Всеобщая история Госучебник §20

7 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 20. Османская империя и Иран: могущество и упадок. » (параграф 20, страницы 181 ─ 191). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20 (2025 год) для 7 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§ 20. Османская империя и
Иран: могущество и упадок.

❓ Почему Иран и Османская империя боролись друг с другом так долго и ожесточённо?
Битва на Чалдыранском поле. Настенная роспись дворца в Исфахане. Фрагмент
🔎 • великий везир • гарем • диван • хайдуки
👤 • Аббас I • Исмаил I • Роксолана • Селим I • Сефевиды • Синан • Сулейман I
МИР
• 1502 г. ─ основание державы Сефе-видов шахом Исмаилом
• 1516─1517 гг. ─ турки аннексируют Сирию и Египет, входившие в Мамлюкский султанат
• 1520─1566 гг. ─ правление Сулеймана Великолепного
• 1521 г. ─ захват турками Белграда
• 1529, 1683 гг. ─ осада турками Вены
• 1587 ─1629 гг. ─ правление Аббаса I Великого
• 1683─1699 гг. ─ война турок с австрийскими Габсбургами, Венецией, Польшей и Русским государством
РОССИЯ
• 1492 г. ─ установление дипломатических отношений с Османской империей
• 1533─1584 гг. ─ правление Ивана IV Грозного
• 1572 г. ─ победа в битве при Молодях над крымско-турецкой армией
• 1592 г. ─ установление регулярных дипломатических отношений с Персией
• 1598─1605 гг. ─ правление Бориса Годунова
• 1681 г. ─ Бахчисарайский мирный договор с турками
• 1687, 1689 гг. ─ походы на Крым князя Василия Голицына
• 1695─1696 гг. ─ Азовские походы Петра I.

Конспект §20 кратко Ответы на Вопросы §20. Ответы на Вопросы после §20.

 

1. Османские завоевания.

К началу XVI в. Османская империя (таково официальное название Турции времён султанов, т. е. период XIV ─ начала XX в.) стала огромным государством. После победы над Византией султаны считали себя наследниками древней Римской империи. Константинополь, ставший их столицей, турки называли Истанбулом. Их держава включала почти всю Малую Азию и почти весь Балканский полуостров.

Султан Селим I Грозный (1512─1520) сосредоточился на восточном направлении: разбил армию Ирана, завоевал Египет и взял под контроль мусульманские святыни в Аравии ─ Мекку и Медину, что сильно повысило авторитет султана в мусульманском мире.

За 8 лет его правления территория Османской империи выросла вдвое.

Ещё в XV в. Мехмед II угрожал христианам, что будет кормить своего коня на престоле Святого Петра в Риме. Никогда эта угроза не выглядела столь реальной, как в правление правнука Мехмеда, султана Сулеймана I Великолепного (1520─1566). Основным направлением своей внешней политики он выбрал не восточное, как Селим I, а западное. Его главным врагом стала держава Габсбургов.

Сулейман завоевал почти всю Венгрию и в 1529 г. даже осадил Вену, но не сумел её взять. На море османам и признававшим верховную власть султана алжирским пиратам удавалось регулярно опустошать берега Испании и Италии. Тысячи людей попадали в плен к пиратам и были обращены в рабство.

Османы полностью взяли под контроль Чёрное море и пытались проникнуть в Нижнее Поволжье (что было важно для борьбы с Ираном), но там их опередила Россия, присоединившая Астраханское ханство. Безуспешны оказались и их попытки утвердиться в Индийском океане, где сильнее оказались португальцы.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Сулейман I Великолепный
При Сулеймане I Великолепном Османская империя достигла своего наивысшего расцвета. Мудрый и справедливый правитель, он компенсировал ущерб купцам, пострадавшим от вымогательств на османской территории, возвратил собственникам имения, конфискованные при Селиме I, наказывал чиновников, творивших произвол. В то же время султан подчас верил ложным наветам и жестоко расправлялся с теми, кто оказывал ему сопротивление. Правитель был известен не только своими военными достижениями, но и мудрыми государственными решениями. Как законодатель он создал «Книгу законов», где кодифицировал все законы и указы, не относящиеся к шариату. Система управления, которая окончательно оформилась при Сулеймане Великолепном, позволила туркам успешно контролировать огромные территории от Ирана и почти до Атлантического океана. В конце жизни, разочарованный военными неудачами на Дунае и провалом осады Мальты, султан почти устранился от дел.

Преемники Сулеймана в войнах с Ираном, с Габсбургами и с Речью Посполитой иногда добивались успехов, но уже не претендовали на масштабные завоевания. Серьёзным ударом по их престижу стал разгром турецкого флота при Лепанто в 1571 г., однако уже после этого они достигли больших, хотя и недолговременных успехов на востоке.

В XVII в. османы не раз пытались продолжить завоевания и в Европе, но без серьёзных успехов. В 1683 г. они были разбиты под Веной поляками во главе с Яном III Собеским. После этого христианские державы перешли в наступление, Турция утратила Венгрию и другие территории, но всё же сохранив обширные владения на Балканах.

❓ Сопоставьте внешнюю политику Селима I Грозного и Сулеймана I Великолепного, выявите черты сходства и различия.

2. Государственное и военное устройство.

Во главе империи стоял султан. В его руках была жизнь любого из подданных. Правой рукой султана был великий везир ─ верховный министр, возглавлявший османское правительство. Он представлял султана в делах управления, мог издавать от его имени указы, во время войны командовать войсками, а после неё подписывать мирные договоры. При слабых султанах великие везиры могли фактически править страной.

Воплощением могущества султана и великолепия его двора стал стамбульский дворец Топкапы. Построенный в XV в. для Мехмеда II, он позже перестраивался и служил главной резиденцией султанов до середины XIX в. Дворец состоял из сотен роскошно отделанных помещений, размещённых вокруг четырёх больших дворов.

Во дворце проводились заседания дивана ─ совета при султане, состоявшего из самых влиятельных сановников. К той части дворца, где располагался диван и трудились чиновники, вели так называемые Высокие ворота. Переведя это название на французский, дипломаты стали называть правительство империи, а потом и саму империю Высокой или Блистательной Портой; так её называли и в России.

Подробнее. Жёны и рабыни султана жили в женской половине дворца ─ гареме. Матери и любимые жёны султанов пользовались огромным влиянием. Поскольку наследовать султану мог любой его сын, каждая жена добивалась, чтобы именно её ребёнок стал наследником. В этой жестокой борьбе особенно прославилась Роксолана, любимая жена Сулеймана. Она была славянского происхождения и пленницей-рабыней попала в гарем султана. Её интриги ценой жизни старшего сына Сулеймана привели на трон её сына Селима, мало способного к делам управления.

Роксолана. Неизвестный художник

Все подданные Османской империи были бесправны перед лицом верховной власти. Здесь не было благородного сословия, не было никаких привилегий, закреплённых законом. Имевшееся деление общества на разряды (исламское духовенство, военные, горожане и крестьяне) лишь внешне напоминало европейские сословия. Огромную роль играло рабство, причём рабы являлись самой надёжной частью и армии, и государственного аппарата; из них происходили даже многие великие везиры.

В результате завоеваний под властью османов оказалось многонациональное население всего Балканского полуострова. Значительную, а на севере полуострова преобладающую его часть составляли славянские народы: болгары, сербы и др. Они пользовались широким самоуправлением, но платили гораздо более тяжёлые налоги, чем мусульмане. Однако, перейдя в ислам, от налогов можно было избавиться, что облегчало исламизацию населения. В целом для представителя любого народа и любого социального слоя была открыта возможность сделать карьеру, и известны случаи, когда выходцы из славянских семей занимали в империи самые высокие должности. В то же время казна не была заинтересована в насильственной исламизации (т. е. в обращении в ислам) и редко к ней прибегала, поскольку в этом случае неизбежно сокращались налоговые поступления. В результате, несмотря на несколько веков турецкого владычества, многие христианские народы сохранили свою веру, язык и обычаи.

Первоначально славянские народы предпринимали попытки вернуть утраченную свободу. Однако все они терпели поражение, и вскоре стало очевидно, что освободиться от власти турок без помощи извне не получится. Освободительное движение усиливалось в периоды успехов христианских государств в их войнах с османами (например, в конце XVI и в конце XVII в.). Немаловажную роль в сопротивлении османам на завоёванных ими территориях играли хайдуки. В основном их отряды состояли из беглых крестьян и погонщиков скота (таков первоначальный смысл этого слова), которые скрывались в лесах и предгорьях пограничных территорий. Фактически стоявшие вне закона, хай-дуки вели борьбу с османами на свой страх и риск.

Османское государство сформировалось на основе непрерывных войн и могло процветать до тех пор, пока эти войны были успешны. Лишь военная добыча и налоги, взимавшиеся с покорённых народов, позволяли содержать огромную армию, в которой служили как сами османы, составлявшие основу конницы, так и рабы. Покорённые христианские народы платили «налог кровью», по которому из сёл и деревень по мере надобности (в среднем раз в несколько лет) забирали часть здоровых мальчиков. Их воспитывали в турецких семьях в духе ислама и фанатичной преданности султану, и именно из них в значительной мере формировались кадры чиновников, а также лучшие пехотные части ─ янычары.

Уже в XV в. Турция стала «пороховой империей». Сильная артиллерия и вооружённая ручным огнестрельным оружием янычарская пехота с конца XV в. почти на столетие обеспечили военное превосходство османов. Однако в XVII в. артиллерия и армия в целом всё более устаревали и становились слабее европейских, резко усилившихся в ходе «военной революции».

С конца XVI в. Османская держава вступила в период застоя, а затем и упадка. Рост населения обгонял темпы развития экономики, а непомерные военные расходы не компенсировались успехами. Серьёзный ущерб экономике нанесли перемещение торговых путей из Средиземноморья на просторы океанов, а также «революция цен». В результате коррупции и гаремных интриг авторитет центральной власти упал, в столице всем заправляли янычары, назначавшие и свергавшие везиров и даже султанов. Приказы не выполнялись, провинции старались обособиться от столицы, повсюду вспыхивали восстания. Империи грозило дальнейшее ослабление.

❓ • Выделите основные черты османского общества и государства.

3. Культура Османской империи.

Правление Сулеймана стало также временем расцвета турецкой культуры. Она основывалась на традициях не только самих османов, но и многих покорённых ими народов. Развивались турецкий язык и литература, каллиграфия, миниатюра, декоративноприкладное искусство (в частности, ковроткачество и керамика), наука (например, астрономия) и техника.

Наиболее ярко расцвет культуры проявился в архитектуре. По всей территории империи строились мечети, медресе, мавзолеи, дворцы, мосты, акведуки, крытые рынки, бани и другие сооружения. Особенно прославился архитектор Синан.

Интерьер мечети Селима II в древней столице османов Эдирне. Архитектор М. Синан

Мечеть Сулеймание в Стамбуле. Архитектор М. Синан

Любопытные детали. Грек из христианской семьи, Синан в молодости служил янычаром, затем стал военным инженером и как строитель мостов и организатор переправ участвовал в походах Селима Грозного и Сулеймана Великолепного. В конце концов он стал главным архитектором султана. Синан в совершенстве освоил византийский строительный опыт, восхищался храмом Святой Софии (который он знал уже как мечеть) и пытался его превзойти. На основе изучения Святой Софии он разработал османский вариант большой соборной мечети, для которого характерны грандиозность масштабов и сдержанность наружного облика при великолепии внутреннего декора. Лучшие его постройки (мечети Сулеймание в Стамбуле, Селима II в Эдирне) внешне напоминают Святую Софию, а внутри украшены в традициях ислама; так в его творчестве соединились достижения Запада и Востока.

Астрономическая обсерватория в Стамбуле. Миниатюра XVI в.
Турецкий астроном Таки ад-Дин проводит исследования в своей обсерватории в Галате. На миниатюре хорошо видны астрономические инструменты, использовавшиеся в то время; на первом плане ─ глобус.

❓ • Как в османской архитектуре проявилось влияние византийских традиций?

4. Начало династии Сефевидов.

Восточным соседом Османской империи был Иран (тогда его чаще называли Персией). XVI─XVII века ознаменовались его военно-политическим и культурным расцветом и ожесточённым соперничеством с Османской империей.

Иран был могущественной державой с древности и до VII в., когда его покорили арабы. Однако в дальнейшем, сохраняя традиции своей культуры, он долгое время находился под властью завоевателей: арабов, сельджуков, монголов. Новый расцвет Иранского государства связан с правлением династии Сефевидов. Её основатель шах Исмаил I (1501─ 1524) распространил свою власть от границ Турции на западе до реки Инд на востоке.

❓ По каким причинам противостояние двух мусульманских держав приняло такой ожесточённый характер?

Шах Исмаил I в битве. Персидская миниатюра. XVI в.
Рассчитывая стать вождём всех мусульман, Исмаил I бросил вызов Османской империи. Особенно важным для шаха было обладание Месопотамией с её шиитскими святынями. Обе державы претендовали на Месопотамию и другие территории. К тому же среди османов преобладали сунниты, а среди иранцев ─ шииты, так что к политическому соперничеству добавлялось религиозное противостояние. В 1514 г. Исмаил I был разбит войсками Селима I на Чалдыранском поле и едва не попал в плен. Успех туркам обеспечил не только численный перевес, но и сильная артиллерия, которой их соперники пренебрегали, надеясь на боевые качества своей конницы. Так началась долгая борьба между Ираном и Турцией.

5. Аббас I и его реформы.

Правнук Исмаила I Аббас I Великий (1587─1629) любой ценой хотел восстановить пошатнувшееся могущество Сефевидов.

Наиболее важной стала реформа армии: наряду с отрядами знати и крестьянским ополчением появились подразделения, организованные по османским и европейским образцам. Среди них были пехотный корпус из обращённых в ислам христиан (по примеру турецких янычар), вооружённые ручным огнестрельным оружием мушкетёры и мощная артиллерия, которой шахам так не хватало прежде. С этого времени Иран вошёл в число «пороховых империй».

Аббас I. Гравюра неизвестного художника
За годы правления Аббаса Великого (1588─1629) его государство достигло наивысшего могущества и расцвета. Шаху Аббасу угрожали и османы с запада, и кочевые узбеки с востока, а вести войну на два фронта Иран не мог. Аббасу удалось заключить мир с Турцией лишь ценой огромных уступок, зато он выиграл время для борьбы с узбеками и для внутренних реформ, без которых невозможно было соперничать с османами.

Аббас I реформировал устаревшую систему управления. Он лишил местную знать контроля над провинциями, заменив её чиновниками, назначенными государством. Одновременно он снизил или упразднил многие налоги, что способствовало подъёму экономики. Процветала торговля, возросла добыча полезных ископаемых. Доходы шаха были столь велики, что иностранцы иногда называли его богатейшим монархом на земле.

Шах Аббас I принимает Вали Мухаммад-хана ─ второго хана Бухарского ханства из узбекской династии Джанидов ─ Аштарха-нидов. Фреска во дворце Чихиль Сутун в Исфахане ─ выдающемся сооружении персидской архитектуры XVII в. Около 1650 г.

Для содержания войска требовались огромные средства, но Аббас сумел превратить несколько богатых областей страны в «шахский домен» (так называли эти земли европейские путешественники). Доходы с него шли на содержание армии.

Победив узбеков, Аббас развязал себе руки для действий против османов. В войнах с ними он подчинил обширные области Закавказья и даже отвоевал часть Месопотамии с шиитскими святынями (позже она вновь перешла к Турции).

Для борьбы с османами Аббас и европейские правители его времени нуждались друг в друге; объединяла их и заинтересованность в торговых связях. Отношения с другими странами быстро развивались, при дворе шаха часто бывали английские, испанские и иные послы.

Трон персидского шаха Аббаса I ─ подарок царю Борису Годунову. Персия, до 6004 г.
Аббас I отправлял посольства в страны Западной Европы и в Россию. В ходе одной такой поездки Борису Годунову, в числе прочих подарков, привезли так называемый «Персидский», или «Золотой», трон. Однако надежды Аббаса вовлечь царя в войну с Турцией не увенчались успехом: началось Смутное время, и России стало не до неё. Украшенное множеством драгоценных камней и покрытое тиснёными золотыми пластинами тронное кресло стало одной из регалий русских царей. В настоящее время трон является частью коллекции Оружейной палаты Музеев Московского Кремля.

Управляя державой, в которой проживало много народов, Аббас привлекал их к себе на службу и умело лавировал между их интересами. В то же время он жестоко расправлялся с непокорными, разорил Армению и Грузию, насильственно переселил тысячи армян и грузин во внутренние районы Ирана.

Воплощением могущества державы Аббаса и великолепия её культуры стала столица Ирана. Аббас оставил прежнюю столицу Казвин и устроил новую в Исфахане. В те годы это был один из самых больших городов мира. Рядом со старым городом шах повелел отстроить новые кварталы, организованные вокруг огромной центральной площади с главными мечетями и дворцами.

Мечеть шейха Лотфоллы. Исфахан, Иран
Самая большая мечеть Исфахана, одна из крупнейших мечетей Ирана и мира, расположенная на площади Накш-э Джахан (также называется площадью Имама).

Работы велись по заранее продуманному плану, что было новшеством для того времени. Город был не только красив, но и благоустроен. Широкие прямые улицы, просторные площади, мечети, дворцы, мосты, роскошные парки, огромный базар потрясали воображение современников ─ как иранцев, так и приезжих европейцев. В городе развивались художественные ремёсла, изготавливались знаменитые персидские ковры, сложилась своя школа миниатюры. В ту эпоху говорили, что Исфахан стоит целой половины мира.

После смерти Аббаса I началось ослабление державы Сефевидов. Почти все его преемники мало занимались делами управления. Тем не менее власть Сефевидов продержалась ещё почти столетие. Постепенно затухало противостояние Ирана и Турции: между ними установилось равновесие сил.

Развивались отношения с Россией и странами Западной Европы. Правда, со временем выданные европейцам привилегии способствовали переходу в их руки внешней и посреднической торговли и сокращению государственных доходов. В 1664 г. право свободно торговать в Иране получили и русские купцы. Осложнения возникали из-за набегов казаков, но русские власти каждый раз утверждали, что казаки действовали по собственной инициативе. Самый знаменитый из таких набегов ─ поход 1667─1669 гг. «за зипунами» (добычей) под руководством Степана Разина, разорившего прикаспийские области Ирана.

Последний из Сефевидов резко повысил налоги, что привело к массовому разорению крестьянства, восстаниям в городах и на покорённых окраинах: в Армении, Грузии, Афганистане. Именно афганские отряды в 1722 г. покончили с властью Сефевидов.

❓ Докажите, что реформы Аббаса I и его внешняя политика связаны друг с другом.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В XVI в., в правление Селима I Грозного и Сулеймана I Великолепного, Османская империя осуществила масштабные завоевания и достигла вершины могущества. Военные успехи империи были тесно связаны с особенностями её социально-политического устройства. Однако уже с конца XVI в. наметились черты застоя, а затем и упадка. Сходным был исторический путь Ирана, который соперничал с Османской империей.

Вопросы и задания (стр. 190)

  1. Известно, что султаны долгое время не признавали императорский титул правителей Священной Римской империи. Почему?
  2. В чём причины военных успехов османов?
  3. Почему со второй половины XVI в. османы всё чаще терпели поражения? Как вы думаете, что здесь важнее ─ упадок Османской империи или усиление её противников?
  4. Какую роль играла Османская империя в международных отношениях XVI─XVII вв.?
  5. Используя дополнительные ресурсы, сравните изображения внешнего облика и интерьеров собора Святой Софии в Константинополе и мечетей, сооружённых Сина-ном. Какие конструктивные детали византийской архитектуры использовал Синан?
  6. Выделите основные причины и формы развития отношений Ирана с европейскими странами и Россией.
  7. Какие страны Европы были наиболее заинтересованы в совместных действиях с Ираном против османов?
  8. Как проявилось в истории Востока в XVI─XVII вв. противостояние суннитов и шиитов?

Работаем с хронологией. Расположите в правильном хронологическом порядке события: а) начало правления Селима I Грозного; б) смерть Сулеймана I Великолепного; в) Начало правления Исмаила I; г) смерть Аббаса I Великого.

Работаем с источником. Прочитайте отрывок из сочинения «О состоянии Османской империи и её войска» польского дипломата К. Збаражского, посла Речи Посполитой в Османской империи в 1622─1624 гг., и ответьте на вопросы.

После Сулеймана [Сулеймана I Великолепного] едва ли не до настоящего времени правили государи ленивые и изнеженные. которые любовались своим величием, но не интересовались, каким путём достигли этого величия. Раньше всего испортили сословие чиновников, которые начали получать блага не за заслуги, а за деньги. А всё из-за султанских жён, которые через своих мужей способствовали повышению чиновников по службе, беря за это деньги и богатея.

Также христиане, из детей которых набирают янычар, предпочитали выкупать своих сыновей, видя, что всё превратилось в предмет торговли. Набор войска производился небрежно, важно было только обеспечить его численность. Проступки и злодеяния, которые прежде карались смертной казнью, теперь прощались за взятки старшим начальникам. Множество плохих примеров привели к росту различных пороков.

❓ 1. Какие причины упадка Османской империи в конце XVI ─ начале XVII в. упоминаются в этом отрывке? 2. Какие из этих причин кажутся вам самыми серьёзными и почему? 3. Чем могла грозить Османской империи «небрежность» при наборе янычарского войска?

Работаем с понятиями. Используя дополнительные источники, объясните происхождение и наполнение понятия «хайдуки».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 7 класса § 20. Османская империя и Иран: могущество и упадок. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 7 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней