Литература: Русское поле

УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ». Русское поле. И. С. Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович «Пахарь». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Литература (УМК Александрова)
«РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»

Русское поле

Литература: Русское поле

Из первых уст
Я родился и рос… совсем в чистом поле, которого даже представить себе не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ, окружал меня: где в самом деле кончалась наша усадьба и начиналось это беспредельное поле, с которым сливалась она? Но ведь всё-таки поле да небо видел я. 
     И. А. Бунин ◄

Русское поле в сознании нашего народа неразрывно связано с образом Родины, родной земли. Бескрайние поля России — это животворящий источник, залог процветания народа, основа его благополучия. «Что в поле ни родится, всё в доме пригодится» — так говорит пословица. Поле кормит людей хлебом: оно рождает в них представление о земле-матушке, земле-кормилице, которая вознаграждает своего пахаря жизненной силой и щедрым урожаем.

Образ поля часто возникает в русских народных песнях и □оговорках, сказках и былинах, и там оно не только символ плодородия и достатка, но и место ратных подвигов. Почти в каждой былине во «чисто поле» выезжают русские богатыри, готовые защитить родной край. Но среди русских богатырей есть не только воины: новгородскому богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу силу даёт Мать Сыра Земля. Пашет он так быстро, что конные дружинники Вольги Святославовича гонятся за ним с утра до вечера по широкому полю, а догнать никак не могут.

Красота русского поля во все времена года — засеянного весной, колосящегося летом, отливающего золотом осенью и отдыхающего под снегом зимой — вдохновляла многих художников, писателей, поэтов и музыкантов. Поэтому в нашей памяти слово «поле» вызывает самые разные образы. Можно представить себе безбрежные нивы, по которым гуляет ветер; полевой простор, наполненный запахами земли; уходящую за горизонт тропинку среди колосьев ржи; бескрайние снега с мчащейся вдаль тройкой; широкие равнины, над которыми разливается протяжная русская песня; осеннюю пашню с несжатой полоской хлеба или мокрый луг под хмурым небом…

Вы прочитаете лирические стихотворения, написанные в разное время, в которых образы поля созвучны русской душе. Вам предстоит познакомиться с повестью «Пахарь» Д. В. Григоровича — одного из самых интересных писателей XIX века. Как и многие писатели демократических взглядов, Григорович во многих своих произведениях страстно изобличает ужасы крепостного права. И тем удивительнее настроение повести «Пахарь», в которой автор показывает нравственную силу сельского труженика, «природного человека», живущего в гармонии с природой. Читатель встречает не забитого крестьянина, а былинного богатыря-пахаря, любящего свой тяжкий, но благородный труд.

Содружество муз

► Одна из самых известных картин И. Е. Репина изображает всемирно известного писателя с неожиданной стороны.

В 70-е годы XIX века Лев Толстой резко изменил свой привычный образ жизни. Он стремился дополнить свою жизнь крестьянским трудом, видя в нём залог физического и духовного здоровья. Писатель пахал; землю, учился шить сапоги, сажал деревья, косил траву.

И. Е. Репин часто гостил у Толстого в имении, делая эскизы для картин. Художник стал свидетелем того, как Лев Николаевич пахал поле: «Проходили нередко крестьяне яснополянцы; cнимали шапку, кланялись и шли дальше, как бы не замечая подвига графа… А великий оратаюшко всё так же двигался взад и вперёд, прибавляя борозды. <…> Изредка он оставлял на минуту соху и шёл к овражку напиться из бутылки воды… Вот он, Микула Селянинович, непобедимый никакими храбрецами в доспехах». По свидетельству Репина, Толстой говорил: «Меня удивляет, как это люди лишают себя самого блаженного состояния самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». ◄

Историко-культурный комментарий.
Цикл полевых работ определяет суть многих традиций, обычаев и праздников русского народа, отражая его глубинное родство с природой, крестьянскую сущность. Год земледельца делится на время пахоты и сева, сенокоса и сбора урожая. Так, 6 мая на Егорьев день по народному календарю начинали выгонять на поле скот, а в течение следующей недели на Семёна ранопашца и Бориса и Глеба — сеятелей готовились к пахотным работам и севу.

Большой сенокос открывался главным летним праздником Ивана Купалы, а с началом июльской жары приходил праздник зажинок, посвящённый первому сжатому снопу, который хранился до самых дожинок (оспожинок) — времени окончания жатвы, совпадающего с праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. В эти дни заканчивали уборку урожая и посев озимых хлебов. На Покров (14 октября) завершали все полевые работы и готовились к зиме.

Вопросы и задания

  1. Чем объясняется особое отношение русского народа к полю и к крестьянскому труду?
  2. Вспомните русские пословицы, поговорки, сказки и былины, в которых говорится о поле. Проанализируйте, что вам вспомнилось прежде всего, без особых затруднений. Подумайте почему.
  3. Как полевые работы связаны с народными традициями, обычаями * праздниками? Какие из них вам знакомы?
  4. Прочитайте в рубрике «Содружество муз» воспоминания художника И. Е. Репина о Л. Н. Толстом, расскажите, как эта встреча повлияла на замысел картины. Почему великий писатель придавал такое большое значение полевым работам?
  5. Прочитайте цитату в рубрике «Из первых уст», эпиграфы к разделу, найдите эпитеты к слову «поле». Какие определения к слову «поле* можете подобрать вы сами?
  6. Какие произведения русских писателей и поэтов о русском поле вы знаете? Какие из них вы помните наизусть? Прочитайте их.

 

Иван Саввич Никитин

Литературные имена России

Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт, один из ярких представителей крестьянской поэзии. Хорошо знавший жизнь простого народа, И. С. Никитин многие произведения посвятил красоте деревенской природы, народным обычаям и праздникам, правдиво показал тяжёлый крестьянский труд.

Стихотворение «Поле» (1856) — яркий пример такого произведения. Вместе с первым опубликованным в 1853 году стихотворением «Русь» оно обозначило появление в русской литературе нового поэта, заговорившего о народе простым и понятным языком. Стихотворения И. С. Никитина проникнуты особым лиризмом и сохраняют глубокую связь с песенной народной традицией. ◄

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Поле» и подумайте, как оно связано с народной традицией, русским фольклором.

«Поле»

стихотворение И. С. Никитина «Поле»

Размышляем над прочитанным

  1. Каким предстаёт русское поле в стихотворении И. С. Никитина? Какие чувства оно вызывает у лирического героя стихотворения?
  2. На какие две части можно разделить стихотворение «Поле»? Как они связаны между собой?
  3. Какие художественные средства использует автор, рисуя картину русского поля? Что они помогают выразить? Приведите примеры из текста.
  4. Как вы понимаете строку стихотворения: «Здесь мать моя, друг и наставник — природа»?
  5. Можно ли, на ваш взгляд, по этому стихотворению судить о том, что отношение к природе поэта и народа схожи, близки? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

 

Инна Анатольевна Гофф

Литературные имена России

Инна Анатольевна Гофф (1928—1991) — русский советский прозаик и поэт. Она родилась в Харькове, во время войны с семьёй была эвакуирована в сибирский город Томск, где работала в госпитале. Воспоминания о военном времени и жизни в Сибири послужили основой для многих её повестей и рассказов. После войны Инна Гофф поступила в Литературный институт в Москве, который окончила в 1950 году.

Известность пришла к писательнице, когда она получила премию на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу для детей «Я — тайга». За ней последовал целый ряд повестей и рассказов, главная тема которых — любовь, дружба, чувство долга и ответственности перед собой и окружающим миром. Часто в своих произведениях И. А. Гофф пишет об известных людях, с которыми ей довелось встречаться. Это, например, поэты А. Т. Твардовский и М. А. Светлов, писатели В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, Ю. В. Трифонов и многие другие.

Настоящую славу принесли Инне Гофф её стихи, которые были положены на музыку известных советских композиторов. Многие эстрадные певцы включали в свой репертуар песни на стихи Гофф: «Когда разлюбишь ты…», «Я улыбаюсь тебе…» на музыку Э. С. Колмановского; «Август», «Снова ветка качнулась…», «Ветер северный…» композитора Я. А. Френкель и др.

Самой знаменитой стала песня «Русское поле», которую Инна Гофф написала в 1965 году в содружестве с композитором Яном Френкелем. Всенародную любовь эта песня заслужила после того, как прозвучала в фильме режиссёра Э. Г. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968) — второй части кинотрилогии о приключениях четырёх подростков во время Гражданской войны. В фильме песню исполнил офицер-белогвардеец, тоскующий об уходящей в прошлое царской России. С тех пор песню включали почти во все концерты, она часто звучала на радио и телевидении. Её любили петь на конкурсах самодеятельности или хором в домашнем кругу, поэтому Расул Гамзатов назвал её лучшей песней о Родине, ставшей поистине народной. ◄

Из первых уст
Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества.
      И. А. Гофф ◄

Читая стихотворение И. А. Гофф «Русское поле», подумайте, что для автора значит образ поля.

«Русское поле»

стихотворение И. А. Гофф «Русское поле»

Размышляем над прочитанным

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Русское поле»? Какие чувства лирической героини оно выражает?
  2. Как в стихотворении И. А. Гофф образ русского поля связан с родиной?
  3. Какие художественные средства помогают автору создать образ русского поля? Приведите примеры из текста.
  4. Прочитайте высказывание автора стихотворения об истории её создания в рубрике «Из первых уст». Как эти слова помогают понять главную мысль стихотворения «Русское поле»?
  5. Сравните стихотворения И. А. Гофф и И. С. Никитина. Что их объединяет и что различает, на ваш взгляд?
  6. Прослушайте песню композитора Я. А. Френкеля на стихи И. А. Гофф «Русское поле». Помогает ли музыка выразить чувства и мысли поэта? Считаете ли вы эту песню современной и понятной для вашего поколения?
  7. Что способствовало росту популярности песни «Русское поле»? Расскажите об истории создания песни и поразмышляйте о том, что помогает современной песне стать широко известной и даже «уйти в народ», как это было с лучшими авторскими песнями в XIX веке. Могут ли в наши дни авторы песен стать такими же «безвестными», как народные поэты Суриков, Кольцов или Никитин?

 

Дмитрий Васильевич Григорович

Литературные имена России

Дмитрий Васильевич Григорович (1822—1899) — русский писатель, мемуарист, один из ярких представителей русского реализма второй половины XIX века. Начало его творчества связано с кругом молодых писателей, объединившим Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева, идейным лидером которого стал критик В. Г. Белинский. В выпускаемом ими альманахе «Физиология Петербурга» в 1844 году был опубликован рассказ Григоровича «Петербургские шарманщики», заслуживший высокую оценку Белинского.

Широкая известность пришла к писателю после выхода повестей «Деревня» (1846), которую часто сравнивают с «Записками охотника» И. С. Тургенева, и «Антон-горемыка» (1847). Обе повести, как и многие другие произведения писателя того времени, рисуют картину народных страданий и наполнены глубоким сочувствием к русским крестьянам, угнетаемым и доведённым до крайней степени отчаяния. С повести «Антон-горемыка» начинается сотрудничество Григоровича с лидером демократического движения той эпохи — журналом «Современник», в котором публикуются его романы «Рыбаки» (1853) и «Переселенцы» (1855—1856), а также повесть «Пахарь» (1856), прославляющая силу и красоту крестьянского труда.

В середине 1860–х годов после разрыва с «Современником», переживая творческий кризис, Григорович надолго уходит из литературы и целиком отдаётся работе в «Императорском обществе поощрения художеств» (ОПХ). Григорович обладал недюжинным художественным талантом, ещё в молодости он закончил курс в Петербургской Академии художеств. Он был известен как коллекционер произведений живописи, и в 1871 году создал при ОПХ Художественно–промышленный музей.

Возвращение в литературу состоялось в середине 1880–х годов, когда была опубликована знаменитая повесть Д. В. Григоровича о судьбе мальчика–циркача «Гуттаперчевый мальчик» (1883), оценённая критиками как «маленький шедевр». Итоговой стала для писателя книга мемуаров «Литературные воспоминания» (1882), в которой предстают его знаменитые современники — В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и многие другие классики русской литературы. ◄

Из первых уст
Вы мне дороги и по воспоминаниям почти 40–летних дружеских отношений, на которые за всё это время ничто не бросило ни малейшей тени, и в особенности по тем незабвенным впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести.
Помню умиление и восторг, произведённые на меня, тогда 16–летнего мальчика, не смевшего верить себе, — «Антоном Горемыкой», бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика — нашего кормильца и — хочется сказать: нашего учителя, — можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом.
      Л. Н. Толстой

Прочитайте главы из повести Д. В. Григоровича «Пахарь». Поразмышляйте о её названии. Подумайте, какой смысл вложил автор в это слово, как оно связано с темой русского поля.

Пахарь
(Главы из повести в сокращении)

Пахарь  (Главы из повести в сокращении)

Работаем со словом.
Озимь — 1. Озимые, всходы, посевы однолетних растений, зимующих под снегом, которые засевают осенью. 2. Поле, занятое озимыми культурами.

