшие исторические события, явления и процессы изучаемого периода. Учебный текст сопровождается картами, схемами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. В конце учебника приведены задания для подготовки к итоговой аттестации, словари понятий и терминов, список основных событий и интернет-ресурсов. Текст разделён на главы и параграфы.
Начиная знакомство с новым параграфом, обратите внимание на его название, изучите главную иллюстрацию параграфа, которая ярко характеризует предстоящую тему. Познакомьтесь с основными понятиями и терминами, списком исторических персоналий, синхронистической таблицей важнейших дат.
Для ответа на главный вопрос урока необходимо вспомнить не только текст параграфа, но и материалы рубрик в конце темы. Прежде чем дать ответ на главный вопрос главы, вспомните и обдумайте все изученные темы, прочитайте итоги главы, ответьте на вопросы и выполните задания к главе, сложные проблемы обсудите с учителем и одноклассниками. В конце каждой главы вы найдёте обобщающие вопросы и задания, темы проектов и дополнительные материалы: фильмы, научно-популярную и художественную литературу.
Исторические понятия и термины в тексте параграфов выделены курсивом, имена исторических персоналий — курсивным и полужирным, а дат — полужирным начертанием шрифта. Значение важнейших понятий, терминов и даты приведены в конце учебника под соответствующими заголовками. Там же находится рубрика «Готовимся к аттестации».
Рекомендации по подготовке учебных проектов см. по ссылке ─ https://go.prosv.ru/AFNJoF.
[ Примечание. Если нет доступа к Интернету, то смотрите следующий раздел. Мы перенесли сюда информацию с сайта издательства.]
Рекомендации по подготовке учебных проектов
Каждому из вас нужно выполнить учебно-исследовательский проект по истории России. Вы можете это сделать индивидуально или в группе. В конце глав учебника предлагаются примерные темы проектов.
При подготовке проекта рекомендуется проделать следующие шаги.
- Выбрать и сформулировать тему проекта. Продумайте его концепцию: какую проблему или вопрос вы будете рассматривать и почему это важно. Если выбираете тему самостоятельно, постарайтесь связать её с историей вашего региона, города, школы или семьи.
Если вы выбрали тему, предложенную в учебнике, объясните, чем она вас заинтересовала. - Определить цель проекта и форму его результата. Это может быть сообщение, электронная презентация, видеоролик, экскурсия, материалы для школьного сайта и т. д.
- Выделить задачи, которые нужно решить, чтобы достичь цели проекта.
- Составить план работы в соответствии с целью и задачами. Если проект групповой — распределить задачи между его участниками.
План работы может меняться по ходу её выполнения, поэтому ведите паспорт проекта, где необходимо фиксировать каждый этап, ресурсы, задачи и сроки. Все сроки и их изменения должны быть согласованы с учителем. - Определить круг источников, на основе которых вы будете готовить проект: письменных, визуальных, устных и т. д.
- Найти и отобрать нужные исторические источники и научную литературу (справочники, книги, статьи и пр.). Они могут быть представлены как в печатном виде, так и размещены на различных интернет-ресурсах, находиться в музеях или памятных местах вашего населённого пункта (например, на Аллее Славы).
Источником информации могут быть и рассказы, воспоминания участников событий или комментарии экспертов — сотрудников музеев, учёных, врачей, представителей организаций. - Выбрать методы работы с источниками. Это может быть критический анализ письменных и визуальных источников, интервьюирование, опрос или анкетирование участников событий, экспертов и т. д.
При работе с источниками выделите основные идеи, положения, аргументы, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание. Информация источников должна соотноситься с поставленными задачами. Важно понимать, что различные источники могут содержать разные версии событий, поэтому необходимо верифицировать содержащуюся в них информацию — проверять её достоверность, сравнивать разные версии событий. Зафиксируйте в паспорте проекта разные оценки (при их наличии) и ваше аргументированное мнение с согласием или несогласием с теми или иными оценками, выводами, методами. - Сгруппировать и обобщить собранный материал в соответствии с задачами, сделать выводы. Убедиться, что выводы соответствуют заявленной цели проекта.
- Оформить проект в соответствии с заявленной формой результата.
- Выступить в классе с презентацией результата и паспорта проекта. Отметьте вклад участников, если проект был групповой.
- Обсудить проект с одноклассниками, ответить на их вопросы.
Поделитесь впечатлениями от работы над проектом: что нового удалось узнать или как изменилась ваша точка зрения; над чем было сложнее всего работать; что было особенно интересно в ходе работы; какие советы можете дать одноклассникам и т. д.
Примерный план оформления
письменной работы или презентации
- Титульный лист и оглавление (содержание работы).
- Введение (вводная часть):
- обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желание в них разобраться, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к теме);
- постановка цели и задач.
- Основная часть (состоит из глав и параграфов):
- суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме;
- обзор исторических источников;
- собственные версии и оценки.
- Заключение:
- основные выводы;
- результаты и значимость проделанной работы для вас, а также перспективы продолжения работы над темой.
- Список использованных исторических источников и литературы.
Вы смотрели: Государственный учебник (Мединский, Чубарьян): История России 7 класс «Введение» страницы 3 — 4 Ознакомительный фрагмент/цитаты. Код материалов: 7-й класс История России Госучебник Введение.