Государственный учебник (Мединский, Чубарьян, 2025): Всеобщая история 7 класс Итоги главы 2 страницы 178 — 180 «Европа в XVI─XVII вв.: традиции и новизна». Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Госучебник Итоги-2.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
ИТОГИ главы 2
«Европа в XVI─XVII вв.: традиции и новизна»
- Золото и серебро из Нового Света вызвали в Европе невиданное ранее явление ─ «революцию цен». Цена драгоценных металлов стала падать, товары ─ дорожать. Монархам стало не хватать налогов, сеньорам ─ поступлений от крестьян. И те и другие занялись поиском новых доходов.
- Развивалось товарно-денежное хозяйство, оно вытесняло натуральное хозяйство и порождало капитализм. Знамением времени стало получение прибыли, формирование свободного рынка товаров и рабочей силы. Рост спроса на товары поощрял постоянное вкладывание денег в расширение производства. Ответом на него стало распространение рассеянных и централизованных мануфактур, на которых господствовал ручной труд, однако использовалось разделение труда и могли применяться механизмы.
- Сельская Европа разделилась на Западную, где развивались капиталистическая аренда и специализация хозяйств, а свободные крестьяне сосредоточили в своих руках немалую часть земель, и на Восточную, где воцарилось крепостное право, а помещики нередко диктовали центральной власти свои условия.
- Возникло «новое государство», активно вмешивавшееся в жизнь подданных и нередко стремившееся её регламентировать, опиравшееся на наёмную армию и управлявшееся посредством чиновников. Сословно-представительную (представительную) монархию заменила монархия абсолютная.
- Общество по-прежнему оставалось сословным, однако роль третьего сословия постоянно увеличивалась, а роль первого уменьшалась.
- Многое менялось в повседневной жизни людей: в устройстве дома, питании и одежде, семейной жизни, отношении к детям.
- Реформация привела к расколу католической церкви и возникновению новых направлений в христианстве, таких как лютеранство и кальвинизм. В ряде стран Реформация вызвала тяжёлые общественные потрясения и религиозные войны. Контрреформация позволила католической церкви остановить наступление Реформации.
- Общим направлением политического развития Европы было складывание абсолютной монархии, достигшей расцвета во Франции во второй половине XVII в.
- Абсолютизм в каждой стране имел свои особенности, а кое-где вообще не утвердился. Так, в Священной Римской империи князья не допускали усиления императора, но абсолютизм развивался в отдельных землях. В Речи Посполитой усиление магнатов привело к ослаблению королевской власти. В Нидерландах в ходе освободительного движения против Испании возникла республиканская форма государственного устройства.
- Огромное значение и для Англии, и для всей Европы имели Английская революция 1640─1660 гг. и Славная революция 1688 г., закрепившая важные изменения в политическом устройстве страны.
- В XVI─XVII вв. в бесконечных войнах и переговорах укреплялся принцип государственного интереса, что свидетельствовало о переменах в международных отношениях. В Европе начала формироваться система «равновесия».
- XVI век ознаменовался расцветом культуры Возрождения. В конце XVI и в XVII в. на смену ему пришли новые направления в литературе и искусстве ─ барокко и классицизм.
- XVII век был временем научной революции, в ходе которой сформировалась новая картина мира и кардинально изменилась роль науки в обществе.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2
- Каким образом зародился и развивался капитализм? Какие факторы способствовали его утверждению?
- Каковы отличительные черты «нового государства»? Почему на смену представительной монархии пришёл абсолютизм?
- Почему в Восточной Европе возобладало крепостное право, а в Западной ─ свободное крестьянское землевладение?
- Как Реформация повлияла на развитие стран Европы?
- Проследите черты развития «нового государства» в различных странах Европы XVI─XVII вв.
- В чём вы видите значение научной революции?
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике и определите, чем отличается искусство Возрождения от искусства барокко и классицизма.
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- «Революция цен». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите цифровые данные о «революции цен» после открытия Америки и резкого технологического скачка в горнорудной отрасли. На основе этих данных составьте графики или диаграммы, сделайте все возможные выводы. Могут ли, на ваш взгляд, цифровые показатели дать исчерпывающую характеристику какого-либо исторического явления? Почему вы так считаете?
- Быть дворянином в раннее Новое время. С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте живой рассказ, основанный на собирательном образе дворянина, включающий в себя элементы исследовательского и литературного характера. Рассказ снабдите презентацией на тему.
- Абсолютные монархии в Европе XVI─XVII вв.: сходство и различия. С помощью Интернета или дополнительной литературы проведите сравнительный анализ абсолютизма в европейских странах (бюрократический аппарат, участие государства в экономической жизни страны, армия, религия). Подготовьте презентацию. Сделайте выводы.
- Изменения в повседневной жизни в раннее Новое время. С помощью Интернета или дополнительной литературы подготовьте художественное описание бедствий, голода, болезней, войн, питания людей в Новое время в сравнении со Средними веками и современностью, проанализировав, какие новые ценности влияли больше всего на происходившие в то время изменения. На основе известных данных составьте графики или диаграммы, сделайте все возможные выводы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «Дон Кихот». Худ. фильм, реж. К. Караев, 1957 г.
2. «Гамлет». Худ. фильм, реж. Г. Козинцев, 1964 г.
3. «Звёзды Эгера». Худ. фильм, реж. З. Варконьи, 1968 г.
4. «Кромвель». Худ. фильм, реж. К. Хьюз, 1970 г.
5. «Много шума из ничего». Худ. фильм, реж. С. Самсонов, 1973 г.
6. «Потоп». Худ. фильм, реж. Е. Гофман, 1974 г.
7. «Легенда о Тиле». Худ. фильм, реж. В. Наумов, А. Алов, 1976 г.
8. «Собака на сене». Худ. фильм, реж. Я. Фрид, 1977 г.
9. «Д’Артаньян и три мушкетёра». Худ. фильм, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1978 г.
10. «Комедия ошибок». Худ. фильм, реж. В. Ганелин, 1978 г.
11. «Благочестивая Марта». Худ. фильм, реж. Я. Фрид, 1980 г.
12. «Маленькие трагедии». Худ. фильм, реж. М. Швейцер, 1980 г.
13. «Лютер». Худ. фильм, реж. Э. Тилль, 2003 г.
Научно-популярная литература
Декарг П. «Рембрандт».
Дмитриева О. «Елизавета Тюдор».
Зотов С., Майзульс М., Харман Д. «Страдающее Средневековье».
Карцев В. «Ньютон».
Ларошфуко Ф. де. «Максимы».
Пипс С. «Домой, ужинать и в постель. Из дневника».
Тарасов Б. «Паскаль».
Штекли А. «Галилей».
Якимович А. «Веласкес».
Художественная литература
Булгаков М. А. «Мольер, или Жизнь господина де Мольера».
Дефурно М. «Повседневная жизнь Испании Золотого века».
Дюма А. «Асканио», «Три мушкетёра», «Королева Марго».
Зюмтор П. «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта».
Костер Ш. де. «Легенда о Тиле Уленшпигеле».
Лекуре М.-А. «Рубенс».
Лопе де Вега Ф. «Собака на сене».
Мериме П. «Хроника царствования Карла IX».
Мольер. «Тартюф», «Мещанин во дворянстве».
Рид М. «Белая перчатка».
Сабатини Р. «Одиссея капитана Блада».
Сенкевич Г. «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский».
Скотт В. «Пуритане».
Стенюи Р. «Сокровища Непобедимой армады».
Твен М. «Принц и нищий».
Шекспир У. Сонеты. «Ромео и Джульетта».
Штекли А. Э. «Галилей».
Вы смотрели: гос учебник Всеобщая история 7 класс Итоги главы 2. Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Итоги-2.