7 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 22. Китай и Япония: в поисках стабильности » (параграф 22, страницы 199 ─ 208). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §22 (2025 год) для 7 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
§ 22. Китай и Япония: в поисках стабильности
❓ Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?
Прибытие португальского корабля в Японию. Художник К. Санраку. Первая треть XVII в.
🔎 • кабуки • намбан • политика самоизоляции
👤 • Токугава Иэясу • Канси • Ода Нобунага • Маттео Риччи • Сэссю • Тоётоми Хидэёси • Ли Цзычэн
МИР
• 1543 г. ─ появление португальцев в Японии
• 1575 г. ─ битва при Нагасино
• 1603 г. ─ начало правления сёгунов династии Токугава в Японии
• 1628─1645 гг. ─ Крестьянская война в Китае
• 1644 г. ─ воцарение Маньчжурской династии в Китае
РОССИЯ
• 1632 г. ─ основание Якутска
• 1648─1660 гг. ─ экспедиция Дежнёва и Попова
• 1670─1671 гг. ─ восстание Степана Разина
• 1689 г. ─ Нерчинский мирный договор с Китаем
• 1697 г. ─ присоединение Камчатки к Русскому государству Атласовым.
1. Китай в эпоху Мин.
Для Китая ни конец XV, ни конец XVI в. не стали такими важными вехами, как для Европы. Зато значительные перемены произошли в середине XVII в.
Развитие страны в XVI ─ середине XVII в. сохраняло те черты, которые наметились после освобождения от монголов и начала правления династии Мин (1368─1644). Стремясь к упрочению своей власти, императоры Мин все изменения проводили под лозунгом восстановления старых конфуцианских норм. Они напрямую подчинили себе чиновничий аппарат, взяли под контроль экзамены для претендентов на должности. Были проведены новые налоговые и земельные переписи, упорядочены налоги.
В XV в. сократилась торговля по Великому шёлковому пути. После распада державы Тимура в Центральной Азии не было силы, способной обеспечить безопасность сухопутных путей, перевозки переместились на морские маршруты. К тому же на протяжении всего Средневековья Китай утрачивал монополию на производство шёлка: несмотря на запреты, Япония, Византия, арабы, а после Крестовых походов и европейцы проникли в секреты шелководства. Однако китайский шёлк сохранял притягательность для европейцев: в Китае его производили больше и лучшего качества.
Внешнюю торговлю в эпоху Мин постепенно взяли под государственный контроль. Она и раньше считалась в Китае формой даннических отношений. Иностранные купцы рассматривались как послы своих народов, а привезённые товары ─ как дань, свидетельство признания верховной власти императора. Теперь же это было последовательно реализовано на практике. Прибыли казне такая «торговля» не приносила: ответные дары должны были во столько раз превосходить «дань», во сколько император ─ Сын Неба ─ считался выше иноземных правителей. Приезжим даже разрешалось высказать пожелания о том, что именно они хотели бы получить в дар. Внешняя торговля, таким образом, оказалась выведена из сферы товарно-денежных отношений.
Первая половина периода Мин оказалась в целом благоприятна для Китая: ресурсы страны были огромны, экономика успешно развивалась. Однако быстрый рост населения имел и отрицательные последствия: для части крестьян удобных земель уже не хватало. Непомерный рост налогов, необходимых для организации отпора кочевникам, вызывал разорение многих земледельцев и стремление преуменьшить размеры облагаемых налогами земель. Поступления в казну сокращались, а недовольство росло. В конечном счёте всё это привело Китай к тяжёлым потрясениям, а династию ─ к гибели.
Эпоха Мин осталась в истории страны как время наиболее полного воплощения собственно китайских традиций, что ярко проявилось и в культуре. Это было время расцвета архитектуры и искусства, создания романов, которые и сейчас считаются в Китае классическими. По-прежнему только в Китае умели делать изделия из фарфора, пользовавшиеся огромным спросом и в стране, и за её пределами.
Достижения в области архитектуры и градостроительства наиболее ярко воплотились в облике Пекина, который с 1421 г. являлся столицей Китая. Было тщательно продумано пространство города, учтены все особенности природного рельефа. В плане город представлял собой несколько вписанных друг в друга прямоугольников, обнесённых мощной стеной с башнями. В самом центре находился огромный императорский дворец, вокруг которого живописно расположились искусственные холмы, парки и озёра. Главная улица рассекала город по центру с юга на север, на юг были обращены парадные фасады всех основных зданий. В соответствии с древними традициями храмы, дворцы, парковые павильоны, городские стены покрывались черепицей разных цветов ─ золотистой, синей, зелёной.
Подробнее. Невиданных размеров дворец с парками, в котором императоры жили в Пекине с XV до начала XX в., был окружён стенами и рвом и получил название Пурпурный запретный город или просто Запретный город. Об огромном числе строителей и ремесленников, принимавших участие в его создании, рассказывают легенды. Здания дворца были выкрашены пурпурной краской и покрыты позолоченной черепицей. Иностранцев не допускали на его территорию. Сейчас на территории Запретного города расположен Гугун ─ самый посещаемый музей Пекина.
❓ Выявите основные особенности развития Китая в эпоху династии Мин.
2. Китай в середине ─ второй половине XVII в.
В 1628 г. в стране началась Крестьянская война. После долгих и опустошительных военных действий один из руководителей повстанцев Ли Цзычэн провозгласил себя императором. В 1644 г. он взял Пекин. Тогда противники восставших обратились за помощью к северным соседям ─ маньчжурам. Те быстро выбили из Пекина Ли Цзычэна, а императором провозгласили своего правителя, основавшего династию Цин (1644─1911), что означает «чистая». Однако многие в Китае не желали подчиниться завоевателям. Продолжали сопротивление отряды повстанцев, был провозглашён новый император из династии Мин. На окончательное подчинение Поднебесной империи своей власти династия Цин потратила почти 40 лет. Так в Китае вновь установилось иноземное владычество.
В результате завоевания население страны сократилось более чем на 10 млн чел., были разорены многие города, снизилась роль ремесла и торговли. Маньчжуры составили в завоёванной стране привилегированное сословие профессиональных воинов. Оно господствовало над четырьмя китайскими сословиями: учёных-чиновников, земледельцев, ремесленников и торговцев.
Чтобы не раствориться среди китайцев, маньчжуры запретили смешанные браки и стремились сохранить свои традиции, такие как верховая езда и стрельба из лука. Однако маньчжуры понимали, что сами не смогут управлять огромной империей, и пошли на сотрудничество с китайскими чиновниками. Система управления эпохи Мин была восстановлена, но все ключевые должности в ней заняли маньчжуры. Китайский язык был объявлен государственным наряду с маньчжурским.
Император Канси. Портрет начала XVIII в.
61-летнее правление Канси вошло в историю как эпоха процветания, которая характеризуется выдающимися политическими и военными победами, социальной стабильностью и экономическими успехами. Многие историки считают Канси одним из самых успешных правителей Китая.
При императоре Канси (1662─1722) сопротивление противников династии Цин было окончательно подавлено. Начала восстанавливаться экономика (чему способствовало приведение в порядок ирригационной системы), пошли на спад народные волнения. Заново был проведён учёт населения и пахотных земель, упорядочены и ограничены налоги. Вновь открылись конфуцианские школы, возобновились экзамены для чиновников.
Цинские императоры не стали строить для себя новую главную резиденцию, а расположились в той, которую унаследовали от династии Мин.
❓ Что изменилось в жизни Китая после его завоевания маньчжурами, а что осталось прежним?
3. Европейцы в Китае.
Ещё в начале XVI в. Китая достигли португальцы, которым вскоре разрешили вести торговлю на юге страны, в портовом городе Макао. Однако эта торговля ограничивалась и контролировалась властями, и внутрь страны европейцев не пускали. Позже в Китай прибыли миссионеры, главным образом иезуиты. Они понимали, что успех им может принести только проповедь местным жителям на их родном языке. В конце XVI в. иезуит Маттео Риччи сумел в короткий срок в совершенстве выучить трудный для европейцев китайский язык. Глубоко проникнув в культуру и обычаи Китая, он знакомил китайцев с западной наукой и культурой, а европейцев ─ с достижениями китайской цивилизации. Были составлены португальско-китайский и китайско-португальский словари. В XVII в. иезуиты заняли заметное положение при императорском дворе, их высоко ценили за научные познания.
Маттео Риччи и Сюй Гуанци. Гравюра 1677 г.
❓ С помощью ресурсов Интернета выясните, что объединяет этих людей.
Однако в Китае не были заинтересованы в развитии торговли с Европой, хотя власти и закупили некоторое количество огнестрельного оружия (так, его использовали отборные части императорской гвардии во время сражений Крестьянской войны). В то же время успехи христианизации вызывали у властей опасения и стремление ограничить также и культурные связи с Европой.
❓ Как европейцы получали сведения о Китае, а китайцы ─ о Европе?
4. Китай и Россия в XVII в.
С династией Мин связана первая попытка установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Инициатором выступила русская сторона: в 1618 г. в Пекин прибыла первая российская миссия во главе с казаком Иваном Петлиным. На экспедицию возлагались задачи разведать и описать новые пути, собрать сведения о Китае и сопредельных странах. При этом каких-то конкретных задач не ставилось, поэтому и подарков для передачи императору миссия не получила. Это исключало возможность официальной аудиенции у императора, однако сама перспектива установления отношений с Россией заинтересовала китайских дипломатов. Петлину была вручена грамота от императора к царю Михаилу Фёдоровичу, разрешавшая русским посылать новые посольства и вести торговлю.
Миссия Петлина не привела к развитию двусторонних отношений. Нестабильное положение на западных границах России отвлекало внимание Москвы от политики на Востоке, а потом, когда сменились чиновники Посольского приказа, об этом прецеденте просто забыли. Привезённое Петлиным послание императора смог перевести лишь полвека спустя талантливый дипломат и знаток языков Николай Спафарий, который в 1675─1678 гг. возглавил посольство царя Алексея Михайловича в Китай. Возможно, известное в русском языке выражение «китайская грамота» касалось именно этого документа.
Отношения с Россией стали важны для Китая уже в эпоху Цин. Правители новой династии проводили гораздо более активную внешнюю политику к северу и северо-западу от китайских границ. Продвижение русских землепроходцев в те районы Приамурья, которые Китай считал зоной своего влияния, привело к военным конфликтам. В 1689 г. по Нерчинскому договору между Россией и Китаем были определены границы между двумя странами и условия двусторонней торговли.
❓ В чём связь между отказом Петлину в императорской аудиенции и принципами дипломатии и внешней торговли Китая того времени?
5. Япония в XVI в.
Конец XV и почти весь XVI в. вошли в историю Японии как период «воюющих провинций». Страну раздирали усобицы, она фактически лишилась центральной власти: не только императоры, но и сёгуны (так назывались верховные военные правители Японии) уже не контролировали ситуацию, на местах всем распоряжались князья, которые постоянно вели междоусобные войны.
Именно в это время в Японии появились первые европейцы. В 1543 г. её берегов достигли португальцы, а чуть позже ─ испанцы. На рубеже XVI─ XVII вв. до Японии добрались и голландцы. С прибытием европейцев начался ввоз в страну огнестрельного оружия, которое произвело настоящий переворот в военном деле. Очень быстро японцы научились сами делать аркебузы, причём смогли усовершенствовать европейские образцы. Роль всадников-самураев снизилась, зато возросло значение хорошо обученных пехотинцев, владевших огнестрельным оружием.
Вслед за купцами в стране появились католические миссионеры. Поначалу их принимали очень хорошо, ведь Япония отличалась веротерпимостью, буддизм в ней прекрасно соседствовал с синтоизмом. Многие князья переходили в христианство и заставляли вассалов следовать своему примеру. Таким образом они рассчитывали получить поддержку европейцев в междоусобной борьбе. Число христиан быстро росло, к 1582 г. их насчитывалось уже около 150 тыс.
С середины XVI в. начался длительный и кровавый процесс объединения Японии, завершившийся к XVII в. Военно-политическим лидером, сумевшим собрать воедино значительную часть страны, стал самурай Ода Нобунага (1568─1582).
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Ода Нобунага
Вся жизнь Оды Нобунаги была наполнена войнами и интригами. Это был выдающийся полководец. Так, в сражении при Нагасино (результат десятилетнего противостояния между родами Ода и Такэда) в 1575 г., предвосхищая европейскую тактику, он расположил своих аркебузиров в три шеренги. Сменяя друг друга и стреляя по команде, они вели непрерывный огонь, который уничтожил лучшую самурайскую конницу. Ода Нобунага отличался жестокостью, безжалостно расправлялся со своими противниками, уничтожая целые роды. Начав в молодости с борьбы за первенство в небольшой провинции, к моменту смерти он сосредоточил под своей властью не менее трети всей территории страны.
Придя к власти, Ода Нобунага провёл важные реформы. Сохранив за князьями административные и судебные права, он упорядочил крестьянские повинности, отменил внутренние таможенные поборы, унифицировал систему мер и весов. Он отказался от системы назначения на должности по знатности происхождения и выдвигал людей на руководящие посты в армии и в администрации в зависимости от способностей и заслуг. Когда однажды он с небольшой свитой находился в храме, его окружили войска мятежного вассала. Не видя другого выхода, он совершил ритуальное самоубийство.
После смерти Оды Нобунаги один из его военачальников, Тоётоми Хидэёси, завершил объединение Японии. Он провёл новую перепись населения в масштабе всей страны. Была закреплена зависимость многих крестьян, что сопровождалось изъятием у них мечей и кинжалов; из них отлили статую Будды.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Из «Указа о сборе мечей» Тоётоми Хидэёси (1588)
1) Решительно требую прекратить во всех провинциях владение и ношение крестьянами мечей, коротких мечей, луков, ружей и других видов оружия. Основания для этого следующие: скапливается ненужное оружие, задерживается уплата годовых податей и становятся возможными случаи, когда замышляются бунты и толпа восстаёт против представителей власти.
2) Поименованные выше мечи, короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклёпки при сооружении великой статуи Будды, чтобы если не в этом, то в будущем мире это пошло крестьянам на пользу.
3) Крестьяне должны иметь только сельскохозяйственные орудия и работать на поле. Так должны поступать всегда и их потомки. Нужно быть милостивым к крестьянам, но заставить их соблюдать это. В этом основа благополучия народа и безопасности государства. Нужно внушать крестьянам прилежание в выращивании риса и шелководстве.
Вышеуказанное должно быть быстро исполнено. Беспечность недопустима.
❓ 1. Как вы думаете, в результате каких событий у крестьян скопилось слишком много оружия? Как оно к ним попадало? 2. Почему власти заинтересованы в скорейшем изъятии оружия у крестьян? 3. Почему крестьяне сохраняли попадавшее к ним оружие? 4. Докажите, что власти считали этот вопрос важным. Как вы думаете, почему?
К христианам Хидэёси сначала отнёсся благосклонно, но затем обратил внимание на претензии иезуитов на власть. Кроме того, он опасался, что новую веру используют в своих интересах мятежные князья. Начались преследования миссионеров и принявших христианство японцев.
❓ Как сказалось на развитии Японии проникновение в страну европейцев?
6. Правление Токугава.
После смерти Хидэёси междоусобная война вспыхнула с новой силой. Победу в ней одержал Токугава Иэясу ─ один из сподвижников Нобутанги и Хидэёси. В 1603 г. он принял титул сёгуна и сумел завершить объединение страны, беспощадно расправившись со своими противниками. Сёгуны из династии Токугава управляли страной до 1867 г.
Токугава Иэясу. Портрет XVII в.
Он и его наследники укрепили центральную власть, упорядочили развитие торговли и хозяйства в целом. Император, как и прежде, был отстранён от политической власти. Однако сёгуны подчёркивали его религиозный авторитет и постоянно говорили о том, что получили власть от самого императора.
Как только установился мир, сёгуны строго запретили простолюдинам, а затем и всем японцам ввозить и хранить огнестрельное оружие. Его использование считалось несовместимым с самурайскими ценностями, ведь с его помощью любой простолюдин мог, не подвергая себя опасности, издали убить благородного воина, долго учившегося владеть мечом. Ружей теперь производили немного и только по заказу сёгуна; военного значения они не имели. Япония вернулась к тому времени, когда у неё не было огнестрельного оружия. Столкновение идеалов благородного воина со слепой силой пушек и аркебуз характерно и для Европы того времени, но там, в окружении соперников, ни один правитель не мог себе позволить отказаться от огнестрельного оружия, да и не мог запретить его. А в Японии, объединённой и защищённой морем от врагов, это оказалось возможно.
Сёгуны Токугава всё более жестоко преследовали христиан. Когда в 1637 г. многие их них приняли участие в крестьянском восстании, власти запретили христианство и подвергли казням всех, кто не пожелал отречься. Тогда же они запретили японцам покидать пределы Японии (не разрешалось даже сооружать большие суда, пригодные для океанских плаваний), а иностранцам ─ посещать страну. Исключение было сделано лишь для голландцев (они помогали подавить восстание 1637 г.) и для китайцев. Но и они могли торговать только в одном месте, под контролем чиновников сёгуна. Португальцам же въезд в страну был запрещён.
Политика самоизоляции Японии продолжалась более двух веков. Со временем она способствовала снижению темпов развития. Но в то же время самоизоляция, возможно, помогла стране сохранить независимость.
❓ Почему Япония перешла к политике самоизоляции?
7. Культура Японии в XVI─XVII вв.
В эту эпоху японская культура в целом сохраняла свой традиционный характер. Строились храмы и дворцы, создавались сады камней, развивалось искусство керамики, совершенствовалась чайная церемония. По-прежнему важными оставались китайские влияния и заимствования.
Зимний пейзаж. Художник Сэссю. I486 г.
В результате пребывания в Китае окончательно сформировался стиль крупнейшего японского художника конца XV ─ начала XVI в. Сэссю, буддийского монаха и мастера пейзажа. Представитель школы суйбокуга, он перенёс в Японию китайский рисунок монохромной тушью. Его свободная манера «хабоку» («разлетающаяся тушь») оказала в дальнейшем серьёзное влияние на японскую графику. «Зимний пейзаж» ─ одна из четырёх его работ серии «Четыре времени года», где сама линия обретает декоративные черты, а монохромная живопись подчёркивает одновременно и лаконичность пространства, и глубокое понимание природы.
На развитие культуры и искусства накладывали свой отпечаток бурные потрясения японской истории. Непрерывные войны эпохи объединения страны способствовали строительству великолепных замков, которые не только защищали от врагов, но и являлись роскошно обставленными княжескими резиденциями, для которых требовалось множество предметов живописи и декоративно-прикладного искусства.
Во второй половине XVI в. под влиянием контактов с португальскими купцами и миссионерами в Японии сформировался особый жанр живописи ─ намбан, что означает «южные варвары» (так японцы называли европейцев). Португальцы, их корабли, привезённые ими товары вызывали живейшее любопытство, поэтому ширмы и лаковые изделия с их изображениями пользовались большим спросом. Они реалистичны и являются ценными источниками о пребывании европейцев в Японии.
XVII век стал временем расцвета театра кабуки. Это было многочасовое красочное зрелище, сопровождавшееся музыкой, танцами и пантомимами. Власти считали спектакли кабуки вульгарными и непристойными, самураям запрещалось их посещать, но среди горожан они пользовались популярностью.
❓ Докажите, что события японской истории прямо влияли на развитие культуры.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В эпоху Мин Китай переживал расцвет. Однако в XVII в. страна столкнулась с трудностями. Её завоевали маньчжуры, основавшие новую династию Цин. В Японии в конце XVI ─ начале XVII в. происходил процесс объединения, завершённый сёгунами из рода Токугава. В это же время в обе страны проникали европейцы. В Японии быстрыми темпами проходила христианизация, однако затем этот процесс был прерван. Резкое ограничение связей с внешним миром повлияло на всю последующую историю обеих стран.
Вопросы и задания на стр. 207
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и ответьте на вопросы. Было ли изображённое событие важным для японцев? По каким признакам можно различить между собой португальцев (по отдельности светских лиц и иезуитов), их слуг и японцев? Что художник выделяет в одеждах европейцев?
- Почему в Китае не получила развития торговля со странами Европы?
- Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием»? Как ещё можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?
- Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.
- Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?
- Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?
❓ Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) битва при Нагасино; б) правление императора Канси в Китае; в) появление португальцев в Японии; г) начало династии Цин в Китае; д) переход Японии к политике самоизоляции.
Работаем с источником. Прочитайте отрывок из китайского источника «Записи о событиях в Северном Китае при конце династии Мин» и ответьте на вопросы.
Наш государь вовсе не тёмен, но он одинок, и дела не доходят до него. Все чиновники своекорыстны. Они составляют группировки, а преданность и честность их ничтожна. Даже в высшие учреждения проникла преступность. Авторитет двора падает с каждым днём. Все доходы идут в руки царских родственников и знати, а силы народа истощены до крайности.
Гуны и хоу [князья] питаются мясом и одеваются в шелка, а император считает их своей надёжной опорой. Брошенных в тюрьмы всё больше и больше, а образованные не помышляют о соблюдении своего долга. Гнёт от налогов становится всё тяжелей. Народ ненавидит императора и готов погибнуть, чтобы погиб и он.
❓ 1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника? 2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте. 3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.
❓ Работаем с понятиями. Раскройте смысл понятия «политика самоизоляции». Как бы вы определили противоположное понятие?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 7 класса § 22. Китай и Япония: в поисках стабильности . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §22. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 7 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.