Ладыженская. Тексты и стили

Ознакомительная версия (цитаты) перед покупкой учебного пособия. Линия УМК: Русский язык. Ладыженская Т. А./ Бархударов С. Г. (5-9). 7 класс. 2 часть. Тексты и стили.

К другим разделам учебника

Тексты и стили

§ 7. Текст.

§ 8. Диалог как текст.

§ 9. Виды диалога.

§ 10. Стили литературного языка.

§ 11. Публицистический стиль.



OCR-версия данного раздела
ТЕКСТЫ И СТИЛИ § 7 Текст. Что такое текст? Как называется наименьшая единица текста? Какие вы знаете средства связи предложений в тексте? Как называется единица текста, состоящая из нескольких предложений, раскрывающая определённую мысль (микротему) текста и имеющая относительно законченное содержание? 49. Прочитайте предложения, которые объединены одной темой. Какой именно? Можно ли из данных предложений составить текст? Что для этого нужно сделать? Перепишите предложения так, чтобы получился текст. 1. Этот язык был прародителем трёх близкородственных славянских языков — русского, украинского, белорусского. 2. Древнейшие памятники письменности древнерусского языка датируются серединой XI века — это рукописные книги, берестяные грамоты, надписи на камнях. 3. Древнерусский язык — это язык древних русичей. 4. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя IX века Константина (Кирилла) Философа. 5. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Русь вместе с христианством были принесены церковные книги на славянском языке — Евангелие, Апостол, Псалтирь, проповеди и поучения учителей церкви. О 50. Прочитайте. Какие слова подсказывают нужную громкость тона при чтении? Озаглавьте текст. Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений. Спишите, деля текст на абзацы. • Назовите падежи выделенных слов. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом пад..ли с тополей сухие листья.* Кусты ш..повника ст..яли, будто об..ятые плам..нем, и красные ягоды в ре..кой листве их пылали, как огне(н, нн)ые языч(?)ки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнил лес. Ежевич(?)ник — густой и хва..кий — опут..вал землю; под сплетением ползучих ветвей его искус(?)но прятались от солнца (дымчато)сизые, зрелые кисти еже- вики. На мёртвой тр..ве в тени до (полу)дня лежала роса, бл..стела посеребрённая ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щ..бетание дроздов-рябинников нарушали тишину3. (М. Шолохов) 51. Свободный диктант. Прочитайте. Какой это вид текста — описание, повествование, рассуждение? Объясните свой выбор. Озаглавьте текст и разделите его на абзацы. Набрёл я на п..ляну в т..йге. От л..сного п..жара она выг..рела, но на чёрной з..мле уже р..сли блестящие листики брусники.4 На краю были зар..сли м..лины. Соб..рал я м..лину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я р..шил узнать, что это за зверь. Сел на п..нёк и стал тихонько посвист..вать. Зверь сначала остановился и зам..р, а потом стал ко мне подкрадыва(т, ть)ся. Он думал, что я его не увижу, а в..рхушки м..линовых кустов ш..велятся и его выд..ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о п..нёк, чтобы привлеч.. его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел чёрный нос и два глаза.4 Тут я услышал, как в малиннике сучья тр.лцат. «Шутки плохи, — подумал я. —Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел?» (По Г. Снегирёву) 52. Какова тема текста? Озаглавьте его. Выпишите ключевые слова и словосочетания, затем, опираясь на них, перескажите текст. Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш., альбом? Мы ведь1 ими часто пользуемся. Рассмотрим, как они появились в русском языке. Слово карандаш заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш. Слово альбом попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, помещаем марки, открытки, а называем одним словом: альбом. § 8 Диалог как текст Прочитайте записанный разговор и определите его тему. Сколько человек участвует в разговоре? #Что такое диалог? Как выделяется на письме каждая реплика диалога? — Ребята, вы иногда спрашиваете, почему я не поставила отличную отметку за устный ответ. Как вы думаете, как надо отвечать, чтобы получить пятёрку? — обратилась Татьяна Ивановна к классу. Первым, как всегда, ответил Ваня: — Я думаю, надо прежде всего слушать учителя и отвечать на его вопрос. Если спрашивают определение, то надо его проговорить дословно, как в учебнике, и привести примеры. Если дают задание объяснить написание слов, то надо сослаться на правило. — И когда спрашивают правило, надо его не только проговорить, но и сразу привести примеры. Так и тебе самому, и учителю становится ясно, что ты понимаешь, о чём идет речь, — добавила Аня. — Вы не сказали, ребята, как надо отвечать, чтобы отметка была отличной, — заметила Татьяна Ивановна. Аня сразу поняла, о чём говорит учительница: — Я думаю, надо отвечать чётко, уверенно. — Да, вы правы, всё это важно, чтобы получить пятёрку за устный ответ, — согласилась Татьяна Ивановна. — А скажите, Татьяна Ивановна, этот наш диалог — текст? — заинтересовался Ваня. — Все наши реплики относятся к одной теме, связаны друг с другом. И конечно, это текст, — ответила Татьяна Ивановна. ЛЬ Диалог — речевое общение двух или нескольких лиц, состо-ящее из обмена высказываниями-репликами. При таком общении собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего (слушающих). Некоторые лингвисты выделяют полилог как разновидность диалога, подчёркивая участие в общении нескольких лиц (поли — много). Ф53. Прочитайте полилог, возникший на родительском собрании. Какова его тема и основная мысль? Докажите, что это текст. Учительница после приветствия взяла слово первой: — Я хотела бы обсудить с вами важный вопрос. Горький писал, что доказывать человеку важность знаний — все равно что убеждать его в полезности зрения. Однако нашим детям приходится это доказывать. Как бы вы стали убеждать их, что знания им необходимы? В беседу вступила Мария Викторовна: — Знания дают свободу. Если мы многое знаем, то мы свободны в выборе профессии, друзей; мы сознательно выбираем свой путь. — А я считаю, что знания помогают развивать мышление. Если для развития мышц нужна тренировка, то и для развития мышления нужны знания, — уверенно поддержал разговор Иван Дмитриевич. Наталия Петровна добавила: — Человек, который владеет знаниями, видит мир более разнообразным, многогранным. С каждым новым знанием какая-то неизвестная часть мира начинает оживать, дышать, становится понятной, близкой. — Мне кажется, — подвела итог учительница, — что школа даёт знания о мире как целостной картине. Каждый человек может своей жизнью внести в эту картину что-то доброе, полезное, прекрасное. Вот что мне хотелось бы донести до наших детей. 54. Выберите из текста диалог, спишите, расставьте знаки препинания. Прочитайте его по ролям, выразительно. Как бы вы озаглавили текст? Кузнец был раздет до пояса. Его тело блестело от пота. На мокрой груди отражалось пламя горна. Кузнец взмахивал молотом, откидывал корпус назад и с силой обрушивал удар на кусок раскалённого железа. И каждый раз отблеск пламени вздрагивал. Я решил, что это просвечивает сердце. Оно горит внутри и просвечивает сквозь грудь. Я показал маме светящееся сердце. Видишь? Сказал я шёпотом. Вижу. От чего же оно светится? Мама подумала и тихо сказала: От работы. А если я буду работать, моё сердце будет светиться? Будет сказала мама. (Ю. Яковлев) Р Сравните рисунок и текст. Расскажите о кузнеце, который изображён на рисунке, учитывая содержание текста. 55. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Весенний монолог». Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение? Всё весеннее: намёки и поступки, бездумные шаги по мостовой. Всё весеннее: бульвары и простуды, ветер, пахнущий вчерашнею травой. Верю я, что есть улыбка в этом ветре. Верю в ласковость и силу сквозняка. <…> И не верю только в синие снега. § 9 Виды диалога ДИАЛОГ 56. Прочитайте диалоги. Назовите речевую задачу каждого из участников. Соотнесите содержание и речевые задачи, стоящие перед участниками диалогов, со схемой в начале параграфа. Определите вид каждого диалога. 1. — Здравствуйте, Елена Николаевна! Сегодня состоится занятие секции по волейболу? — Да, Ваня, приходи в 5 часов. 2. — Аня, исправь на доске допущенные Ваней ошибки. — А разве там есть ошибки? — Кто видит ошибки, поднимите руки. 3. — Извините, Елена Николаевна! Я опоздал на урок. — Проходи, больше не опаздывай. 4. — Понравился ли тебе фильм, Ваня? — Ничего. Ну, пап, драки хорошие, погони. — А мне — не очень. Эти драки и погони мы уже не раз видели. 57. Кто участвует в диалоге? Какова задача девочки, о чём она просит? Как девочка объясняет, почему она хочет отдать котёнка? Перед поездкой в деревню мы зашли на птичий рынок. У ворот мы увидели девочку лет девяти с очаровательным существом на руках. Покупать котёнка мы не собирались, но интересно было узнать, почём котята на московском базаре. — Я не продаю, — обрадовалась нашему вопросу девочка. — Я вас прошу, возьмите его так. — Почему ты хочешь избавиться от котёнка? — Я подслушала разговор. Бабушка хочет подкинуть его в какой-нибудь подъезд, а мне жалко, вдруг его никто не возьмёт, и он будет голодать и мяукать. Я вас очень прошу, возьмите, он хороший. Взглянув на симпатичную мордочку котёнка, невозможно было от него отказаться. Девочка взяла с нас слово, что мы будем кормить котёнка ежедневно, не будем его бить и будем с ним играть. (По В. Солоухину) 58. Познакомьтесь с высказываниями русских писателей о дружбе. Выскажите свои мысли о дружбе в диалоге друг с другом. Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство. (И.Гончаров) Чтобы быть истинными друзьями, надо быть уверенными друг в друге. (Л. Толстой) 59. Какие слова обыгрывает поэт Я. Козловский в шутливых репликах персонажей? Объясните знаки препинания в диалоге. Найдите в тексте обращения. Прочитайте это стихотворение весело, по ролям, как будто вы произносите его перед младшими школьниками. ВОЛК И Ёж Волк, чащобою кружа, Повстречал в обед Ежа. И сказал: — Опять, сосед, Ты с иголочки одет. В это время в стороне Грянул выстрел в тишине. Волк в кусты от страха — скок И свернулся там в клубок. В остром слове зная толк, Ёж сказал: — О храбрый Волк, Вы не ёж, но отчего ж Грозно съёжились, как ёж? Р60. Разыграйте диалоги в разных ситуациях. Каковы задачи того, кто начинает общение, того, кто его продолжает? ■ Вам надо на улице узнать дорогу к музею (кинотеатру, развлекательному центру, библиотеке, стадиону и т. д.); ■ вы хвалите свою подругу (друга) за красивую причёску, модную одежду, достижения в спорте или учёбе и т. д.; ■ вы благодарите маму (папу, бабушку и др.) за подарок, помощь в трудном деле и т.д.; ■ вы спрашиваете мнение своего друга (подруги) о кинофильме, телепередаче, книге, компьютерной игре и т. д.; ■ вы убеждаете своего друга (подругу) заняться каким-нибудь видом спорта (бегом, плаванием, волейболом и т.д.). § 10 Стили литературного языка Литературный язык является высшей формой русского языка. Это образцовый язык, нормы которого обязательны для всех. Литературный язык имеет две формы — письменную и устную. В зависимости от того, где и для чего применяется литературный язык, в нём выделяется несколько разновидностей стилей: научный, официально-деловой, публицистический и разговорный. Закончите начатые предложения. Какие стили литературного языка вы вспомнили? Чем они отличаются друг от друга? 1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся__________. 2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к__________. 3. Если составляем различные документы, то пользуемся ________ 4. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к__________. 61. Прочитайте названия жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно аиле чаще всего используется каждый из указанных жанров. Закон, личное письмо, сказка, протокол, повесть, постановление, личные дневниковые записи, разговор с приятелем, статья в учебнике, договор, стихотворение, беседа за завтраком, заявление. Язык художественной литературы занимает особое место. Он отличается от стилей литературного языка тем, что в нём широко используются языковые средства других стилей, так как писатель стремится повлиять на чувства читателей и нарисовать правдивую картину жизни. 62. Прочитайте упр. 1 и 14. В каком стиле написаны тексты? Как вы это определили? Найдите в учебниках для VII класса тексты, написанные в научном и художественном стилях. Докажите, что вы правильно определили стиль текстов. 63. Определите стиль данных текстов. 1. — Имейте совесть, заканчивайте! — стучит мужчина в стекло телефонной будки. Стоящий за ним старичок замечает: — Да успокойтесь, дайте бабушке договорить… — Бабушке? — взрывается мужчина. — Да когда она вошла в будку, ей ещё и двадцати не было. 2. Уважаемый Владимир Иванович! Имеем честь пригласить Вас на торжественный вечер, посвящённый юбилею нашего издательства, который состоится 1 ноября 2010 года по адресу: 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41. §11 Публицистический стиль Особенности публицистического стиля определяются его задачей — воздействовать, повлиять на мысли, чувства, поведение, поступки читателей и слушателей. Публицистические произведения посвящаются актуальным общественным вопросам. Эти произведения часто встречаются в газетах (репортаж, интервью, очерк и др.), в выступлениях по радио и на телевидении. Прочитайте заметку из газеты для школьников «Большая перемена». Определите её тему. С какой целью написана заметка? В какой её части представлена информация о событиях, в какой — передаётся эмоциональная оценка события? • Какие устойчивые обороты использованы в тексте? С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность речи во второй части текста? После того как областные власти взяли курс на развитие и популяризацию массового спорта, жить в нашем регионе стало интереснее. В августе в тверском Дворце спорта «Юбилейный» прошёл празд- ник «Илья Ковальчук собирает друзей». А в сентябре в Тверской