7-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§14-17 (Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 7 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
§ 14. Механическое движение.
Вопросы после п.14
- 1. Сформулируйте определение механического движения. 2. Почему необходимо указывать, относительно каких тел движется тело? 3. Чем отличается путь от траектории? 4. Приведите примеры прямолинейного и криволинейного движений.
- Из приведённых примеров выберите те, которые относятся к механическому движению: тает лёд, наступают сумерки, восходит солнце, едет машина, прошёл год, идёт телевизионный фильм, убегает заяц. Обоснуйте свой выбор.
- Почему, когда самолёт летит на большой высоте в облаках, у пассажиров в салоне создаётся впечатление, что самолёт не движется?
- * Почему относительно наблюдателя на платформе траектория мяча, падающего в движущемся вагоне, не является прямой вертикальной линией? Изобразите в тетради примерный вид траектории.
УПРАЖНЕНИЕ 6
- Движется ли лёгкий воздушный шарик, уносимый ветром, относительно Земли; относительно ветра?
- Движется ли велосипедист относительно седла?
- Возраст человека 12 лет. Каков возраст этого человека в единицах СИ? Напомним, что каждый четвёртый год — високосный.
- Петром I вместо локтя в обиход было введено понятие «аршин» (шаг). 1 аршин = 28 дюймов = 16 вершков = 71,12 см. Выразите: а) 30 дюймов в метрах; б) 2 аршина 16 дюймов 3 вершка в сантиметрах.
- Самое глубокое озеро в мире — Байкал — имеет максимальную глубину 1642 м. Выразите его глубину в километрах.
- В Интернете найдите длину двух самых длинных рек России. Определите разницу их длин и запишите её значение в единицах СИ.
ЗАДАНИЕ 12
■ По дороге из школы найдите 10 тел, движущихся относительно вас, и несколько тел, которые относительно вас не движутся.
§ 15. Равномерное и неравномерное движение.
Вопросы после п.15
- 1. Чем отличаются равномерное и неравномерное движение? 2. Дайте определение равномерного движения. 3. Приведите примеры равномерного и неравномерного движения. Обоснуйте свой выбор. 4. За каждую секунду тело проходит 2 мм. Можно ли считать его движение равномерным?
ЗАДАНИЕ 13
■ Определите характер движения шарика в жидкости. Налейте в кастрюлю 1,5 л воды, растворите в ней 8—10 столовых ложек сахарного песка. Перелейте раствор в 1,5-литровую пластиковую бутылку, заполнив её доверху. Сделайте шарик из фольги диаметром примерно 5 мм и опустите его в бутылку. Перевернув бутылку, наблюдайте за движением шарика. Измерьте с помощью секундомера мобильного телефона время движения шарика. Проделайте опыт несколько раз, чтобы научиться совмещать начало движения шарика с пуском секундомера. Для определения характера движения шарика переверните бутылку и отметьте на бутылке фломастером его положение через равные промежутки времени. Постарайтесь выбрать промежуток времени так, чтобы получилось 3—4 участка.
Указание. Опыт рекомендуется выполнять вдвоём.
§ 16. Скорость. Единицы скорости.
Вопросы после п.16
- 1. Что показывает скорость тела при равномерном движении? 2. По какой формуле можно рассчитать скорость тела, если заданы путь и время, за которое он пройден? 3. Какова единица скорости в СИ? 4. Скорость — величина векторная. Что это значит? 5. По какой формуле определяют среднюю скорость тела при неравномерном движении? 6. Какую скорость имеют в виду, говоря о скорости автомобиля между двумя пунктами; скорости пули в момент вылета из ствола?
- Используя формулу для расчёта vср, докажите, что единица средней скорости в СИ — метр в секунду.
УПРАЖНЕНИЕ 7
- Лыжник съезжает с горы. В конце спуска его скорость в 2 раза больше, чем в середине горы. Сделайте рисунок в тетради (схематически), на котором изобразите скорости лыжника в обоих положениях.
- Предложите единицы скорости, не указанные в параграфе.
- Выразите скорости 72 км/ч и 18 км/ч в единицах СИ.
- Выразите в км/ч скорость, которую развивает дельфин-афалина.
- Скорость, с которой бежит сурок, равна 12 м/с. Максимально возможная скорость волка 45 км/ч. Может ли волк догнать сурка?
- С какой скоростью плыл лосось, если за 5 с он проплыл 30 м?
- Скоростной поезд за 10 мин проходит путь, равный 40 км. Определите его среднюю скорость.
- * Автобус проходит расстояние 30 км между двумя посёлками со скоростью 60 км/ч. В обратном направлении этот путь он проходит со скоростью 50 км/ч. Найдите среднюю скорость автобуса за всё время движения.
1) Время в прямом направлении: t₁ = S₁ / V₁ = 30 / 60 = 0,5 ч
2) Время в обратном направлении: t₂ = S₂ / V₂ = 30 / 50 = 0,6 ч
3) Общий путь: S = S₁ + S₂ = 30 + 30 = 60 км
4) Общее время: t = t₁ + t₂ = 0,6 + 0,5 = 1,1 ч
5) Средняя скорость: Vcp = S / t = 60 / 1,1 = 54,5 км/ч
ОТВЕТ: 54,55 км/час. [/spoiler]
ЗАДАНИЕ 14
- Придумайте несколько задач, используя данные таблицы 2. Обменяйтесь с товарищем условиями задач и решите их.
- Определите скорость движения шарика из фольги в жидкости. Сделайте вывод о характере движения.
§ 17. Расчёт пути и времени движения.
Вопросы после п.17
- 1. По какой формуле можно определить путь при движении тела: а) равномерном; б) неравномерном? 2. По какой формуле можно определить время движения тела: а) при равномерном движении; б) при неравномерном движении? 3. Почему для определения скорости тела при равномерном движении по графику зависимости пути от времени можно выбрать любую точку графика?
- Решая задачу на движение, Иван воспользовался тем, что пройденный путь прямо пропорционален времени, а Гоша, решая другую задачу, — тем, что путь прямо пропорционален скорости. Предложите условия задач, которые могли решать ребята.
УПРАЖНЕНИЕ 8
- Какой путь проползёт улитка по стволу дерева за 5 мин, если её скорость 1,4 км/ч?
- Средняя скорость роста дуба 0,3 м в год. Сколько лет дереву высотой 6 м?
- Постройте графики зависимости пути от времени для тел, одно из которых движется с постоянной скоростью v1 = 7 м/с, а второе — со скоростью v2 = 3 м/с.
- На рисунке 42 приведён график зависимости пройденного пути от времени для равномерно движущегося тела. По этому графику найдите путь, пройденный телом за 2 ч. Рассчитайте скорость тела.
- По графику зависимости скорости равномерно движущегося тела от времени (рис. 43) определите скорость тела и путь, который оно пройдёт за 3 с; 7 с.
- По графикам зависимости пути от времени (рис. 44) двух тел, движущихся равномерно, определите, скорость какого тела больше. Проверьте себя, рассчитав скорости этих тел.
- * Первую половину пути из Москвы в Подольск автомобиль ехал со скоростью v1 = 90 км/ч. Оставшийся путь s = 20 км из-за поломки пришлось ехать со скоростью v2 = 10 км/ч. Сколько времени двигался автомобиль до Подольска? С какой постоянной скоростью должен двигаться велосипедист, чтобы преодолеть это расстояние за то же время, что и автомобиль?
- * Представьте ответ на последний вопрос предыдущей задачи в виде формулы (решите задачу в общем виде).
ЗАДАНИЕ 15
■ Сравните время поездки от Москвы до Санкт-Петербурга на перекладных, на первом поезде Николаевской железной дороги и на «Сапсане». Необходимую информацию найдите в Интернете.
Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник 2023 года §§14-17 (Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
ЗАДАНИЕ 15
■ Сравните время поездки от Москвы до Санкт-Петербурга на перекладных, на первом поезде Николаевской железной дороги и на «Сапсане». Необходимую информацию найдите в Интернете. дайте ответ