Обществознание Готовимся к ВПР (Всероссийской проверочной работе) и Проверим себя. Учебник по обществознанию для 7 класса (ознакомительный фрагмент), страницы 128-136. Цитаты из учебника 2023 года авторов Боголюбов, Лазебникова, Половникова и др. использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 18 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 1 >>
Готовимся к Всероссийской
проверочной работе (стр.128-131)
Уважаемые семиклассники!
В конце учебного года вы будете участвовать во Всероссийской проверочной работе (ВПР) по обществознанию. С помощью заданий, которые предстоит выполнить, проверяются знания и умения, которые вы освоили. В работе для 7 класса представлены разнообразные задания. Вам будет предложено дать развёрнутые ответы (например, составить рассказ, ответив на вопросы, используя предложенные понятия), а также выбрать верные позиции из списка, ответить на вопросы к диаграмме и фотографии. С такими же типами заданий вы встретитесь в будущем при выполнении ВПР в 8 классе, а также на основном государственном экзамене (ОГЭ), если сделаете соответствующий выбор. Для того чтобы вы были готовы к выполнению проверочной работы, внимательно прочитайте рекомендации по каждому заданию, проанализируйте примеры и выполните пробный вариант, к которому даны ответы.
Выбор верных суждений. Задания на выбор позиций из списка состоят из суждений по обществоведческим темам. Выполняя такие задания, следует внимательно прочитать формулировки, понять, не содержат ли они ошибок. Когда вы выполняете тренировочные задания, то помечайте в суждениях, что является неверным. Подумайте, почему суждение верное. Если это суждения по разделу «Основы российского законодательства», то они основаны на положениях Конституции и законов Российской Федерации, и поэтому их верность определяется действующими правовыми нормами.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
Выберите верные суждения (при затруднении обратитесь к соответствующим параграфам в учебнике).
1) В случае нарушения социальных норм к человеку могут применяться санкции.
2) Среди социальных норм наибольшее значение в обществе имеют традиции и обряды.
3) Нормы морали не могут взаимодействовать с нормами права.
4) Социальные нормы — это правила поведения людей в обществе.
5) В России существуют национальные ценности, которые одобряются государством и гражданами.
Анализ информации с опорой на статистические данные. Статистические данные или данные социологических опросов помогают выявить мнения граждан по тем или иным вопросам социальной жизни. На уроках математики вы учитесь работать со статистикой и выделять большие или меньшие доли представленных рядов чисел. Эти навыки помогут вам и на уроках обществознания. Однако здесь есть особенность: нужно не только понять, какое мнение в опросе преобладает в числовом выражении, но и объяснить возможные причины выбора таких позиций.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
В 2020 г. фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди россиян. Им был задан вопрос: «В российской Конституции закрепляются равные права мужчин и женщин. У кого больше возможностей для реализации своих конституционных прав?» Результаты опроса (% от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Какое мнение является самым популярным? Почему?
Задание на соответствие. Для того чтобы правильно выполнить задание, нужно знать характерные черты, признаки социальных объектов, обществоведческие понятия, которые вы изучали в курсе обществознания. Характерные черты, признаки проявляются в тех или иных примерах. Ваша задача состоит в том, чтобы обнаружить эти признаки и соотнести их с объектом или понятием.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
Установите соответствие между примерами и видами юридической ответственности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕР: A) замечание, Б) лишение свободы, B) выговор, Г) увольнение, Д) арест.
ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: 1) уголовная, 2) дисциплинарная.
Анализ социальной ситуации с опорой на цитату. Мы постоянно наблюдаем за тем, что происходит вокруг нас. Иногда у человека возникает желание прокомментировать какой-либо факт, общественно значимое событие. Для того чтобы дать правильное объяснение цитаты, нужно понять, о каком факте, общественном явлении, понятии идёт речь, затем вспомнить содержание соответствующего параграфа в учебнике, составить развёрнутое предложение/ предложения. Старайтесь выражать свои мысли чётко, записывать их ясно, приводить аргументы с опорой на соответствующие факты.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
Прочитайте высказывание немецкого писателя Т. Манна: «Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни».
О каком общественном явлении идёт речь в высказывании? Приведите пример ситуации, которая поможет раскрыть смысл высказывания.
Анализ изображения (фотографии). В наше время пользователи смартфонов имеют возможность делать много фотографий, которые фиксируют факты повседневной жизни, являются источником информации. Наверное, вы между собой (в семье, в кругу друзей и пр.) не раз обсуждали изображения, вспоминали события. Фотография помогает вспомнить самое важное из тех событий, которые произошли.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
Рассмотрите изображение. Какой правоохранительный орган в Российской Федерации обеспечивает общественный порядок? Назовите любое другое полномочие этого правоохранительного органа. Назовите любые два других правоохранительных органа в Российской Федерации и укажите полномочия каждого из этих правоохранительных органов.
Решение познавательной задачи. В курсе математики, физики, биологии вы решаете задачи. В обществознании тоже есть такие задания. В основе любой задачи находится условие, к которому сформулирован вопрос. Ответ на вопрос нужно строить на данных в условии с применением полученных знаний. Нередко ученики допускают ошибки из-за того, что невнимательно читают условие задачи, а поэтому не могут привлечь знания из курса. Когда вы приступаете к выполнению такого задания, то подумайте, о чём идёт речь в условии, что нужно для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
Школьники приняли участие в интеллектуальном конкурсе и выиграли приз. О каком виде деятельности идёт речь в примере?
Составление краткого сообщения с использованием терминов и понятий. Вы должны написать развёрнутое высказывание (сообщение), используя шесть предложенных терминов. Представьте, что вам нужно дать устный ответ. Его полнота зависит от того, какие термины вы использовали, как они пояснены. Для этого обращайтесь к словарю в конце учебника, где раскрыт смысл понятий- Важно учесть, что термины должны использоваться правильно. Так, например, если речь идёт о нормах трудового права, то нужно вспомнить участников данных правоотношений, наличие у них прав и обязанностей, меры дисциплинарной ответственности.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР
Составьте сообщение со следующими терминами: трудовое право, труд, Конституция, несовершеннолетний работник, права, обязанности.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ (стр.131-133)
№ 1. В статье 35 Конституции РФ записано: «Право частной собственности охраняется законом».
- 1.1. Как вы понимаете смысл словосочетания «частная собственность»?
- 1.2. Используя план, составьте рассказ об имущественных правах.
- А) Какими имущественными правами обладают подростки в 14 лет? Как их можно использовать в повседневной жизни?
- Б) Какими способами можно защитить свои имущественные права? Назовите два любых способа.
№ 2. Выберите верные суждения.
- 1) Мнение о нравственных поступках остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.
- 2) Основные моральные категории — добро и зло.
- 3) В современном обществе все люди демонстрируют нравственное поведение.
- 4) Моральные нормы закрепляются только в религиях.
- 5) Человек в процессе воспитания овладевает добродетелями.
№ 3. В стране Z был проведён опрос граждан об их отношении к профессионализму полицейских. Результаты опроса представлены в графическом виде (в % от числа отвечавших).
- 3.1. Как ответило большинство опрошенных? Предположите почему.
- 3.2. Почему ответственность является важным профессиональным качеством полицейских?
- 3.3. Как бы вы ответили на этот вопрос? Объясните свою позицию.
№ 4. Установите соответствие между примерами и видами социальных норм: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ:
A) Владислав помог пожилому человеку прочитать инструкцию к лекарствам.
Б) Вениамин потребовал заменить некачественный товар.
B) Елена ухаживает по собственной инициативе за дворовыми животными.
Г) Виктория устроилась на работу в супермаркет.
Д) Дмитрий подал заявление на предоставление социальных льгот.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: 1) моральные, 2) правовые.
№ 5. Древнеримские юристы утверждали: «Безнаказанность постоянно поощряет преступника».
- 5.1. Как вы понимаете смысл понятия «безнаказанность»?
- 5.2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
- 5.3. Какие меры способствуют преодолению безнаказанности преступников?
№ 6. Выберите верные суждения.
- 1) Нормы гражданского права регулируют имущественные отношения.
- 2) Личные неимущественные отношения возникают по поводу материальных благ.
- 3) Основными источниками гражданского права являются Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс РФ.
- 4) К материальным благам относится право на авторство произведения.
- 5) Субъектами гражданских отношений являются физические и юридические лица.
- 6) Сделки могут быть только односторонними.
№ 7. Рассмотрите фотографию и ответьте на вопросы.
- 7.1. Какой вид правоотношений характеризует фото?
- 7.2. Какие права есть у работника?
- 7.3. Назовите не менее двух ограничений в ТК РФ при трудоустройстве несовершеннолетних работников.
№ 8. Алёна и Георгий подали заявление в ЗАГС о регистрации брака. Какое условие вступления в брак должно быть соблюдено?
№ 9. Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте краткое (5—7 предложений) сообщение об административной ответственности, используя приведённые ниже понятия.
Административные отношения, юридическая ответственность, предупреждение, проступок, штраф, арест.
СЛОВАРЬ (стр.134-136)
Административные правоотношения — общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления, осуществления исполнительной власти и регулируются нормами административного права.
Брак — добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Гражданские правоотношения — общественные отношения между субъектами, урегулированные нормами гражданского права.
Гражданственность — взгляды и поступки человека, в которых проявляется сознательное выполнение гражданских обязанностей и ответственность за свою страну, государство, живущих в нём людей.
Гуманизм — система взглядов, провозглашающая высшей ценностью самого человека, его жизнь и право на свободное развитие.
Дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Иными словами — это возможность пользоваться своими правами и приобретать новые права.
Действия (в юридическом смысле) — определённые законом любые юридические факты, которые являются результатом волевого поведения человека.
Добродетель — способность человека осознанно и твёрдо следовать добру.
Источник права — официально закреплённая форма внешнего выражения содержания права.
Моральная норма — правило, регулирующее поведение людей в соответствии со сложившимися в обществе представлениями о добре и зле.
Нормативный правовой акт — выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами, содержащий нормы права.
Нравы — особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения.
Отрасль права — совокупность связанных между собой норм права, которые регулируют общественные отношения в определённой сфере жизни общества.
Патриотизм — чувство любви к Родине, её народу, культуре, родной природе и готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать её.
Нрава и свободы человека — законодательно определённая мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.
Права ребёнка — права человека, которые применяются к несовершеннолетним.
Право — совокупность норм, которые определяют обязательные для всех людей правила поведения, установленные государством и защищаемые мерами государственного принуждения.
Правовой обычай (обычное право) — санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в силу его многократного повторения.
Правомерное поведение — образ действий, соответствующий правовым нормам, не нарушающий их, обеспечивающий правопорядок в обществе.
Правонарушение — виновно совершённое, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности, за которое предусматривается определённое законом наказание.
Правоотношение — социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые силой государства.
Правоспособность — способность лица иметь права и обязанности.
Преступление — виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.
Привычка — установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях.
Прокуратура — система государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением и исполнением законов на всей территории страны.
Противоправные действия — это действия, связанные с нарушением норм права.
Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
Семейные правоотношения — это урегулированные нормами семейного права связи между членами семьи, выраженные в их правах и обязанностях.
Семья (в юридическом понимании) — это союз лиц, связанных взаимными юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и некоторых других оснований.
События — явления, возникающие помимо действий человека и не зависящие от воли человека.
Совесть — внутренний самоконтроль того, как человек исполняет свой долг.
Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
Суд — орган государства, охраняющий интересы общества и граждан путём осуществления правосудия; рассматривает гражданские, уголовные, административные дела и принимает по ним решения.
Судебный прецедент — это самостоятельно принятое судьёй решение по какому-то делу с опорой на имеющиеся знания, житейский и профессиональный опыт и собственную совесть.
Традиция (от лат. traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Трудовые правоотношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда, которые регулируются нормами трудового права.
Уголовное наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.
Уголовное право — отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
Федеральные законы — нормативно-правовые акты, принимаемые высшим органом законодательной власти нашей страны — Федеральным Собранием Российской Федерации — Парламентом РФ.
Ценности — представления о том, что важно и дорого для человека, социальной группы, всего общества.
Церемония — торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определённый порядок.
Этикет — принятая в особых кругах общества система правил поведения, составляющих единое целое.
Юридическая обязанность — предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения.
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.
Юридическая сила — обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчинённость им. Высшая юридическая сила Конституции означает, что нормы Конституции всегда имеют приоритет над положениями иных законов. В случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.
Юридическое лицо — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам (например, магазин, завод, институт). Организация становится юридическим лицом одновременно с регистрацией в специализированном реестре, то есть когда у неё появляются права и обязанности.
Вы смотрели: Обществознание Готовимся к ВПР, Проверим себя, Словарь. Учебник по обществознанию для 7 класса. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.
<< § 17 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 1 >>