области побывали только что вернувшиеся с летних Олимпийских игр в Афинах известные гимнасты Алина Кабаева и Алексей Немов. Олимпийцы прилетели в нашу область с благородной целью: зажечь огонь и поднять флаг первой в истории Тверского края олимпиады среди детских домов и школ-интернатов. Церемония открытия олимпиады получилась не хуже, чем в Афинах. И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь всё, что случается впервые, запоминается надолго! И когда юные олимпийцы поднимутся на мировой пьедестал (а это обязательно случится!), они наверняка вспомнят этот первый в их жизни олимпийский огонь, который зажёгся на родной Тверской земле. (По А. Миронову) 64. В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю. 65. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность, образность текста? Сделайте выводы о языковых особенностях данного публицистического произведения. • Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац. Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и п..чалясь, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на, думая о великих свершениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, тонущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ств..вал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей. Пройдут времена, думаю я теперь, и поколения людей спрос..т у нас о пережитых и переживаемых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим. (И. Соколов-Микитов) Р66. Прочитайте фрагменты из речи Исократа (436-338 до н. э.). Уточните, кто такие Исократ, хиосцы, родосцы, византийцы. Где вы будете искать информацию о них? Что утверждает Исократ? К чему призывает? Какие средства он использует, чтобы сделать свою речь убедительной? Прочитайте речь Исократа так, чтобы слушатели прониклись убеждённостью оратора. Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей… Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами… но со всем человечеством, и мирный договор должен… предусматривать автономию эллинов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и более выгодного для нашего города мирного договора, чем этот. 67. Прочитайте начало выступления академика А. Д. Сахарова в связи с присуждением ему в 1975 году Нобелевской премии. Докажите, что текст обладает приметами публицистического стиля. Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа! Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции. Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами… Р68. Найдите в Интернете публицистические выступления политиков, деятелей культуры, спорта и др. К кому обращены эти высказывания, какие задачи ставили авторы? Одно выступление охарактеризуйте устно. Р69. Вообразите, что вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе и т. д. Ваша задача — убедить слушателей, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея (в восстановлении памятника культуры и т. д.). Составьте устное выступление-обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развёрнутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении. 70. Свободный диктант. Сформулируйте основную мысль текста. Укажите языковые средства публицистического стиля. Вдоль реч(?)ки уничтожили в..твистые вербы, и реч(?)ка обмелела, а летом совсем пересохла. Предвижу возражения: в..лика беда. Реч(?)ка-то (не)суд-.ходная, (не)промысловая. Да, но откуда же судоходные реки берут свои воды? Из таких же малых рек. Они — неотъемлемая часть единого пр..родного комплекса. А коли так, нельзя же было в порыве деловых увлечений её губить. Деревьев (не)стало — (не)стало реч(?)ки, реч(?)ки не стало — перевелась рыба, и..чезли реки. И так по цепочке. В пр..роде всё в равновес… Эту взаимосвязь легко разрушить, а во(с, сс)тановить гораздо труднее. Обществу нужны строгие законы об охране пр..роды. К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся ре..ко. Поэтому неудивительно, что вместо парков — серые, мало радующие глаз здания, на месте речек — высохшие овраги, а вместо озёр и прудов— засохшие, покрытые серым илом огромные чаши, нав..дящие п..чаль и тоску. (По Т. Афасижеву) Р71. Всегда ли положительно влияние технического прогресса на окружающую среду? Обсудите в классе эту проблему. Пусть в полилоге прозвучат различные точки зрения. Обобщите высказанные мысли устно или письменно. Примерные темы. 1. Технический прогресс и озоновые «дыры». 2. Не хожу я купаться на нашу речку. 3. Как влияет технический прогресс на изменения климата планеты? 4. Почему уменьшается численность белых медведей? 5. АЭС: за ними будущее или будущее без них? Вы можете предложить и другие темы для обсуждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *