Конспект по всеобщей истории 7 класс кратко параграф 22. Краткое содержание и краткий пересказ § 22. Китай и Япония: в поисках стабильности по гос. учебнику автор Мединский Чубарьян + дополнительный материал. Код материалов: Всеобщая история Конспект №22.
Конспект по §22. Китай и Япония: в поисках стабильности
Параграф 22 кратко (малый конспект)
Период правления династии Мин в Китае (1368–1644) характеризовался укреплением императорской власти, опорой на конфуцианские традиции и контролем над чиновничеством и внешней торговлей, которая рассматривалась как дань. Однако рост населения, высокие налоги и народное недовольство привели к Крестьянской войне и свержению династии. Власть захватили маньчжуры, основавшие династию Цин, которая, установив иноземное господство, в целом сохранила прежнюю систему управления.
В это же время в Японии, переживавшей период «воюющих провинций», начался процесс объединения страны под руководством Оды Нобунаги, Тоётоми Хидэёси и Токугавы Иэясу. Контакты с европейцами принесли в Японию огнестрельное оружие и христианство, но впоследствии сёгунат Токугава перешёл к политике самоизоляции, чтобы сохранить стабильность и традиционный уклад.
Средний конспект по пунктам
1. Китай в эпоху Мин
- Правление династии Мин (1368–1644).
- Императоры укрепляли власть под лозунгом восстановления старых конфуцианских норм.
- Великий шёлковый путь пришёл в упадок, торговля переместилась на море.
- Внешняя торговля была выведена из товарно-денежных отношений и рассматривалась как данническая.
- Быстрый рост населения и непомерный рост налогов привели к разорению крестьян и народным волнениям.
- Эпоха Мин – время расцвета культуры, архитектуры (строительство Пекина и Запретного города) и ремёсел (фарфор).
2. Китай в середине ─ второй половине XVII в.
- Крестьянская война, начавшаяся в 1628 г., привела к захвату Пекина повстанцем Ли Цзычэном.
- В 1644 г. маньчжуры свергли повстанцев и основали династию Цин (1644–1911).
- Установилось иноземное владычество, маньчжуры составили привилегированное сословие.
- При императоре Канси (1662–1722) сопротивление было подавлено, экономика восстановлена.
3. Европейцы в Китае
- Первыми из европейцев в Китай проникли португальцы (торговля в Макао).
- Миссионер Маттео Риччи сыграл ключевую роль в налаживании культурного обмена.
- Власти Китая ограничивали торговые и культурные связи с Европой.
4. Китай и Россия в XVII в.
- Первая русская миссия в Китай во главе с Иваном Петлиным (1618 г.).
- Нерчинский договор 1689 г. определил границы и условия торговли между Россией и Китаем.
5. Япония в XVI в.
- Период «воюющих провинций» – время междоусобиц и отсутствия центральной власти.
- Появление европейцев (португальцев) в 1543 г. привело к распространению огнестрельного оружия.
- Начало объединения Японии связано с деятельностью Оды Нобунаги (1568–1582) и Тоётоми Хидэёси.
- Хидэёси провёл перепись населения и издал «Указ о сборе мечей» (1588 г.), чтобы разоружить крестьян.
6. Правление Токугава
- Токугава Иэясу стал сёгуном в 1603 г., основав династию, правившую до 1867 г..
- Сёгунат запретил огнестрельное оружие как противоречащее самурайским ценностям.
- После крестьянского восстания 1637 г. христианство было запрещено, а Япония перешла к политике самоизоляции.
7. Культура Японии в XVI─XVII вв.
- Развивались традиционные искусства: живопись тушью (художник Сэссю), чайная церемония, керамика.
- Строились великолепные замки.
- Под влиянием европейцев возник жанр живописи намбан.
- Получил распространение театр кабуки.
Это может быть интересно
1. Запретный город в Пекине, построенный при династии Мин, насчитывает 980 зданий и считается крупнейшим в мире дворцовым комплексом из дерева. Согласно легенде, для его постройки потребовалось около миллиона рабочих. Название «Запретный» связано с тем, что простым людям вход туда был запрещён под страхом смерти.
2. Ода Нобунага, один из объединителей Японии, был большим поклонником европейской культуры. Он носил европейскую одежду, его личная охрана была вооружена аркебузами, а в его резиденции даже была комната в западном стиле.
3. Политика самоизоляции Японии (сакоку) была настолько строгой, что японцам, находившимся за границей, запрещалось возвращаться на родину. Единственным «окном» в Европу был искусственный остров Дэдзима в Нагасаки, где жили голландские купцы.
4. Маттео Риччи был не просто миссионером, а блестящим учёным. Он составил первую в Китае карту мира на китайском языке, которая произвела настоящую революцию в представлениях китайцев о географии, и познакомил Китай с европейской астрономией и математикой.
Большой конспект параграфа 22
1. Китай в эпоху Мин (1368─1644)
Для Китая середина XVII в. стала временем значительных перемен. Правление династии Мин характеризовалось стремлением к упрочению власти под лозунгом восстановления конфуцианских норм. Императоры напрямую подчинили чиновничий аппарат, взяли под контроль экзамены, провели налоговые и земельные переписи.
Внешняя торговля была выведена из товарно-денежных отношений и рассматривалась как данническая. Ответные дары императора многократно превосходили стоимость «дани», что не приносило прибыли казне.
В XV в. сократилась торговля по Великому шёлковому пути, переместившись на морские маршруты. Несмотря на утрату монополии на шёлк, китайские товары сохраняли высокое качество и притягательность.
Первая половина периода Мин была в целом благоприятной, но быстрый рост населения и непомерные налоги привели к разорению крестьян, сокращению поступлений в казну и росту недовольства, что в конечном счёте привело династию к гибели.
Эпоха Мин — время расцвета собственно китайских традиций в культуре: архитектуре, искусстве, создании классических романов. Сохранялась монополия на производство фарфора.
Достижения в архитектуре ярко воплотились в облике Пекина, ставшего столицей с 1421 г. Город был тщательно продуман, в его центре находился Запретный город (Пурпурный запретный город) — огромный императорский дворец, где императоры жили с XV до начала XX в.
2. Китай в середине ─ второй половине XVII в.
В 1628 г. началась Крестьянская война. Один из предводителей повстанцев, Ли Цзычэн, взял Пекин в 1644 г., но противники восставших призвали на помощь маньчжуров. Те изгнали Ли Цзычэна и основали династию Цин (1644–1911). Сопротивление продолжалось почти 40 лет, что привело к установлению иноземного владычества.
Последствия завоевания были тяжелыми: население сократилось более чем на 10 млн человек, многие города были разорены, пришло в упадок ремесло и торговля. Маньчжуры образовали привилегированное военное сословие, господствовавшее над китайскими сословиями.
Чтобы сохранить свою идентичность, маньчжуры запретили смешанные браки, но для управления империей вынуждены были сотрудничать с китайскими чиновниками. Система управления эпохи Мин была восстановлена, но ключевые посты заняли маньчжуры.
Правление императора Канси (1662–1722) стало эпохой стабилизации и процветания. При нем сопротивление было окончательно подавлено, начала восстанавливаться экономика (в т.ч. за счет ирригационной системы), проведен учет населения и земель, упорядочены налоги. Вновь открылись конфуцианские школы и возобновились экзамены для чиновников.
3. Европейцы в Китае.
В начале XVI в. в Китай прибыли португальцы, получившие разрешение на ограниченную торговлю в Макао. Внутрь страны доступ им был закрыт. Позже активную деятельность начали миссионеры, в основном иезуиты.
Ключевой фигурой стал Маттео Риччи, который в конце XVI в. в совершенстве овладел китайским языком. Он выступал как посредник между культурами, знакомя китайцев с западной наукой, а европейцев — с китайской цивилизацией. В XVII в. иезуиты заняли прочные позиции при императорском дворе, ценимые за научные познания.
Несмотря на это, китайские власти не были заинтересованы в развитии торговли с Европой (исключение — закупки огнестрельного оружия). Успехи христианизации и культурного обмена вызывали у властей опасения и стремление ограничить связи с Европой.
4. Китай и Россия в XVII в.
Первая попытка установления дипломатических отношений была предпринята при династии Мин. В 1618 г. в Пекин прибыла российская миссия во главе с казаком Иваном Петлиным. Из-за отсутствия подарков для императора официальная аудиенция не состоялась, но китайская сторона проявила интерес, выдав грамоту, разрешавшую новые посольства и торговлю.
Миссия Петлина не получила развития из-за нестабильности на западных границах России и была забыта. Привезённое послание перевёл лишь полвека спустя дипломат Николай Спафарий, возглавлявший посольство в Китай в 1675─1678 гг.
При династии Цин отношения с Россией стали важнее. Активная внешняя политика Китая и продвижение русских землепроходцев в Приамурье привели к военным конфликтам. В 1689 г. Нерчинский договор определил границы и условия торговли между двумя странами.
5. Япония в XVI в.
Период XVI века в Японии известен как эпоха «воюющих провинций», характеризующаяся междоусобными войнами и отсутствием сильной центральной власти.
Ключевым внешним фактором стало появление европейцев: португальцев (1543 г.), испанцев и позднее голландцев. Это привело к импорту и последующему местному производству огнестрельного оружия (аркебуз), что изменило военное дело — снизилась роль кавалерии самураев, возросла значимость пехоты.
Следом за купцами прибыли католические миссионеры. Благодаря веротерпимости и расчетам князей на поддержку европейцев, число христиан быстро росло, достигнув к 1582 г. около 150 тысяч.
Процесс объединения страны начался с середины XVI в. Его инициатором стал Ода Нобунага (1568–1582), выдающийся и жестокий полководец. В битве при Нагасино (1575 г.) он применил новаторскую тактику массированного огня аркебузиров, разгромив самурайскую конницу. Его реформы включали упорядочение повинностей, отмену внутренних пошлин, унификацию мер и весов, а также выдвижение людей по способностям, а не знатности. Ода Нобунага погиб, совершив ритуальное самоубийство.
Его преемник, Тоётоми Хидэёси, завершил объединение. Важным шагом стало изъятие оружия у крестьян («Указ о сборе мечей», 1588 г.), чтобы предотвратить восстания и закрепить сословные барьеры. Изъятое оружие переплавлялось на статую Будды.
Первоначально терпимое отношение Тоётоми Хидэёси к христианам сменилось гонениями из-за опасений влияния иностранцев (особенно иезуитов) и использования религии мятежными князьями.
6. Правление Токугава.
После победы в междоусобной войне Токугава Иэясу в 1603 г. принял титул сёгуна, положив начало династии, правившей до 1867 г. Центральная власть была укреплена, а император оставался отстранённым от политики.
Сёгуны ввели строгие запреты: для сохранения самурайских ценностей было ограничено производство и владение огнестрельным оружием среди простолюдинов и всех японцев.
Жестоко преследуя христиан, власти после их участия в восстании 1637 г. полностью запретили христианство. Тогда же была начата политика самоизоляции: японцам запрещено покидать страну, иностранцам — посещать её. Исключение сделано только для голландцев и китайцев, чья торговля строго контролировалась. Политика изоляции продолжалась более двух веков.
7. Культура Японии в XVI─XVII вв.
Японская культура сохраняла традиционный характер, развиваясь под влиянием китайских образцов и внутренних исторических процессов.
- Изобразительное искусство: Ключевой фигурой стал художник Сэссю (конец XV ─ начала XVI в.), который перенёс в Японию китайскую технику монохромной туши (суйбокуга). Его свободная манера «хабоку» оказала серьёзное влияние на графику.
- Влияние истории на культуру: Непрерывные войны эпохи объединения страны стимулировали строительство великолепных замков, которые были также резиденциями, требовавшими произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.
- Контакт с Европой: Во второй половине XVI в. контакты с португальцами привели к появлению жанра намбан — живописи, реалистично изображавшей европейцев и их корабли.
- Театр: XVII век стал временем расцвета театра кабуки — популярного среди горожан красочного зрелища, которое власти считали вульгарным.
Вы смотрели: конспект по всеобщей истории к учебнику 7 класса §22. Китай и Япония: в поисках стабильности. Краткое содержание темы учебника. Код материалов: Всеобщая история Конспект №22.
Вернуться к Списку конспектов по всеобщей истории