Биология Пасечник Учебник §26

Онлайн 7 класс Биология Пасечник Учебник §26 «Лишайники» Глава 5 ГРИБЫ. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Ознакомительный фрагмент.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Аннотация (краткий пересказ) §26: Лишайники — это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Они имеют разнообразную окраску и могут быть пластинчатыми, накипными или листоватыми. Лишайники медленно растут и могут жить до 50-100 лет, а некоторые виды могут достигать более 4000 лет. Тело лишайника состоит из переплетенных нитей грибницы и клеток водоросли или цианобактерии. Взаимосвязь между грибами и водорослями в лишайнике является постоянной и сформировалась в процессе эволюции. Лишайники обладают высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям и способны выдерживать высокие температуры. Размножение лишайников происходит преимущественно вегетативно, а иногда с помощью полового размножения. Лишайники играют важную роль в природе, разрушая горные породы и образуя почву для других растений. Они также связаны с жизнью многих животных и используются человеком для получения различных продуктов.

§ 26. ЛИШАЙНИКИ

ВСПОМНИТЕ
1. Что такое таллом?
2. Что такое симбиоз?
3. В чём различие явления паразитизма и симбиоза?

Общая характеристика.

Лишайники – своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых состоит из гриба и зелёной водоросли или цианобактерии, находящихся в своеобразных симбиотических отношениях. Встречаются трёхкомпонентные лишайники, слоевище которых образовано тремя организмами, относящимися к определённым видам грибов, водорослей и цианобактерий. Основная часть объёма слоевища (90—95 %) лишайника приходится на гифы грибов.

В настоящее время большинство учёных относят лишайники к царству грибов, помещая их в отделы, соответствующие грибам. В природе их насчитывают около 26 тыс. видов (рис. 129).
Рис. 129. Разнообразие лишайников: кладония (а), уснея (б), леканора (в), пармелия (г)

Одни из них настолько малы, что почти не видны невооружённым глазом, другие, например ягель, покрывают огромные площади ковром толщиной в несколько сантиметров.

Распространение и многообразие лишайников.

Лишайники распространены по всему земному шару: от полярных широт до раскалённых песков пустыни. Они произрастают на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на голых, бесплодных скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла.

К факторам выживания лишайников следует отнести их способность переносить длительное высушивание и осуществлять фотосинтез при очень слабом освещении. Лишайники могут жить почти в обезвоженном состоянии, переносить очень низкие температуры. Много лишайников в сухих сосняках — борах-беломошниках. Поселяются они на гниющих пнях, стволах деревьев и кустарников, на камнях. В пустынях и полупустынях встречаются лишайники, имеющие шарообразную форму. Они легко переносятся ветром на большие расстояния, отчего их часто называют кочующими.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Различают кустистые, листоватые и накипные лишайники (рис. 130).
Рис. 130. Лишайники: накипные (а), листоватые (б) и кустистые (в)

Слоевище кустистых лишайников действительно напоминает кустик. Одни из них поселяются на ветвях деревьев и свисают с них, как борода, другие растут на поверхности почвы. В сухих сосновых борах образуется сплошной ковёр из кустистых розовых, серых и белых лишайников.

Известный под названием олений мох кустистый лишайник ягель широко распространён в тундре (рис. 131, б).

Пластинчатое слоевище листоватых лишайников несколько приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист. Из таких лишайников особенно часто встречается золотисто-жёлтая ксантория настенная (рис. 131, а).
Рис. 131. Ксантория настенная (а), олений мох

Накипные лишайники выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространённые виды. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену.

Окраска лишайников разнообразна: от белой до чёрной с красными, жёлтыми, зелёными, оранжевыми оттенками. Она зависит от содержания в клетках пигментов.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся. Но после дождя они оживают вновь.

Растут лишайники очень медленно. Например, ягель за год вырастает всего на 1—3 мм. Продолжительность жизни лишайников до 50—100 лет. Но как показали исследования, возраст некоторых видов лишайников может достигать более 4000 лет.

Строение лишайников.

Тело лишайника — слоевище, или таллом (от греч. таллос — побег), — образовано переплетёнными нитями грибницы, среди которых в беспорядке или слоями расположены клетки водоросли или цианобактерии (рис. 132). Взаимосвязь этих организмов в лишайнике постоянная, она сформировалась в процессе эволюции. Грибы и водоросли в лишайнике отличаются от свободноживущих организмов по строению и жизнедеятельности. Так, нити обычного гриба пронизывают субстрат (почву, тело отмершего растения), а в лишайнике гифы гриба располагаются в воздушной среде и защищены от высыхания толстой оболочкой. На некоторых нитях грибницы появляются особые выросты, которые проникают внутрь клетки водоросли и выполняют всасывающую функцию.

Особенности жизнедеятельности.

Водоросли, живущие в симбиозе с грибами, обладают высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям. Несмотря на то что они получают меньше света, чем свободноживущие, фотосинтез у них идёт интенсивно. Лишайники способны выдерживать высокие температуры (до +90 С) и переносят длительное пересыхание. Указанными свойствами гриб и водоросль обладают лишь тогда, когда они образуют симбиоз. Искусственное разделение этих организмов приводит к утрате ими способности переносить неблагоприятные условия. Интересно, что гифы гриба вне лишайника самостоятельно жить не могут и погибают, в то время как клетки водорослей, если они попадают в благоприятные условия, могут жить как самостоятельный организм.

