Государственный учебник (Мединский, Чубарьян): Всеобщая история 7 класс «Введение» страницы 3 — 5. Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Госучебник Введение стр. 3-5.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
ВВЕДЕНИЕ
1. От Средневековья к Новому времени.
Образованные люди, жившие в XV, XVI и XVII вв., часто осознавали новизну своего времени. Оно оказывалось не похоже ни на почитаемую ими Античность, ни на предшествующее тысячелетие, которое воспринималось как тёмные, мрачные, «средние» века. Во второй половине XVII в. деление истории человечества на три части ─ Древность, Средние века и Новое время ─ окончательно утвердилось.
Учёные спорят о том, когда началось и когда закончилось Новое время. Одни считают его началом 1453 г., когда под ударами турок-османов погибла Византия (тем более что примерно тогда же Гутенберг изобрёл книгопечатание), или последние годы XV в. (время, когда Колумб открыл Америку), другие ─ Английскую революцию середины XVII в., третьи ─ Французскую революцию XVIII в. Чаще всего к Новому времени относят период с конца XV до начала XX в. Это не такой долгий срок, как тысячелетие Средневековья, но всё-таки тоже очень длительный, включавший в себя несколько различных этапов развития политики, экономики, общества, науки и культуры. Нередко конец XV─XVII в. называют ранним Новым временем, поскольку эти столетия охватывают лишь самое начало эпохи, переходный период, когда средневековые традиции ещё сохраняли свою силу во многих сферах жизни, а черты нового ещё не преобладали, с трудом пробивая себе дорогу. Именно об этом периоде и рассказывается в нашем учебнике.
2. Запад и Восток.
Как и в Средние века, в начале Нового времени Европа по численности населения, по богатству и объёмам производства отставала от Востока. В странах Азии и Африки XVI─XVII вв. отмечены множеством важных событий и достижений культуры. Однако общества и государства Востока больше ориентировались на традицию, на сохранение прежнего, а не на развитие нового. Поэтому века, когда в Европе началось Новое время, не отмечены на Востоке такими резкими переменами, а границы, отделяющие их от предыдущего и последующего периодов, не столь чётки.
Европа и другие части света всё теснее взаимодействуют друг с другом, причём инициатива переходит к Европе. Европейцы пересекают океаны и осваивают неведомые им ранее земли. Связи между континентами оказываются такими тесными, какими они не были никогда раньше. История становится по-настоящему всемирной. Это ярко проявляется в военном деле.
Примерно тогда же, когда на Западе происходят масштабные перемены («военная революция»), на Востоке возникают могущественные державы, сумевшие перенять у Европы или у своих соседей важные новшества, и прежде всего огнестрельное оружие. Историки называют их «пороховыми империями»: Османская империя, Иран, государство Великих Моголов в Индии. Все они были созданы силой оружия, и организация власти и общества в них, особенно в Турции, была приспособлена к ведению постоянных войн.
3. Источники по истории раннего Нового времени.
Источники по истории раннего Нового времени имеют свои особенности. Во-первых, их гораздо больше, чем средневековых, а во-вторых, они гораздо разнообразнее. И то и другое объяснимо. Раннее Новое время отделено от нас меньшим количеством лет, к тому же с началом Нового времени в городах всё шире распространялось каменное строительство, а значит, уменьшался риск гибели в пожарах документов и иных свидетельств эпохи, а усложнявшаяся постепенно жизнь общества и государства способствовала созданию всё больших письменных и материальных документов эпохи.
Значение письменных источников по сравнению с предшествующим периодом возрастает, что во многом связано с распространением книгопечатания. Если для Средневековья мы обычно можем лишь предполагать, каким было население того или иного города или страны, то для Нового времени всё чаще мы располагаем точными цифрами; подробнее и многочисленнее становятся описания событий. Гораздо более информативны и изобразительные источники. Так, мы располагаем достоверными портретами почти всех крупнейших исторических деятелей того времени, точно знаем, как выглядели многие города, обладаем не только описаниями, но и чертежами кораблей, механизмов.
Исследователь Средневековья часто вынужден по крупицам вылавливать интересующие его сведения из немногочисленных и лаконичных текстов. При изучении Нового времени перед историком всё чаще стоит проблема отбора источников, ведь зачастую одному человеку уже невозможно их изучить.
В этих условиях несколько снижается роль археологии, однако бывают случаи, когда и она оказывается очень важной. Так, археологам удалось найти в самом центре Стокгольма и поднять из воды затонувший в 1628 г. шведский корабль «Густав Ваза». Благодаря малой солёности Балтийского моря корабль со всем содержимым (а это 14 тыс. находок) прекрасно сохранился. Историки получили бесценную информацию о том, как жили моряки XVII в.
Новое время ─ неотъемлемая часть исторического опыта современности. Многое из того, что окружает нас сейчас, возникло именно тогда. Это относится к облику городов и жилищ, мебели и одежде, привычкам и вкусам, религиозным течениям и политическим идеям. Произведения художников, писателей, мыслителей того времени являются важнейшей составной частью мировой культуры. Вместе с тем раннее Новое время ─ это и эпоха непрерывных войн и жестокостей, «охоты на ведьм» и истребления индейцев. Только собранные воедино свет и тени Нового времени составляют подлинный облик той эпохи.
4. Как работать с учебником.
Учебник содержит материалы, излагающие важнейшие исторические события, явления и процессы изучаемого периода. Учебный текст сопровождается картами, схемами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. В конце учебника приведены задания для подготовки к итоговой аттестации, словарь понятий и терминов, список основных событий и интернет-ресурсов. Начиная знакомство с новым параграфом, обратите внимание на его название, изучите главную иллюстрацию параграфа, которая ярко характеризует предстоящую тему. Познакомьтесь с основными понятиями и терминами, списком исторических персоналий, синхронистической таблицей важнейших дат.
Для ответа на главный вопрос урока необходимо вспомнить не только текст параграфа, но и материалы рубрик в конце темы. Прежде чем дать ответ на главный вопрос главы, вспомните и обдумайте все изученные темы, прочитайте итоги главы, ответьте на вопросы и выполните задания к главе, сложные проблемы обсудите с учителем и одноклассниками. В конце каждой главы вы найдёте темы проектов и списки дополнительных материалов: фильмов, научно-популярной и художественной литературы.
Исторические понятия и термины в тексте параграфов выделены курсивом. Имена исторических персоналий ─ курсивным и полужирным, а даты ─ полужирным начертанием шрифта. Значения важнейших понятий и терминов и даты приведены в конце учебника под соответствующими заголовками. Там же находится рубрика «Готовимся к аттестации», которая поможет вам подготовиться к государственному экзамену.
Вы смотрели: гос учебник Всеобщая история 7 класс «Введение» страницы 3 — 5. Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: 7-й класс Всеобщая история Госучебник Введение стр. 3-5.