УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ». Русское поле. И. С. Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович «Пахарь». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
Литература (УМК Александрова)
«РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
Русское поле
Из первых уст
► Я родился и рос… совсем в чистом поле, которого даже представить себе не может европейский человек. Великий простор, без всяких преград и границ, окружал меня: где в самом деле кончалась наша усадьба и начиналось это беспредельное поле, с которым сливалась она? Но ведь всё-таки поле да небо видел я.
И. А. Бунин ◄
Русское поле в сознании нашего народа неразрывно связано с образом Родины, родной земли. Бескрайние поля России — это животворящий источник, залог процветания народа, основа его благополучия. «Что в поле ни родится, всё в доме пригодится» — так говорит пословица. Поле кормит людей хлебом: оно рождает в них представление о земле-матушке, земле-кормилице, которая вознаграждает своего пахаря жизненной силой и щедрым урожаем.
Образ поля часто возникает в русских народных песнях и □оговорках, сказках и былинах, и там оно не только символ плодородия и достатка, но и место ратных подвигов. Почти в каждой былине во «чисто поле» выезжают русские богатыри, готовые защитить родной край. Но среди русских богатырей есть не только воины: новгородскому богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу силу даёт Мать Сыра Земля. Пашет он так быстро, что конные дружинники Вольги Святославовича гонятся за ним с утра до вечера по широкому полю, а догнать никак не могут.
Красота русского поля во все времена года — засеянного весной, колосящегося летом, отливающего золотом осенью и отдыхающего под снегом зимой — вдохновляла многих художников, писателей, поэтов и музыкантов. Поэтому в нашей памяти слово «поле» вызывает самые разные образы. Можно представить себе безбрежные нивы, по которым гуляет ветер; полевой простор, наполненный запахами земли; уходящую за горизонт тропинку среди колосьев ржи; бескрайние снега с мчащейся вдаль тройкой; широкие равнины, над которыми разливается протяжная русская песня; осеннюю пашню с несжатой полоской хлеба или мокрый луг под хмурым небом…
Вы прочитаете лирические стихотворения, написанные в разное время, в которых образы поля созвучны русской душе. Вам предстоит познакомиться с повестью «Пахарь» Д. В. Григоровича — одного из самых интересных писателей XIX века. Как и многие писатели демократических взглядов, Григорович во многих своих произведениях страстно изобличает ужасы крепостного права. И тем удивительнее настроение повести «Пахарь», в которой автор показывает нравственную силу сельского труженика, «природного человека», живущего в гармонии с природой. Читатель встречает не забитого крестьянина, а былинного богатыря-пахаря, любящего свой тяжкий, но благородный труд.
Содружество муз
► Одна из самых известных картин И. Е. Репина изображает всемирно известного писателя с неожиданной стороны.
В 70-е годы XIX века Лев Толстой резко изменил свой привычный образ жизни. Он стремился дополнить свою жизнь крестьянским трудом, видя в нём залог физического и духовного здоровья. Писатель пахал; землю, учился шить сапоги, сажал деревья, косил траву.
И. Е. Репин часто гостил у Толстого в имении, делая эскизы для картин. Художник стал свидетелем того, как Лев Николаевич пахал поле: «Проходили нередко крестьяне яснополянцы; cнимали шапку, кланялись и шли дальше, как бы не замечая подвига графа… А великий оратаюшко всё так же двигался взад и вперёд, прибавляя борозды. <…> Изредка он оставлял на минуту соху и шёл к овражку напиться из бутылки воды… Вот он, Микула Селянинович, непобедимый никакими храбрецами в доспехах». По свидетельству Репина, Толстой говорил: «Меня удивляет, как это люди лишают себя самого блаженного состояния самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». ◄
Историко-культурный комментарий.
Цикл полевых работ определяет суть многих традиций, обычаев и праздников русского народа, отражая его глубинное родство с природой, крестьянскую сущность. Год земледельца делится на время пахоты и сева, сенокоса и сбора урожая. Так, 6 мая на Егорьев день по народному календарю начинали выгонять на поле скот, а в течение следующей недели на Семёна ранопашца и Бориса и Глеба — сеятелей готовились к пахотным работам и севу.
Большой сенокос открывался главным летним праздником Ивана Купалы, а с началом июльской жары приходил праздник зажинок, посвящённый первому сжатому снопу, который хранился до самых дожинок (оспожинок) — времени окончания жатвы, совпадающего с праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. В эти дни заканчивали уборку урожая и посев озимых хлебов. На Покров (14 октября) завершали все полевые работы и готовились к зиме.