Жизненные функции гриба и водоросли в лишайнике четко взаимосвязаны. Так, деление клеток водоросли согласовано с ростом грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, производимые ею в процессе фотосинтеза, но в то же время предоставляет водоросли среду обитания, защиту от пересыхания и перегревания и т. д. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворённых в ней минеральных солей, которые он сам поглощает из окружающей среды. Поэтому традиционно взаимоотношения гриба и водоросли в лишайнике определялись как взаимовыгодные, т. е. симбиотические. Современные исследования показали, что взаимоотношения гриба и водоросли в лишайнике более сложные и противоречивые.

Гриб захватывает свободноживущие водоросли и удерживает их в слоевище. Гифы гриба проникают в клетки водоросли и отбирают необходимые им органические вещества, т. е. проявляют признаки настоящего паразитизма. Но паразитизм этот умеренный, клетки не доводятся до истощения. Гриб поглощает питательные вещества, как правило, не из всех клеток одновременно, а только из части. Другие клетки водоросли в это время растут и размножаются.

Клетки водоросли, окружённые гифами гриба, не могут поглощать воду и минеральные вещества извне, поэтому им приходится их добывать из тех же гиф. Следовательно, водоросль также проявляет признаки паразитизма, хотя и в значительно меньшей степени, чем гриб.

Размножение лишайников.

Размножаются лишайники преимущественно вегетативно — частями слоевища. Иногда в слоевище появляются особые группы клеток, которые при его разрыве выходят наружу. Они представляют собой микроскопические комочки клеток водоросли, окружённые гифами гриба. Потоками дождя и ветра эти группы клеток разносятся далеко и попадают на новый субстрат, где и начинает развиваться новый организм.

Половое размножение характерно лишь для некоторых видов лишайников. Гифы гриба образуют плодовые тела, в которых созревает большое количество спор. В природе большинство спор погибает, и только немногие, попадая в благоприятные условия, прорастают. Проросшие споры выживают, если встретят подходящую водоросль. Тогда гифы гриба оплетают клетки водоросли, и постепенно формируется таллом лишайника.
Рис. 132. Схема строения лишайников

Роль лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники играют важную роль в природе, первыми поселяясь в самых бесплодных местах, Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Особенно велика их роль в тундровых, лесотундровых и лесных сообществах, где они составляют заметную часть растительного покрова. С лишайниками связана жизнь многих животных. В основном это беспозвоночные, по есть и крупные позвоночные животные, например северные олени, для которых лишайники служат основным кормом зимой. В лишайниковых зарослях обитает огромное количество клещей, гусениц, ногохвосток, пауков и др. Одни животные используют лишайники как временное убежище, другие питаются их слоевищами и продуктами разрушения. Обламывая веточки слоевищ, животные способствуют вегетативному размножению лишайников.

Несмотря на выносливость лишайников, они очень чувствительны к загрязнению окружающей среды. Отсутствие лишайников может быть показателем экологического неблагополучия. При сильном загрязнении воздуха лишайники погибают: вымирают сначала кустистые, затем листоватые и последними менее чувствительные к загрязнению накипные лишайники.

Установлено, что деревья, покрытые лишайниками, меньше страдают от вредных микроорганизмов. Это связано с содержанием в лишайниках специфических кислот, которые обладают антимикробной активностью. Поэтому такие лишайники используются человеком для получения антибиотиков. Также из лишайников получают краски, дубильные вещества, лакмус. Среди лишайников нет видов, ядовитых для человека. Их применяют в парфюмерной промышленности для закрепления запаха духов и туалетного мыла. В Скандинавских странах их используют для окраски шерсти. Около 25 видов лишайников занесено в Красную книгу.

ЗАПОМНИТЕ
Слоевище • Лишайники: кустистые, листоватые, накипные


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.170)

  1. Какое строение имеют лишайники?
  2. В чём проявляется взаимосвязь гриба и водоросли в организме лишайника?
  3. Какие различают группы лишайников?
  4. Как питается лишайник?
  5. Как размножаются лишайники?
  6. Какова роль лишайников в природе?
  7. Как человек использует лишайники?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему лишайники выделяют в особую группу организмов?

Моя лаборатория

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

На основании изучения материала параграфа, информации из дополнительных источников и ваших наблюдений подготовьте сообщение на тему «Многообразие лишайников и их значение в природе и жизни человека». Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, нашли на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, — это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности. Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности. Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

Шаги к успеху. КАК ПРОВЕСТИ СРАВНЕНИЕ

Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, а сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняется, что общего и какие различия имеются у сравниваемых объектов. При проведении сравнения соблюдайте предложенную последовательность:

  1. Выясните, какие объекты (процессы, явления) сравниваются.
  2. Мысленно расчлените объект (процесс, явление) на составные части.
  3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (процессов, явлений).
  4. Сопоставьте сравниваемые объекты (процессы, явления) по одним и тем же признакам сходства и различия.
  5. Подведите итог сравнения.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §26 «Лишайники» Глава 5. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней