Государственный учебник (Мединский, Чубарьян, 2025): Всеобщая история 7 класс Итоги главы 3 страницы 216 — 218 «Страны Азии и Африки в XVI─XVII вв». Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Госучебник Итоги-3.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
ИТОГИ главы 3
«Страны Азии и Африки в XVI─XVII вв.»
- К началу Нового времени ведущие государства Востока отличались высоким уровнем развития экономики и культуры.
- Османская империя, Сефевидский Иран и империя Великих Моголов в Индии восприняли огнестрельное оружие и некоторые другие военные достижения Европы. Став «пороховыми империями», они представляли собой грозную военную силу.
- Такие страны, как Иран и особенно Османская империя, играли важную роль в европейской политике, будучи опасными противниками или желанными партнёрами.
- Европейские державы стремились проникнуть в страны Востока, «открыть» их, исходя прежде всего из собственных экономических и политических интересов.
- Ограничивая восприятие европейских новшеств преимущественно военной сферой, «пороховые империи» в перспективе обрекали себя на неизбежную отсталость. К концу XVII в. ослабели некогда могущественные Османская империя и Иран, а в Индии укрепились позиции европейцев.
- Япония, осознав европейское проникновение как угрозу, ответила на неё политикой самоизоляции. К такому же решению склонялся Китай. Эта политика имела противоречивые последствия для развития обеих стран.
- В развитии Африки растущую роль играло проникновение европейцев и связанное с ним всё более широкое распространение работорговли.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ
- Прочитайте эпиграф к главе. Как вы понимаете мысль автора, что, даже если европейцы прямо не вмешивались в дела той или иной страны, их присутствие рядом влияло на ситуацию? Согласны ли вы с ней? Если нет, то почему? Если да, то приведите конкретные аргументы в её пользу из истории разных стран Востока.
- Рассмотрите иллюстрацию к главе. Почему вопрос об отношениях между разными религиями был важен для Акбара? О чём свидетельствует присутствие на обсуждении двух иезуитов?
- Что объединяет «пороховые империи» и какие черты отличают их друг от друга?
- Каковы общие черты в организации власти правителей разных стран Востока? Есть ли различия и какие именно? Чем объясняются черты сходства и чем ─ различия?
- Можно ли выделить общие черты в причинах, ходе и последствиях реформ, которые проводились в разных странах Востока? Если да, то чем они объясняются?
- Сравните религиозную политику и отношение к другим религиям в разных странах Востока.
- Выявите примеры политики веротерпимости в разных странах Востока. Сравните их с ситуацией в таких странах Европы, как держава австрийских Габсбургов, Франция, Испанская монархия. Как вы думаете, с какими особенностями развития Востока может быть связана веротерпимость восточных владык?
- Выявите в тексте учебника факты о связях стран Востока с Россией. К каким странам и каким сферам жизни они относятся? Почему отношения разных стран с Россией складывались по-разному?
- В каких формах проявилось на Востоке соперничество между западными державами?
- Используя дополнительные источники, определите, насколько обоснованно сравнение реформ Афонсу I в Конго с реформами Петра I. Может быть, логичнее было бы сравнивать их с реформами Аббаса I в Иране? Своё мнение обоснуйте.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы, обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Исфахан ─ половина мира. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите данные об изменениях, происходивших в Исфахане в XVI─XVII вв. (площадь города, количество населения, число промышленных предприятий, показатели торговли, численность образовательных учреждений и т. д.). На основе этих данных составьте графики или диаграммы. На их основе сделайте все возможные выводы. Могут ли, на ваш взгляд, цифровые показатели дать исчерпывающую характеристику какого-либо исторического периода? Почему вы так считаете?
- Европейцы глазами японцев. С помощью дополнительной литературы и Интернета подберите высказывания японских историков, публицистов, писателей с положительными и отрицательными оценками деятельности европейцев в XVI─ XVII вв. Как вы считаете, почему одни и те же факты вызывают столь различные оценки? Сформулируйте и обоснуйте собственный взгляд на европейцев с точки зрения современного человека.
- Тадж-Махал и его создатель. Соберите материал об истории создания мавзолея, дайте краткую биографию создателя, представив в своём исследовании по возможности живой образ героя, расскажите об инженерных и архитектурных особенностях мавзолея (внутреннем и внешнем виде, благоустройстве), а также проанализируйте литературу, связанную с мавзолеем; изучите конструкцию здания; найдите особенности мавзолея; изучите состояние мавзолея на сегодняшний день. По результатам исследования создайте презентацию.
- Знаменитый правитель Востока в XVI─XVII вв. Используя дополнительные источники информации, подготовьте живой рассказ об одном из знаменитых правителей Востока в XVI─XVII вв., включающий в себя элементы исследовательского и литературного характера. Рассказ снабдите презентацией на тему.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«Семь самураев». Худ. фильм, реж. А. Куросава, 1954 г.
Научно-популярная литература
Бокщанин А., Непомнин О. «Лики Срединного царства: занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая».
Непомнин О. «Живая история Востока».
Художественная литература
Клавелл Дж. «Сёгун»
Мантран Р. «Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного».
Вы смотрели: гос учебник Всеобщая история 7 класс Итоги главы 3. Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Итоги-3.