Вопросы и задания
- Чем объясняется особое отношение русского народа к полю и к крестьянскому труду?
- Вспомните русские пословицы, поговорки, сказки и былины, в которых говорится о поле. Проанализируйте, что вам вспомнилось прежде всего, без особых затруднений. Подумайте почему.
- Как полевые работы связаны с народными традициями, обычаями * праздниками? Какие из них вам знакомы?
- Прочитайте в рубрике «Содружество муз» воспоминания художника И. Е. Репина о Л. Н. Толстом, расскажите, как эта встреча повлияла на замысел картины. Почему великий писатель придавал такое большое значение полевым работам?
- Прочитайте цитату в рубрике «Из первых уст», эпиграфы к разделу, найдите эпитеты к слову «поле». Какие определения к слову «поле* можете подобрать вы сами?
- Какие произведения русских писателей и поэтов о русском поле вы знаете? Какие из них вы помните наизусть? Прочитайте их.
Иван Саввич Никитин
Литературные имена России
► Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт, один из ярких представителей крестьянской поэзии. Хорошо знавший жизнь простого народа, И. С. Никитин многие произведения посвятил красоте деревенской природы, народным обычаям и праздникам, правдиво показал тяжёлый крестьянский труд.
Стихотворение «Поле» (1856) — яркий пример такого произведения. Вместе с первым опубликованным в 1853 году стихотворением «Русь» оно обозначило появление в русской литературе нового поэта, заговорившего о народе простым и понятным языком. Стихотворения И. С. Никитина проникнуты особым лиризмом и сохраняют глубокую связь с песенной народной традицией. ◄
Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Поле» и подумайте, как оно связано с народной традицией, русским фольклором.
«Поле»
Размышляем над прочитанным
- Каким предстаёт русское поле в стихотворении И. С. Никитина? Какие чувства оно вызывает у лирического героя стихотворения?
- На какие две части можно разделить стихотворение «Поле»? Как они связаны между собой?
- Какие художественные средства использует автор, рисуя картину русского поля? Что они помогают выразить? Приведите примеры из текста.
- Как вы понимаете строку стихотворения: «Здесь мать моя, друг и наставник — природа»?
- Можно ли, на ваш взгляд, по этому стихотворению судить о том, что отношение к природе поэта и народа схожи, близки? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
Инна Анатольевна Гофф
Литературные имена России
► Инна Анатольевна Гофф (1928—1991) — русский советский прозаик и поэт. Она родилась в Харькове, во время войны с семьёй была эвакуирована в сибирский город Томск, где работала в госпитале. Воспоминания о военном времени и жизни в Сибири послужили основой для многих её повестей и рассказов. После войны Инна Гофф поступила в Литературный институт в Москве, который окончила в 1950 году.
Известность пришла к писательнице, когда она получила премию на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу для детей «Я — тайга». За ней последовал целый ряд повестей и рассказов, главная тема которых — любовь, дружба, чувство долга и ответственности перед собой и окружающим миром. Часто в своих произведениях И. А. Гофф пишет об известных людях, с которыми ей довелось встречаться. Это, например, поэты А. Т. Твардовский и М. А. Светлов, писатели В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, Ю. В. Трифонов и многие другие.
Настоящую славу принесли Инне Гофф её стихи, которые были положены на музыку известных советских композиторов. Многие эстрадные певцы включали в свой репертуар песни на стихи Гофф: «Когда разлюбишь ты…», «Я улыбаюсь тебе…» на музыку Э. С. Колмановского; «Август», «Снова ветка качнулась…», «Ветер северный…» композитора Я. А. Френкель и др.
Самой знаменитой стала песня «Русское поле», которую Инна Гофф написала в 1965 году в содружестве с композитором Яном Френкелем. Всенародную любовь эта песня заслужила после того, как прозвучала в фильме режиссёра Э. Г. Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968) — второй части кинотрилогии о приключениях четырёх подростков во время Гражданской войны. В фильме песню исполнил офицер-белогвардеец, тоскующий об уходящей в прошлое царской России. С тех пор песню включали почти во все концерты, она часто звучала на радио и телевидении. Её любили петь на конкурсах самодеятельности или хором в домашнем кругу, поэтому Расул Гамзатов назвал её лучшей песней о Родине, ставшей поистине народной. ◄
Из первых уст
► Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества.
И. А. Гофф ◄
Читая стихотворение И. А. Гофф «Русское поле», подумайте, что для автора значит образ поля.
«Русское поле»
Размышляем над прочитанным
- Каким настроением проникнуто стихотворение «Русское поле»? Какие чувства лирической героини оно выражает?
- Как в стихотворении И. А. Гофф образ русского поля связан с родиной?
- Какие художественные средства помогают автору создать образ русского поля? Приведите примеры из текста.
- Прочитайте высказывание автора стихотворения об истории её создания в рубрике «Из первых уст». Как эти слова помогают понять главную мысль стихотворения «Русское поле»?
- Сравните стихотворения И. А. Гофф и И. С. Никитина. Что их объединяет и что различает, на ваш взгляд?
- Прослушайте песню композитора Я. А. Френкеля на стихи И. А. Гофф «Русское поле». Помогает ли музыка выразить чувства и мысли поэта? Считаете ли вы эту песню современной и понятной для вашего поколения?
- Что способствовало росту популярности песни «Русское поле»? Расскажите об истории создания песни и поразмышляйте о том, что помогает современной песне стать широко известной и даже «уйти в народ», как это было с лучшими авторскими песнями в XIX веке. Могут ли в наши дни авторы песен стать такими же «безвестными», как народные поэты Суриков, Кольцов или Никитин?
Дмитрий Васильевич Григорович
Литературные имена России
► Дмитрий Васильевич Григорович (1822—1899) — русский писатель, мемуарист, один из ярких представителей русского реализма второй половины XIX века. Начало его творчества связано с кругом молодых писателей, объединившим Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева, идейным лидером которого стал критик В. Г. Белинский. В выпускаемом ими альманахе «Физиология Петербурга» в 1844 году был опубликован рассказ Григоровича «Петербургские шарманщики», заслуживший высокую оценку Белинского.
Широкая известность пришла к писателю после выхода повестей «Деревня» (1846), которую часто сравнивают с «Записками охотника» И. С. Тургенева, и «Антон-горемыка» (1847). Обе повести, как и многие другие произведения писателя того времени, рисуют картину народных страданий и наполнены глубоким сочувствием к русским крестьянам, угнетаемым и доведённым до крайней степени отчаяния. С повести «Антон-горемыка» начинается сотрудничество Григоровича с лидером демократического движения той эпохи — журналом «Современник», в котором публикуются его романы «Рыбаки» (1853) и «Переселенцы» (1855—1856), а также повесть «Пахарь» (1856), прославляющая силу и красоту крестьянского труда.
В середине 1860–х годов после разрыва с «Современником», переживая творческий кризис, Григорович надолго уходит из литературы и целиком отдаётся работе в «Императорском обществе поощрения художеств» (ОПХ). Григорович обладал недюжинным художественным талантом, ещё в молодости он закончил курс в Петербургской Академии художеств. Он был известен как коллекционер произведений живописи, и в 1871 году создал при ОПХ Художественно–промышленный музей.
Возвращение в литературу состоялось в середине 1880–х годов, когда была опубликована знаменитая повесть Д. В. Григоровича о судьбе мальчика–циркача «Гуттаперчевый мальчик» (1883), оценённая критиками как «маленький шедевр». Итоговой стала для писателя книга мемуаров «Литературные воспоминания» (1882), в которой предстают его знаменитые современники — В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и многие другие классики русской литературы. ◄
Из первых уст
► Вы мне дороги и по воспоминаниям почти 40–летних дружеских отношений, на которые за всё это время ничто не бросило ни малейшей тени, и в особенности по тем незабвенным впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести.
Помню умиление и восторг, произведённые на меня, тогда 16–летнего мальчика, не смевшего верить себе, — «Антоном Горемыкой», бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика — нашего кормильца и — хочется сказать: нашего учителя, — можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом.
Л. Н. Толстой ◄
Прочитайте главы из повести Д. В. Григоровича «Пахарь». Поразмышляйте о её названии. Подумайте, какой смысл вложил автор в это слово, как оно связано с темой русского поля.
Пахарь
(Главы из повести в сокращении)
Работаем со словом.
Озимь — 1. Озимые, всходы, посевы однолетних растений, зимующих под снегом, которые засевают осенью. 2. Поле, занятое озимыми культурами.
Межа — 1. Граница земельных владений, участков. 2. Нераспаханная узкая полоса между полями.
Донник — травянистое кормовое и медоносное растение.
Борозда — длинный прорез, глубокая черта, проведённая на поверхности земли плугом или другим пахотным орудием.
Горлинка — то же, что горлица: небольшая лесная птица семейства голубей.
Работаем со словом.
Нива — засеянное поле или пашня.
Десятина — здесь: русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара, применявшаяся до введения метрической системы.
Соха — здесь: примитивное земледельческое орудие для вспахивания земли.
Кузов — здесь: короб, лукошко из лыка или бересты.
Борона — сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления вспаханной земли.
Оглобля — одна из двух жердей, укреплённых концами на передней оси повозки и служащих для запряжки лошади.
Размышляем над прочитанным
- Какие детали, краски и звуки помогают писателю создать картину весеннего поля?
- Как описывается весенний сев? Что привлекает особенное внимание писателя?
- Какие черты автор выделяет в портрете пахаря Савелия? Кого этот молодой пахарь ему напоминает?
- Почему старого отца Савелия не оказалось на севе?
Работаем со словом.
Челнок — деталь ткацкого станка или швейной машинки.
Миткаль — суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения; неотделанный ситец.
В руце (церк.-слав.) — в руке.
Работаем со словом.
Осминник, осьминник — старинная русская мера земельной площади, равная четверти десятины (применялась до введения метрической системы).
Жнитво, жниво (обл. и устар.), жатва — 1. Уборка урожая хлебов. 2. Сжатые хлеба, урожай.
Работаем со словом.
Чиликать (устар.) — то же, что чирикать.
Размышляем над прочитанным
- Почему старика Анисимыча автор называет «коренным, первобытным пахарем»? Что его отличает от молодого поколения крестьян?
- Писатель, рассказывая о судьбе Анисимыча, отмечает, что «эти три-четыре нивы были для него целым миром». Докажите справедливость этого высказывания, опираясь на текст произведения.
- Какой след, по мнению автора, оставил после своей смерти старый пахарь в жизни односельчан? Как вы думаете, почему, завершая о нём рассказ, писатель говорит: «Нравственный смысл нашего рассказа исключает понятие о личности: здесь дело идет собственно о „человеке»»?
- Какие художественные средства помогают автору создать образ поля в повести? Приведите примеры из текста.
- Сравните, как описывается поле в начале и в конце произведения. Как изменилось настроение, которым проникнуты эти картины, и почему?
- В главе XXIV писатель говорит об особых взаимоотношениях природы и пахаря. В каких ещё произведениях русской литературы фольклора отражаются сходные суждения? Как вы думаете, можно ли высказанные Д. И. Григоровичем мысли о разных отношениях к природе городского и деревенского человека отнести к нашей современности? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
Круг чтения
► И. С. Никитин. Стихотворения.
И. А. Гофф. Юноша с перчаткой: повести и рассказы.
Д. И. Григорович. Антон Горемыка. Гуттаперчевый мальчик.
При подготовке проектов используйте материалы учебного пособия рекомендации рубрики «Круг чтения», проверенные интернет–ресурсы.
- Подготовьте литературно-музыкальную композицию «Русская песня — душа народа». Включите в неё исполнение народных песен, а также песен и романсов композиторов на стихи русских поэтов, в основу которых положены фольклорные произведения.
- Подготовьте мультимедийную презентацию «Русская история в стихах и песнях». Выберите несколько исторических лиц и событий, о которых рассказывается в исторических песнях и стихотворениях русских поэтов. Дайте краткую историческую справку об этих событиях и людях, принимавших в них участие. Подберите к ним иллюстрации — репродукции картин русских художников.
- Составьте электронный буклет «Главные города Сибири». Включите в него рассказ о Тобольске и других сибирских городах, их прошлом и настоящем. Подберите иллюстрации и фрагменты из литературных произведений, посвящённых этим городам.
- Подготовьте выставку «Русское поле в произведениях литературы и живописи». Представьте на ней картины русских художников и подберите к ним стихотворения и фрагменты из прозы русских писателей. Дайте краткую справку об авторах выбранных вами произведений литературы и живописи.
Вы смотрели: УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ». Русское поле. И. С. Никитин «Поле». И. А. Гофф «Русское поле». Д. В. Григорович «Пахарь».
Вернуться в Оглавление учебника: