Всеобщая история Конспект №6

Конспект по всеобщей истории 7 класс новый учебник кратко параграф 6. Краткое содержание § 6. Реформация и Контрреформация по гос. учебнику автор Мединский Чубарьян. Несколько вариантов конспекта по теме. Код материалов: Всеобщая история Конспект №6.

Вернуться к Списку конспектов Текст § 6 полностью

Краткое содержание параграфа 6

§ 6. Реформация и Контрреформация

В конце XV – начале XVI вв. в Европе назрело широкое движение за обновление католической церкви – Реформация. Её причинами стали изменения в обществе, доступность Библии благодаря книгопечатанию, а также возмущение верующих богатством и коррупцией в церкви, особенно продажей индульгенций. Начало Реформации положил немецкий священник Мартин Лютер, выступивший с учением об оправдании верой, а не добрыми делами или индульгенциями. Его идеи отрицали необходимость посредничества церкви между человеком и Богом. Позже возникли и другие направления Реформации, такие как радикальное учение Томаса Мюнцера и кальвинизм Жана Кальвина, который оправдывал деловую активность и накопление богатства. Ответом католической церкви стала Контрреформация – борьба за возвращение утраченных позиций с помощью инквизиции, цензуры (Индекс запрещённых книг), Тридентского собора и деятельности ордена иезуитов. Борьба между католиками и протестантами распространилась по всей Европе и вышла за её пределы, в колонии Нового Света.

Примечание: ОТВЕТЫ на вопросы внутри параграфа перенесены в отдельную статью!

Ответы на Вопросы внутри §6. Ответы на Вопросы в конце §6.

 

Конспект по пунктам параграфа

1. Причины Реформации.

В конце XV – начале XVI в. мир быстро менялся: изобретение книгопечатания сделало Библию доступнее, что способствовало росту самостоятельного осмысления веры. Это породило в обществе тревогу, страх перед концом света и Страшным судом, а также привело к началу «охоты на ведьм» – массовым преследованиям, инициированным самими верующими.

Взгляды людей обращались к церкви, но её практики вызывали возмущение. Церковь, требуя денег за обряды и индульгенции (документы об отпущении грехов), погрязла в роскоши, корыстолюбии и невежестве. Папы римские и кардиналы жили в чрезмерной пышности, а церковные должности продавались. Верующие опасались, что такая церковь не может обеспечить спасение души и защиту от дьявола.

Особенно остро ситуация сложилась в раздробленной Германии, где слабая императорская власть не могла противостоять папскому двору в Риме, что привело к массовому оттоку денег из страны. Накопившееся негодование вылилось в широкое движение за обновление церкви – Реформацию, которая и началась в Германии в 1516–1517 гг.

2. Учение Мартина Лютера.

В 1517 г. немецкий священник Мартин Лютер выступил против продажи индульгенций, придя к выводу, что спасение души даруется лишь по милосердию Божьему и искренней вере, а не через внешние обряды. Его взгляды, признанные в Риме ересью, быстро распространились. Ключевая идея — «оправдание верой» — вела к отрицанию необходимости посредничества церкви во главе с папой. Лютер утверждал, что церковь должна лишь наставлять в вере, а её имущество подлежит секуляризации. Он признавал только авторитет Священного Писания, сам перевёл Библию на немецкий и призывал вернуться к идеалам раннего христианства, отвергая многие таинства и ритуалы (оставив лишь крещение и причастие), мессу на латыни, почитание икон и мощей. Несмотря на то, что он осуждал радикальное иконоборчество, его учение легло в основу Реформации. В 1521 г. на рейхстаге в Вормсе перед императором Карлом V Лютер отказался отречься от своих взглядов и был отлучён от церкви.

3. Новые направления в Реформации и судьбы лютеранства.

Учение Лютера (лютеранство) привлекло множество сторонников, но интерпретировалось по-разному, что привело к появлению в Реформации различных направлений, выражавших интересы разных социальных слоёв. Сам Лютер придерживался умеренных взглядов, опираясь на поддержку князей и городских властей. В противовес этому возникла радикальная Реформация, лидером которой стал Томас Мюнцер, призывавший к установлению царства справедливости силой. Его идеи вдохновили участников Крестьянской войны в Германии в 1524─1525 гг. После поражения восстания князья, более не видевшие в Лютере угрозы, возглавили Реформацию в своих землях, секуляризируя церковное имущество (пример — великий магистр Тевтонского ордена, ставший герцогом Прусским). Раскол христианства стал свершившимся фактом. В 1529 г. лютеране, заявившие протест на рейхстаге, стали называться протестантами. Религиозные войны завершились Аугсбургским религиозным миром 1555 г., установившим принцип «чья власть, того и вера» и равноправие католиков и лютеран в империи. К середине XVI в. лютеранство укрепилось в нескольких государствах Европы (Англия, Дания, Швеция), где церковь возглавил монарх.

4. Кальвин и кальвинизм.

В 30-х гг. XVI в. возникло новое направление Реформации — кальвинизм, основанное французом Жаном Кальвином (1509–1564), который обосновался в Женеве. В своем труде «Наставление в христианской вере» (1536 г.) Кальвин изложил учение о предопределении: Бог заранее предопределил одних к спасению, других — к осуждению. Успех в профессиональном труде и праведная жизнь считались знаком избранности, что оправдывало деловую активность и накопление богатства. Кальвин отменил прежнее церковное устройство, введя самоуправляемые общины во главе с пресвитерами. Проведенные в Женеве реформы отличались строгостью и нетерпимостью к инакомыслию, что ярко проявилось в казни Мигеля Сервета в 1553 г.. Идеи Кальвина распространились по Европе (где его последователей называли гугенотами и пуританами) и были перенесены в Северную Америку, способствуя расколу католической церкви и приводя к религиозным войнам.

5. Борьба за души верующих.

В середине XVI в. католическая церковь в союзе с Габсбургами начала Контрреформацию. Для борьбы с Реформацией церковь провела внутренние реформы: в 1542 г. усилила инквизицию, ввела строгую цензуру и «Индекс запрещённых книг» (1559 г.). Ключевым событием стал Тридентский собор (1545–1563 гг.), который укрепил власть пап и улучшил подготовку священников, но не пошёл на догматические уступки протестантам. Важным символическим актом стала реформа календаря (1582 г., папа Григорий XIII). Мощным инструментом борьбы стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1534 г., утверждён в 1540 г.). Орден сочетал жёсткую дисциплину с гибкостью методов, занимался образованием и влиянием на элиты, что помогло укрепить католицизм на юге Германии и временно в Англии при Марии Тюдор (1553–1558).

6. Новые горизонты миссионерства.

Эпоха Великих географических открытий и создания колониальных империй расширила поле религиозного противостояния Реформации и Контрреформации. В новых землях католицизм (проповедуемый испанскими, португальскими и французскими миссионерами) конкурировал с протестантизмом (от англичан и голландцев). Наибольших успехов в христианизации добились иезуиты, особенно Франциск Ксаверий, действовавший в 1542–1552 гг. в Африке, Индии и Японии.

В 1610 г. иезуиты получили от испанского короля право автономно управлять огромной территорией в Южной Америке. Они создали около 30 процветающих поселений-государств, где индейцы, защищённые от светских властей, жили без частной собственности, трудились сообща и имели одинаковые условия жизни. Иезуиты изучали языки индейцев, что способствовало быстрой христианизации, всеобщей грамотности и эффективному хозяйству. Эта модель успешно существовала до второй половины XVIII в., укрепляя позиции католицизма в мире.

Примечание: ОТВЕТЫ на вопросы внутри параграфа, а также Оффлайн-тест перенесены в отдельную статью!

Ответы на Вопросы внутри §6. Ответы на Вопросы в конце §6.

 

Это должно быть интересно

Реформация оставила глубокий след не только в религии, но и в повседневной культуре. Например, протестантский подход к труду как к «призванию» (идея Кальвина) способствовал развитию предпринимательства и становлению капиталистических отношений в Северной Европе. Интересно, что в России наследие Контрреформации ощущается до сих пор через календарь. Реформа папы Григория XIII 1582 года, приведшая к появлению «нового стиля», была принята в России лишь в 1918 году. Именно поэтому мы до сих пор отмечаем «Старый Новый год» – это день, который по старому юлианскому календарю приходился бы на 1 января. Кроме того, деятельность иезуитов-миссионеров, таких как Франциск Ксаверий, стала первым масштабным диалогом европейской и восточных цивилизаций. Их подробные отчёты о странах Азии, написанные на латыни, долгое время были для Европы главным источником знаний о Японии, Китае и Индии.

 


Вы смотрели: конспект по всеобщей истории к учебнику 7 класса §6. Реформация и Контрреформация. Краткое содержание темы учебника. Несколько вариантов конспекта. Тест проверки знаний по изученной теме. Код материалов: Всеобщая история Конспект №6.
Вернуться к Списку конспектов по всеобщей истории

8 thoughts on “Всеобщая история Конспект №6”

  1. Большое спасибо за материал, опубликованный на вашем сайте. Очень помогает в подготовке к урокам, а также может быть полезен и обучающимся.

  2. ОТВЕТЫ на вопросы внутри параграфа, а также Оффлайн-тест перенесены теперь в отдельную статью! Ждём Ваших комментариев как ещё улучшить конспекты.

  3. всегда готовлюсь по этому сайту к истории. краткий пересказ всех глав и в конце тест. очень помогает!

  4. спасибо, не надо тратить время на изучение лишней воды, коротко и ясно, авторам сайта и редакторам всего наилучшего

  5. Огромное спасибо за колосальную работу, проделанную в помощь учителю и ученику. Ваш сайт это палочка-выручалочка на все случаи подготовки к урокам.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней