7 класс онлайн читать: Всеобщая история Учебник Глава V «За пределами Европы: четыре империи» (2023 г): Османская империя: «великолепный век» и начало заката. Индия: моголы, индусы и европейцы. Китай: китайцы и маньчжуры. Япония: сёгуны и императоры. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по всемирной истории для 7 класса. Цитаты из учебного пособия, а также фотографии использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения (п.1 ч.1 ст.1274 ГК РФ), авторы и источники заимствования указаны в конце статьи.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
ГЛАВА V. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ:
ЧЕТЫРЕ ИМПЕРИИ
Это было время, когда Османская империя вознеслась на вершину могущества и распростёрлась на три части света, но зёрна упадка уже были посеяны… Когда расцвела и увяла империя Великих Моголов в Индии… Когда под властью маньчжуров Китай процветал, но тяжела была власть завоевателей… Когда три величайших военачальника и государственных деятеля в истории Японии объединили страну и возникло прочное государство, отгородившееся от остального мира…
- Что принесло раннее Новое время цивилизациям Востока — расцвет или упадок?
§ 18. Османская империя:
«великолепный век» и начало заката.
Вопросы на стр.189
- Как отразилась «революция цен» на Османской империи?
- Почему отсутствие самостоятельных городов ослабляло империю?
- Какие факторы ослабления Османской империи отражены на иллюстрациях в пункте 4?
Вопросы и задания
- Рассмотрите иллюстрации в начале параграфа. Можно ли сказать, что на них изображены главные причины могущества Османской империи? Свой ответ аргументируйте.
- Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1) битва на Чалдыранском поле; 2) вторая осада Вены турецкими войсками; 3) расцвет Османской империи при Сулеймане I; 4) завоевание турками-османами Египта; 5) разгром турецкого флота при Лепанто.
- Заполните в тетради таблицу, сравнив Османскую империю с какой-либо европейской державой XVI—XVII вв. (по выбору).
- Как в Османской империи воплощался завет султана Мехмеда II Завоевателя «Сабля и вера неразлучны»?
- В чём вы видите сильные и слабые стороны государственного устройства Османской империи?
- Можно ли назвать миллеты автономными государствами? Если да, то чем они были необычны?
- Итальянский разведчик доносил из Стамбула: «При султанском дворе разные языки входу: турецкий, язык властителя; арабский, на котором написан турецкий закон — Коран; третье место занимает язык славянский — на нём говорят янычары». Объясните причины такого явления.
- По аналогии со схемами на с. 121 и 139 составьте схему государственного управления Османской империи.
9*. Правительство Османской империи в европейских странах и в России называли Высокая (или Блистательная) Порта. Объясните происхождение этого названия.
10*. Какими достижениями в культуре сопровождался расцвет Османской империи и сефевидского Ирана? Подготовьте презентацию поданной теме.
11*. На мусульманском Востоке героем коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а также бытовых сказок является Ходжа Насреддин. Существовал ли такой человек в действительности? Чему посвящены истории о Ходже Насреддине?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
- Почему процветающая Османская империя пришла в упадок?
§ 19. Индия: моголы, индусы и европейцы.
Вопросы на стр.196
- Можно ли назвать политику Аурангзеба разумной? К каким последствиям она привела?
Вопросы и задания
- Какую особенность индийской истории иллюстрирует изображение на заставке и комментарий к нему?
- Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1) попытка религиозной реформы в Индии; 2) образование империи Великих Моголов; 3) правление Акбара Великого.
- Заполните в тетради таблицу «Важнейшие правители империи Великих Моголов».
Правитель | Внутренняя политика | Внешняя политика |
- Какие два способа преодоления религиозной розни предложили падишахи империи Великих Моголов? Почему оба способа оказались неудачными?
- Кто автор приведённого ниже отрывка? Почему вы так думаете?
Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек! - Какие особенности индуизма сделали Индию сравнительно лёгким объектом для внешнего завоевания? Почему эта религия сохранилась, несмотря на попытки правителей моголов вытеснить её?
- Что общего в судьбах Османской империи, Ирана и империи Великих Моголов?
- 8*. Кто такие «неприкасаемые»? Подготовьте сообщение на эту тему. Объясните, почему в Индии не было восстаний «неприкасаемых».
- 9*. Во что верят сикхи? Кого и какие святыни они почитают? Может ли иностранец стать сикхом?
- 10*. Какие ещё государства существовали в Индии в XVI—XVII вв., помимо империи Великих Моголов?
- 11 *. Индия — родина буддизма, но о нём не упоминается в параграфе. Выясните, какую роль играл буддизм в Индии в XVI—XVII вв.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
- Почему моголы (монголы) сумели захватить власть в Индии?
§ 20. Китай: китайцы и маньчжуры.
Вопросы на стр.202
- 1. Перечислите территории, которые удалось подчинить императорам из династии Цин.
- 2. С чем связано «закрытие» Китая? К каким последствиям это привело?
Вопросы и задания
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и объясните китайскую поговорку, возникшую во времена правления династии Цин: «Тот, кто имеет голову, не имеет волос, тот, кто имеет волосы, не имеет головы».
- Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1) правление императора Канси; 2) Нерчинский договор Китая с Россией; 3) маньчжурское завоевание Китая; 4) правление династии Мин.
- Заполните в тетради таблицу «Положительные и отрицательные последствия установления власти маньчжуров в Китае».
Сферы деятельности | Положительные последствия | Отрицательные последствия |
- Какие признаки в жизни Китая в первой половине XVIII в. свидетельствовали о нарастающем кризисе государства? Почему власть страны не замечала эти «сигналы»?
- Что привлекло и что оттолкнуло вас в политике, которую проводили маньчжуры в Китае? Почему?
- 6*. Какие ещё религиозные системы, наряду с конфуцианством, были распространены в средневековом Китае? Какова была их судьба в маньчжурский период? Подготовьте сообщение об одной из религий (по выбору).
- 7*. Подготовьте презентацию об одной из сфер жизни Китая в XVII–XVIII вв. (власть, общество, хозяйство, духовная культура, быт и др.).
Изучаем документ
Прочитайте отрывок из книги отечественного историка О. Непомнина и ответьте на вопросы.
[Император] всемерно укреплял позиции конфуцианства, в полном объёме восстановил экзаменационную систему и сеть конфуцианских учебных заведений, всячески привлекая ко двору авторитетных конфуцианских учёных. Даже маньчжурская знать была вынуждена давать своим детям конфуцианское образование.
1) О каком императоре идёт речь? Как вы это поняли? 2) Каким словом называли конфуцианских учёных в Китае? 3) Почему император решил привлечь их на свою сторону?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
- Почему завоевателям-маньчжурам удалось создать в Китае прочное государство?
§ 21. Япония: сёгуны и императоры.
Вопросы на стр.213
- 1. Как изменилось положение японских князей после установления власти сёгунов из династии Токугава?
- 2. Охарактеризуйте положение различных сословий в Японии.
Вопросы и задания:
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Каким на ней изображён Токугава Иэясу? Как это характеризует его власть в Японии?
- Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1) уничтожение сёгуната Асикага; 2) прибытие европейцев в Японию; 3) начало сёгуната Токугава.
- Японская притча гласит, что трёх человек спросили: «Что вы сделаете, если соловей откажется вам петь?» Один ответил: «Я разорю его гнездо». Второй сказал: «Я заставлю его петь». Третий произнёс: «Я подожду, пока он запоёт». Определите, о каких людях, упомянутых в параграфе, идёт речь. Как в этой притче отражаются особенности их характеров и политики?
- Заполните в тетради таблицу «Положительные и отрицательные последствия объединения Японии под властью сёгунов из рода Токугава».
Сферы деятельности | Положительные последствия | Отрицательные последствия |
- Сравните развитие Японии с какой-либо европейской страной (по выбору), определите черты сходства и различия.
- Почему Токугава Иэясу перенёс столицу в Эдо?
- Почему среди всех европейцев японцы предпочли сохранить контакт именно с голландцами? Для ответа используйте как материал учебника, так и дополнительные источники информации.
- 8*. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из направлений культуры Японии по выбору: театр Но и Кабуки, поэзия хайку, японская гравюра, ниндзя, синтоизм, карате, чайная церемония, икебана и др.
- 9*. Кто такой Уилл Адамс? Чем уникален жизненный путь этого человека? Подготовьте о нём сообщение.
- 10*. Как события в Японии XVI—XVII вв. отразились в современной массовой культуре (компьютерные игры, кинематограф, аниме и т. д.)?
Изучаем документ
Прочитайте отрывок из указа о сборе мечей (1 588) и ответьте на вопросы.
Людям разных провинций строго запрещается иметь в своём распоряжении различные мечи… луки, копья, огнестрельное и другое оружие. Наличие лишних орудий [войны] делает затруднительным сбор налогов и пошлин и ведёт к разжиганию восстаний… Поэтому главам провинций, официальным представителям и заместителям приказываю собрать всё оружие, о котором говорилось выше, и вернуть его правительству…
Если люди владеют только сельскохозяйственной утварью и посвящают время исключительно сельскому хозяйству, они и их потомки будут процветать…
1) Каких слоёв населения касался этот указ? 2) С какой целью он был принят?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
- Почему в Японии на смену раздробленности пришло единство?
Вы смотрели: Всеобщая история Учебник Глава V «За пределами Европы: четыре империи» (2023 г). Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по всемирной истории для 7 класса.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
(с) В настоящей статье в учебных целях использованы:
— цитаты из учебника «Морозов, Тырин, Абдулаев: Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII век. (3-е изд.) – М.: Просвещение».