Межа — 1. Граница земельных владений, участков. 2. Нераспаханная узкая полоса между полями.
Донник — травянистое кормовое и медоносное растение.
Борозда — длинный прорез, глубокая черта, проведённая на поверхности земли плугом или другим пахотным орудием.
Горлинка — то же, что горлица: небольшая лесная птица семейства голубей.

Работаем со словом.
Нива — засеянное поле или пашня.

Десятина — здесь: русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара, применявшаяся до введения метрической системы.
Соха — здесь: примитивное земледельческое орудие для вспахивания земли.
Кузов — здесь: короб, лукошко из лыка или бересты.
Борона — сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления вспаханной земли.
Оглобля — одна из двух жердей, укреплённых концами на передней оси повозки и служащих для запряжки лошади.

Размышляем над прочитанным

  1. Какие детали, краски и звуки помогают писателю создать картину весеннего поля?
  2. Как описывается весенний сев? Что привлекает особенное внимание писателя?
  3. Какие черты автор выделяет в портрете пахаря Савелия? Кого этот молодой пахарь ему напоминает?
  4. Почему старого отца Савелия не оказалось на севе?

Работаем со словом.
Челнок — деталь ткацкого станка или швейной машинки.

Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения; неотделанный ситец.
В руце (церк.-слав.) — в руке.

Работаем со словом.
Осминник, осьминник — старинная русская мера земельной площади, равная четверти десятины (применялась до введения метрической системы).

Жнитво, жниво (обл. и устар.), жатва — 1. Уборка урожая хлебов. 2. Сжатые хлеба, урожай.

Работаем со словом.
Чиликать (устар.) — то же, что чирикать.

Размышляем над прочитанным

  1. Почему старика Анисимыча автор называет «коренным, первобытным пахарем»? Что его отличает от молодого поколения крестьян?
  2. Писатель, рассказывая о судьбе Анисимыча, отмечает, что «эти три-четыре нивы были для него целым миром». Докажите справедливость этого высказывания, опираясь на текст произведения.
  3. Какой след, по мнению автора, оставил после своей смерти старый пахарь в жизни односельчан? Как вы думаете, почему, завершая о нём рассказ, писатель говорит: «Нравственный смысл нашего рассказа исключает понятие о личности: здесь дело идет собственно о „человеке»»?
  4. Какие художественные средства помогают автору создать образ поля в повести? Приведите примеры из текста.
  5. Сравните, как описывается поле в начале и в конце произведения. Как изменилось настроение, которым проникнуты эти картины, и почему?
  6. В главе XXIV писатель говорит об особых взаимоотношениях природы и пахаря. В каких ещё произведениях русской литературы фольклора отражаются сходные суждения? Как вы думаете, можно ли высказанные Д. И. Григоровичем мысли о разных отношениях к природе городского и деревенского человека отнести к нашей современности? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

Круг чтения

► И. С. Никитин. Стихотворения.
И. А. Гофф. Юноша с перчаткой: повести и рассказы.
Д. И. Григорович. Антон Горемыка. Гуттаперчевый мальчик.

При подготовке проектов используйте материалы учебного пособия рекомендации рубрики «Круг чтения», проверенные интернет–ресурсы.

  1. Подготовьте литературно-музыкальную композицию «Русская песня — душа народа». Включите в неё исполнение народных песен, а также песен и романсов композиторов на стихи русских поэтов, в основу которых положены фольклорные произведения.
  2. Подготовьте мультимедийную презентацию «Русская история в стихах и песнях». Выберите несколько исторических лиц и событий, о которых рассказывается в исторических песнях и стихотворениях русских поэтов. Дайте краткую историческую справку об этих событиях и людях, принимавших в них участие. Подберите к ним иллюстрации — репродукции картин русских художников.
  3. Составьте электронный буклет «Главные города Сибири». Включите в него рассказ о Тобольске и других сибирских городах, их прошлом и настоящем. Подберите иллюстрации и фрагменты из литературных произведений, посвящённых этим городам.
  4. Подготовьте выставку «Русское поле в произведениях литературы и живописи». Представьте на ней картины русских художников и подберите к ним стихотворения и фрагменты из прозы русских писателей. Дайте краткую справку об авторах выбранных вами произведений литературы и живописи.

 


Вы смотрели: УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ». Русское поле. И. С. Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович «Пахарь».

Вернуться в Оглавление учебника:

О Г Л А В Л Е Н И Е

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.