Всеобщая история Госучебник §3

Государственный учебник (Мединский, Чубарьян, 2025): Всеобщая история 7 класс параграф 3 страницы 26 — 36 «Колониальные империи раннего Нового времени». Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Госучебник §3 стр. 26-36.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§ 3. Колониальные империи
раннего Нового времени

Испанская монета из американского серебра.
Гора Потоси с серебряными рудниками. Гравюра XVII в.

❓ Почему колониальные владения Англии развивались иначе, чем владения Испании и Португалии?
🔎 • колониализм • Конкиста • корсары • креолы • метисы • метрополия • монополия • мулаты • плантация
👤 • Афонсу д’Албукерке • Фрэнсис Дрейк • Бартоломе де Лас Касас • Эрнан Кортес. • Франсиско Писарро • Самюэль де Шамплен

1. Португальская колониальная империя.

Португальцев было слишком мало, чтобы завоёвывать страны Востока. Но, открыв путь в Индию, они сразу начали отправлять туда флотилии, брать под контроль земли, где выращивались лучшие пряности, и ведущие к ним морские пути. Они стали монополистами в доставке в Европу восточных товаров (монопольной называется торговля, при которой не допускают появления конкурентов). Они скупали по местным ценам пряности и другие товары и получали от перепродажи огромную прибыль. А чтобы сохранить высокие цены, ограничивали ввоз таких товаров в метрополию (так называют государство, которое владеет колониями).

Используя соперничество между соседними раджами (князьями), португальцы утвердились на побережье Индии. Они грабили и топили корабли арабских и индийских купцов, жестоко расправлялись с мирными жителями, чтобы подавить волю к сопротивлению.

Португальцам стремились помешать правители прибрежных государств Индии, а также султан Египта, Османская империя и даже венецианцы. Прежде они сами получали огромные доходы от посредничества в средиземноморской торговле восточными товарами. Прямые связи португальцев со странами Востока грозили им разорением. Однако в 1509 г. в морской битве у острова Диу в Индии португальцы разгромили флот своих противников.

Узнав, что многие пряности привозились в Индию с востока, португальцы захватили Малакку, которая контролировала важнейший торговый путь из Тихого океана в Индийский, а затем укрепились на Молуккских островах.

Португальскими владениями на Востоке управляли назначенные из Лиссабона вице-короли. Главную роль в утверждении могущества португальцев сыграл Афонсу д’Албукерке (вице-король в 1509─1515 гг.). Он захватил город Гоа в Индии и сделал его своей резиденцией.

Для контроля над морскими маршрутами, пролегавшими вдоль побережья Африки и Южной Азии, были построены мощные крепости. Постепенно влияние португальцев росло. Миссионеры обратили многих местных жителей в христианство. Поощрялись смешанные браки между европейцами и туземными женщинами, в результате чего быстро распространялись португальский язык и обычаи.

Португальская крепость Эльмина на побережье Гвинейского залива
Самое старое сооружение, построенное европейцами в Тропической Африке в 1482 г. на западном побережье современной Ганы. Крепость стала одним из центров трансатлантической работорговли.

Огромные доходы от торговли и сильнейший в Европе флот на время сделали Португалию могущественной державой. Однако стране не хватало людских ресурсов для контроля своих колоний. Большое количество молодых мужчин уезжало на захваченные территории, а сама Португалия между тем пустела и приходила в упадок. В первой половине XVII в. часть португальских владений в Азии захватили голландцы, которые пытались также закрепиться в Африке (это им удалось лишь отчасти) и в Бразилии, откуда португальцы их вытеснили.

Колонии в Африке были важны для португальцев прежде всего как опорные пункты по пути на Восток, но там же находились и богатые золотом рудники. Португальцы покупали или захватывали рабов для работы на рудниках, а также для работы в Европе и Америке.

В Бразилии стали возникать плантации ─ крупные хозяйства, где выращивали хлопок и сахарный тростник. Значительная часть коренного индейского населения вымерла от завезённых европейцами болезней, и для работы на плантациях стали ввозить рабов из Африки. Вскоре африканцы составляли уже существенную часть населения Бразилии. Её значение особенно выросло после того, как Португалия утратила большое количество владений в Азии.

❓ Какими способами португальцы создавали и укрепляли свою колониальную империю?

2. Конкиста.

Конкистой (от испанского conquistar ─ завоёвывать) называют завоевание европейцами Центральной и Южной Америки. Её главные события связаны с покорением испанцами держав ацтеков, майя и инков. Самих же завоевателей именуют конкистадорами (conquistador ─ завоеватель). Поражает упорство, с которым они преодолевали тропические леса, пустыни, высокие горы, месяцами страдая от голода, жажды и болезней. По воспоминаниям современника, они шли «с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце», руководствуясь слухами, нередко ложными, об огромных богатствах, которые они надеялись захватить.

В 1519─1521 гг. Эрнан Кортес во главе отряда из 500 конкистадоров и с помощью соседних племён, ненавидевших ацтеков, захватил столицу их державы ─ Теночтитлан (ныне Мехико). Затем испанцы покорили племена центральной части Мексики, а позже и города-государства майя.

Успехи Кортеса, захватившего огромные богатства, воодушевили конкистадоров. В 1532─1535 гг. отряд Франсиско Писарро завоевал державу инков, где были захвачены ещё большие сокровища.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Франсиско Писарро
Воспользовавшись борьбой за власть в государстве инков, Писарро (ок. 1475─1541) вторгся туда со своим отрядом, взял в плен правителя инков Атауальпу и потребовал огромный выкуп. Когда большая часть выкупа ─ более 6 т золота и серебра ─ была уже получена, Атауальпа под надуманным предлогом был казнён. Из завоёванной державы инков в Испанию привезли столько сокровищ, что возникла даже поговорка: «Это стоит Перу!» Самому Писарро золото Перу не принесло счастья: хотя король и поручил ему управлять страной, но вскоре он был убит в своём дворце в основанном им городе Лима сыном казнённого им конкистадора ─ соперника в борьбе за власть над завоёванными землями.

Одновременно другие отряды конкистадоров завоёвывали территории, на которых сегодня располагаются Чили, Аргентина, Колумбия, южные штаты США… К концу XVI в. испанцы и португальцы покорили большую часть Центральной и Южной Америки.

Одной из основных причин, которые позволили малочисленным конкистадорам завоевать огромные и густонаселённые державы, являлось превосходство в вооружении: они были защищены доспехами, имели огнестрельное оружие и лошадей, которых не знала доколумбова Америка. Подчас всего несколько всадников решали исход сражения ─ до такой степени местные жители их боялись. Но главную роль почти всегда играли племенная рознь и борьба за власть между индейцами. Этим воспользовались и Кортес, и Писарро.

С Конкистой связано важное открытие в Тихом океане. Начав завоевание Филиппин, испанцы уже знали удобный путь из Америки в Азию, но возвращению на восток мешали сильные океанские течения. Эта проблема была решена в 1565 г., когда, избрав более северный маршрут, испанцы открыли удобный путь с Филиппин в Мексику. Так стали возможны прямые торговые связи между Азией и Америкой.

❓ Почему малочисленным отрядам конкистадоров удавалось побеждать целые армии и покорять огромные территории?

3. Испанская колониальная империя.

Испанские короли объявили все завоёванные земли своими владениями, а местных жителей ─ своими подданными. В Америку отправлялись миссионеры, чтобы обращать население в католицизм, чиновники, а также испанцы самого разного происхождения, жаждавшие разбогатеть. Сами они не желали работать на рудниках и плантациях и заставляли это делать индейцев, обращая их в рабство, либо покупали у португальцев рабов из Африки. С недовольными жестоко расправлялись.

Конкиста вызвала споры среди европейцев. Индейцы не упоминались в Библии, поэтому делался вывод, что они произошли не от Адама и Евы, а были «доадамитами», поэтому конкистадоры оправдывали любые жестокости в отношении коренного населения в процессе колонизации. Против этого выступили многие служители церкви, особенно Бартоломе де Лас Касас, прозванный «апостолом индейцев». Он утверждал, что индейцы способны воспринять христианство, а в моральном отношении стоят даже выше конкистадоров. Под влиянием Лас Касаса и его сторонников папа римский признал индейцев потомками Адама и Евы, а король поставил их под свою защиту, запретив обращать в рабство, ведь для него было важно обуздать конкистадоров и контролировать колонии.

Испанцы установили монополию на торговлю со своими колониями в Новом Свете, не пуская туда корабли других стран. Это стало особенно важно, когда там открыли богатейшие залежи серебра. Было время, когда одни лишь рудники Потоси на территории нынешней Боливии давали около половины мировой добычи серебра. С 1525 г. испанцы стали строить галеоны ─ многопалубные, хорошо вооружённые, с многочисленной командой суда водоизмещением от 500 до 2 тысяч тонн. Под надёжной охраной «серебряные флоты» перевозили в Испанию сокровища, добытые тяжёлым трудом индейцев.

Приход испанцев разрушил древние цивилизации Америки и многое изменил в хозяйстве и устройстве общества индейцев, их быте, религии и культуре. В колониях появились виноградники и плантации сахарного тростника. Главными центрами испанской власти стали города, строившиеся по европейскому образцу. Деревня же оставалась в основном традиционной, индейской.

Огромную роль сыграло распространение христианства. Строились соборы и монастыри, вместе с язычеством ушли в прошлое жертвоприношения. В Америке появились первые типографии и университеты, она стала важной составной частью западного мира.

Верхушку колониального общества составляли испанцы, а также их потомки, родившиеся в колониях, ─ креолы. В результате смешения испанцев с индейцами появилось много метисов, а в результате смешения испанцев с неграми ─ мулатов. Их положение было ниже, чем у испанцев и креолов, но выше, чем у индейцев и негров.

Другие державы тоже желали получить доступ к богатствам колоний. Опасаясь прямо бросить вызов Испании, они поддерживали корсаров ─ пиратов, которые нападали только на врагов, особенно на испанцев. В XVII в. корсары, которых было очень много в Карибском море, атаковали корабли и крепости испанцев, захватывая баснословные богатства. К концу XVII в. действия пиратов и упадок самой Испании заметно ослабили её могущество в Новом Свете. Новые владыки океанов ─ Англия, Франция и Голландия ─ были теперь заинтересованы в безопасности торговых путей, и пиратство быстро утратило прежнее значение.

Фрэнсис Дрейк. Художник Г. Маркус Младший

Подробнее. Самым удачливым корсаром был англичанин Фрэнсис Дрейк. Пользуясь ухудшением отношений Англии с Испанией, он нападал на порты испанской Америки. В плавании 1577─1580 гг. он пересёк Атлантику, проник в Тихий океан, где его никто не ожидал, и у берегов Перу захватил корабль, нагруженный сокровищами. Затем он возвратился в Англию, совершив второе после Магеллана кругосветное путешествие. Королева Англии Елизавета I, получившая немалую долю добычи, демонстративно посвятила Дрейка в рыцари на борту его корабля.

❓ Почему Конкиста и судьба индейцев вызвали столько споров среди европейцев?

4. Голландцы на просторах океанов.

С конца XVI в. европейские страны стремятся покончить с колониальной монополией Португалии и Испании. Свои первые колонии основывают Англия, Франция, Голландия и другие державы.

Голландцы, не добившись успеха в поисках северо-восточного пути в страны Востока, стали отправлять корабли в Африку и Америку. Им удалось получить засекреченные сведения о маршрутах португальцев вокруг Африки. Первые же плавания в страны Востока оказались успешными. Местные князья, не любившие португальцев, охотно заключали торговые договоры с голландцами. Для объединения усилий купцов и судовладельцев была создана Ост-Индская компания, получившая от правительства страны право на монопольную торговлю с Востоком. Сначала компания ограничивалась созданием торговых пунктов и фортов в наиболее важных местах, затем установила контроль над территориями вокруг них, обрела свои вооружённые силы, флот и органы управления. Действовала она столь же бесцеремонно и жестоко, как португальцы.

Рынок в Ост-Индии. Картина XVII в.
Рынок в Ост-Индии. Картина XVII в.
На картине изображён прилавок на рынке в Батавии ─ столице голландской Ост-Индии. На продажу выставлены все виды местных фруктов, демонстрирующие изобилие: рамбутан, мангустан, дуриан, копра, грейпфрут, ананас и бананы.

К концу XVII в. голландская колониальная держава включала владения в Юго-Восточной Азии (с центром на острове Ява), Индии, Капскую колонию в Африке, Суринам в Южной Америке, острова в Карибском море. Однако закрепиться в Бразилии и в Северной Америке голландцам не дали соперники ─ Португалия и Англия.

❓ Как вы думаете, почему в Голландии, в отличие от Португалии и Испании, для проведения колониальной политики была создана торговая компания?

5. Англичане в Северной Америке.

Одновременно с голландцами потребность в колониях ощутили англичане. Больше всего их привлекала Северная Америка: она была относительно недалеко, и можно было надеяться, помимо её собственных богатств, найти проход через море в сторону Китая и Японии, а заодно не дать укрепиться соперникам, особенно Испании. Шедшие в это время в Англии религиозные войны также способствовали переезду многих англичан в колонии.

Подробнее. Ост-индские компании ─ частные компании, обладавшие в XVII─XIX вв. монопольным правом на торговлю со странами Востока, прежде всего с Ост-Индией. Вслед за Голландской Ост-Индской компанией Британская компания также начала размещать свои акции на бирже, кроме того, она имела интересы за пределами Индии, стремясь обеспечить безопасные маршруты к Британским островам. Основными конкурентами британцев были португальцы и голландцы.

Первые попытки основать колонию провалились, но третья, в 1607 г., оказалась удачной. В честь Елизаветы I, королевы-девы (Queen Virgin), колонию назвали Виргинией. За первые три года 80 % колонистов погибли, но всё же Виргиния выжила.

В Америке возникло три очага английской колонизации ─ на юге (где находилась и Виргиния), на северо-востоке (так называемая Новая Англия) и в центре. В 1664 г. англичане захватили голландское поселение Новый Амстердам, переименовав его в Новый Йорк (Нью-Йорк) ─ впоследствии самый крупный город США. К концу XVII в. колонии протянулись вдоль почти всего атлантического побережья Северной Америки, они не зависели друг от друга и подчинялись напрямую Лондону. В них развивались торговля и промышленность, росло число мануфактур. Однако метрополия препятствовала производству в колониях тех товаров, которые составляли ей конкуренцию.

Индеец Виргинии. Гравюра конца XVI в.
На картине изображён великий вождь из Виргинии, одетый в передник-юбку из оленьей кожи с бахромой и хвостом, свисающим сзади, и ожерельем из четырёх нитей на шее. Его лицо, шея, грудь, предплечья и икры искусно разрисованы. В руках он держит лук с высокой тетивой, а на поясе прикреплён колчан.

Климат Новой Англии подходил для выращивания пшеницы, там возникали многочисленные небольшие хозяйства. На юге же преобладали крупные плантации, на которых выращивали заимствованный у индейцев табак, а также хлопок и рис. Плантаторы имели большие доходы и составляли верхушку южных колоний.

Рабочих рук часто не хватало, поэтому в Англии находили людей, которые хотели уехать в Новый Свет, но не имели денег. С ними заключали договор: их перевозили в колонии и содержали, а они обязаны были несколько лет (обычно семь) выполнять самую тяжёлую работу, после чего могли стать полноправными колонистами.

С 1619 г. в Виргинию начали ввозить негров. Во второй половине XVII в., когда разводить табак и хлопок стало выгоднее, а число англичан, мечтавших переселиться за океан, уменьшилось, рабов для работы на плантациях стали ввозить в массовом порядке. Лишённые прав, они считались имуществом владельца и жили в тяжелейших условиях. В отличие от испанской Америки, даже обращение в христианство не делало рабов свободными. Любые их протесты жестоко подавлялись.

Первоначально все колонисты, кроме рабов, считались равноправными, наследственной аристократии здесь не было. Как правило, руководил колонией назначаемый из Лондона губернатор. Нередко он делил власть с представительными органами, избиравшимися местными жителями.

В целом, поскольку земли Северной Америки не сулили быстрого обогащения, метрополия меньше интересовалась делами колоний, они были свободнее, чем испанские или португальские, а возможностей для самостоятельного развития хозяйства у них было больше.

Североамериканский материк являлся лишь одним из направлений колониальной активности англичан. Их также привлекала Вест-Индия, где им удалось захватить часть принадлежавших Испании Малых Антильских островов и Ямайку. Там возникли плантации сахарного тростника, которые обрабатывали рабы. Одновременно, пользуясь ослаблением Португалии, они обосновались и на западном побережье Африки, откуда вывозили в Америку рабов. Работорговля являлась неотъемлемой частью сформировавшейся в Атлантике системы «торгового треугольника»: европейские товары везли в Африку, полученных в обмен на них невольников ─ в Вест-Индию, а сахар, табак, хлопок и другие колониальные товары из Вест-Индии ─ в Европу.

Важной целью англичан стала Индия. Они пытались потеснить голландцев и в Юго-Восточной Азии, но оттуда им вскоре пришлось уйти, а вот в Индии англичане смогли закрепиться.

❓ Чем английская колонизация Северной Америки отличалась от испанской колонизации Южной Америки?

6. Французы в Новом свете.

В XVI в. попытки Франции основать свои колонии в Бразилии и во Флориде оказались неудачными, но в XVII в. Франция захватила Гвиану в Южной Америке, обосновалась на Малых Антильских островах и на Гаити, в Сенегале (Западная Африка), на Мадагаскаре, в Индии.

Ускорилась колонизация Канады, откуда привозили ценные меха. Главную роль в расширении французских владений в Северной Америке сыграл путешественник и учёный Самюэль де Шамплен. Он исследовал обширные территории вокруг французских поселений на берегах залива и реки Святого Лаврентия, составил описания и точные карты открытых им земель. В 1608 г. он основал Квебек, ставший столицей.

Освоившись на Великих американских озёрах, французы в поисках пути к Тихому океану вышли к верховьям Миссисипи. В 1681 г. они впервые прошли от верхних притоков реки до её устья. Земли вдоль Миссисипи были объявлены владением Франции и названы Луизианой в честь короля Людовика (Луи) XIV.

С. де Шамплен участвует в войне между индейцами. Рисунок XVII в.
Самюэль де Шамплен активно вмешивался в жизнь местного индейского населения: обеспечил победу алгонкинам, выступавшим против ирокезов (и назвал своим именем озеро, на берегу которого произошло решающее сражение). Подружившись с гуронами, он и им помогал сражаться с воинственными ирокезами, а зиму 1615 г. провёл среди алгонкинов, изучая их обычаи и язык.

К концу XVII в. французы контролировали гораздо более обширные территории Северной Америки, чем англичане, но самих англичан в Америке было намного больше. Так, к 1663 г. в Северной Америке их проживало около 70 тыс. и лишь 3,5 тыс. французов. Позже число и тех и других быстро росло, но пропорция осталась примерно такой же. Во Франции заморские земли не вызывали такого интереса, как в Англии. Колонизация находилась в руках королевской власти, которая уделяла Америке мало внимания, хотя и стремилась всё контролировать. Но при редком населении и огромных расстояниях контроль был очень слабым.

Проникать вглубь континента французам позволяли хорошие отношения с частью индейцев. В Северной Америке индейцы не создали государств, подобным державам ацтеков и инков или городам-государствам майя. Индейские племена враждовали друг с другом, и французы, чтобы укрепить связи с дружественными им племенами, помогали им сражаться с врагами. Так же делали и англичане. Когда позже в ходе Семилетней войны в Северной Америке начались военные действия между англичанами и французами, с обеих сторон сражались и индейцы.

❓ Каковы отличительные черты французской колонизации Северной Америки?

7. Итоги Великих географических открытий и колониальных захватов.

Великие географические открытия и колониальные захваты имели важнейшие последствия для всего мира. С ввозом золота и серебра был связан быстрый рост цен, особенно на предметы первой необходимости. Это способствовало развитию экономики и привело к важным изменениям в обществе. В Европу широким потоком потекли драгоценные металлы, пряности и другие ценные товары.

Культурные растения, привезённые с других континентов, со временем заметно изменили рацион питания, сделав его разнообразнее и уменьшив угрозу голода. На столах появились картофель, кукуруза, томаты, чай, кофе, шоколад. Америке европейцы обязаны и привычкой курить табак.

Собор Святой Екатерины в Гоа. XVI ─ начало XVII в.
Собор Святой Екатерины в Гоа строился на протяжении 100 лет, с 1562 по 1652 г., в честь победы в битве Афонсу д’Албукерке в день святой Екатерины. Здание является воплощением стиля мануэлино (португальский ренессанс) и на данный момент является самой большой христианской церковью в Азии. Внутри собора преобладает коринфский стиль.

Именно в эпоху раннего Нового времени возник колониализм ─ так в истории Нового и Новейшего времени принято называть подчинение и эксплуатацию тем или иным государством других стран и территорий (как правило, экономически менее развитых). В XV─XVII вв. он проявлялся в виде либо захвата европейцами внеевропейских территорий и их разграбления (испанцы и португальцы в Америке), либо торговой экспансии, сопровождавшейся установлением неравноправных отношений со странами Востока (голландцы и англичане в Азии) с целью ввоза заморских товаров в Европу.

Открытие и завоевание европейцами новых земель стали тяжёлым ударом для народов Азии, Африки и Америки. Миллионы их жителей были истреблены, погибли от занесённых европейцами болезней, от жестокого обращения и непосильного труда. Однако их культура не была уничтожена полностью. В Латинской Америке (так называют Южную Америку и юг Северной Америки, где утвердились испанский и португальский языки, родственные латыни) в результате взаимодействия местных культур с европейской (а кое-где и африканской) возникла латиноамериканская культура.

В результате открытий и колониальных захватов установились торговые связи между всеми известными тогда частями света. Главные пути морской торговли Европы переместились в Атлантику. Торговля связывала ранее изолированные континенты в единое целое; рождался мировой рынок. Христианство широко распространилось по всему миру.

❓ Какие последствия Великих географических открытий представляются вам наиболее важными и почему?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Придя в Азию, Африку и Америку, европейцы стали захватывать там земли и превращать их в свои колонии. В конце XV─XVI в. образовались первые колониальные империи Нового времени ─ португальская и испанская, а позже английская, французская и др. Великие географические открытия и колониальные захваты имели важнейшее значение для Европы и для всего мира.


 

Вопросы и задания (стр. 35)

  1. Выявите черты сходства и различия в устройстве португальской и испанской колониальных империй.
  2. В чём состояло значение карибского пиратства?
  3. Выявите общее и особенное в развитии голландских, английских и французских колоний по сравнению с португальскими и испанскими.
  4. Чем различалась организация управления голландскими, английскими и французскими колониями?
  5. Докажите, что Великие географические открытия изменили не только представления о мире, но и сам мир.
  6. Найдите на карте 1 (см. Приложение) линию раздела сфер влияния по Тордесильясскому договору. Как вы думаете, почему реальные границы не соответствовали предусмотренным по договору? Привлекая при необходимости сведения по физической географии Южной и Центральной Америки, выскажите предположение, почему границы владений испанцев и португальцев выглядят именно так.
  7. Объясните с помощью карты 2 (см. Приложение), почему к середине XVII в. владения Англии, Республики Соединённых провинций и Швеции расположены вдоль побережья, а владения Франции протянулись так далеко вглубь континента.

Работаем с хронологией

Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) основание англичанами первой постоянной колонии в Северной Америке; б) кругосветное путешествие Ф. Дрейка; в) завоевание Перу Ф. Писарро; г) завоевание Мексики Э. Кортесом; д) битва при Диу.

Работаем с источником

Прочитайте отрывок из послания конкистадора Э. Кортеса императору Карлу V (1520), ответьте на вопросы и выполните задание.

…Они [послы правителя ацтеков Моктесумы] многими путями и способами старались настроить меня против своих соседей, говоря, что те меня обманывают и дружба, в которой меня уверяют, ─ притворная, и делаются эти уверения лишь с целью усыпить мою бдительность, чтобы совершить какое-нибудь предательство. Жители же этой области, со своей стороны, меня предупреждали и неоднократно предостерегали, чтобы я не доверял послам Моктесумы, поскольку они вероломны и постоянно прибегают к предательству и хитростям, с помощью которых сумели подчинить все соседние земли… Глядя на их раздоры и разногласия, я немало радовался, поскольку полагал, что мне это как нельзя более на руку и что таким путём они быстрее будут покорены; я только повторял про себя известную поговорку: «Разделяй и властвуй» ─ и даже вспомнил евангельское изречение, гласящее: «Всякое государство, страдающее от раздоров, разрушается»; и вёл и с теми, и с другими свою игру, и каждого тайно благодарил за предупреждение и уверял, что питаю к нему более дружеские чувства, чем к другому.

❓ 1. Как на основании этого отрывка можно охарактеризовать отношения между ацтеками и подчинёнными им племенами? 2. Что можно сказать об отношении ацтеков и покорённых ими племён к конкистадорам? 3. На основании источника и текста учебника попробуйте составить «психологический портрет» Кортеса.

Работаем с понятиями

Раскройте смысл понятия «Конкиста». Как вы думаете, почему споры о ней не утихают и сегодня?

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: гос учебник Всеобщая история 7 класс «§ 3. Колониальные империи раннего Нового времени». Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Госучебник §3.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней