Ладыженская. Повторение изученного в V-VI классах

Ознакомительная версия (цитаты) перед покупкой учебного пособия. Линия УМК: Русский язык. Ладыженская Т. А./ Бархударов С. Г. (5-9). 7 класс. 1 часть Повторение изученного в V-VI классах.

К другим разделам учебника

Русский язык как развивающиеся явление

Повторение изученного в V-VI классах.

§ 1. Синтаксис. Синтаксический разбор.

§ 2. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

§ 3. Лексика и фразеология.

§ 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

§ 5. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

§ 6. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.



OCR-версия данного раздела
Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. К. Ушинский РУССКИЙ язык КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ 1. Прочитайте. Какие слова вы выделите голосом? В какую группу славянских языков входит русский язык? Русский язык — один из славянских языков. К ним относятся: 1) восточнославянские: русский, украинский, белорусский; 2) западнославянские: польский, чешский, словацкий, лужицкий; 3) южнославянские: болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский. На русском языке говорит население Российской Федерации. 2. Прочитайте. Почему славянские языки называются родственными? Выпишите слова с выделенными буквами и объясните их написание. Между славянскими языками много общего. Стоит заговорить, например, болгарину, белорусу, чеху, украинцу, как мы сразу поймём, что их речь очень близка нашей, русской речи. Многое в их речи мы поймём без перевода. Есть немало слов, которые в разных славянских языках имеют одно и то же значение и различаются только произношением гласных, согласных или ударением, например: дом, двор, огонь, дым, брат, сестра, сын, дочь, волк, гусь, олень, роса, ночь, луна, снег, вода, нос, зуб, волос; зелёный, белый, весёлый, острый; копать, ходить, шить, писать. Совпадение в лексике, в фонетике и грамматике славянских языков говорит о том, что в древности славяне составляли один народ. За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли значительные изменения. Многие некогда общие для всех славян слова в разных славянских языках получили различное лексическое значение. Например, слово живот в чешском и польском языках обозначает «жизнь», а в русском — часть тела человека или животного (старое значение этого слова отмечается в обороте не на живот, а на смерть). РЗ. Прочитайте текст. Какие важные мысли о значении языка высказывает его автор, Д. С. Лихачёв? Самая большая ценность народа — это его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! <…> Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, но мысли наши, ощущения все формулируются языком. О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира. 4. Найдите в тексте глаголы, употреблённые в переносном значении. Выпишите грамматические основы всех простых предложений. Как птицы, скачут и бегут, как мыши, Сухие листья клёнов и берёз, С ветвей срываясь, устилают крыши, Пока их ветер дальше не унёс. Осенний сад не помнит, увядая, Что в огненной листве погребена Такая звонкая, такая молодая, Ещё совсем недавняя весна. (С. Маршак) 5. Вспомните известные вам слова, появившиеся в связи с освоением космоса. Какие из них уже устарели? 6. Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык живёт и развивается, что он, по словам Н. Гоголя, «живой, как сама жизнь». Вы можете воспользоваться словарями на печатной основе или словарями в Интернете.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ § 1 Синтаксис. Синтаксический разбор Что изучается в синтаксисе? Чем отличается словосочетание от предложения? Чем отличаются простые предложения от сложных? В чём заключается отличие главных членов предложения от второстепенных? Приведите по два примера на каждый вид предложения по цели высказывания. 7. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное», «существительное + существительное», «глагол + существительное» и простые и сложные предложения на одну из тем: «Любимый уголок природы», «Мой дом» и т. п. Получился ли у вас текст? Ответ поясните. 8. Прочитайте стихотворение. Попытайтесь передать своими словами описанную поэтом картину осени. Спишите. Сделайте письменный синтаксический разбор первого предложения. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 205.) Графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм после шипящих. ЛЕС ОСЕНЬЮ Меж редеющих верхуш..к Пок..залась синева. Зашумела у опуш..к (Ярко)ж..лтая листва. Птиц не слышно. Тресн..т мелкий Обломившийся суч..к, И, хвостом мелькая, белка Л..гкий делает прыж..к. Стала ель в лесу заметней — Береж..т густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шляпу набекрень. (А. Твардовский) 9. Озаглавьте текст. Спишите его. Укажите нераспространённое предложение. • Назовите виды орфограмм в корнях слов на месте пропусков. Начался листопад.2 Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвес(?)но л..жились на сырую тр..ву.4 Леса м..росили дождём облетевшей листвы. Этот дождь ш..л неделями. Только к концу сентября переле-.ки обнажились и сквозь ч..щу дерев(?)ев стала в..дна синяя даль (с, з)жатых полей. (К. Паустовский) § 2 Пунктуация. Пунктуационный разбор Что изучается в пунктуации? Какие знаки препинания завершают предложения? В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки? Какие знаки препинания отделяют друг от друга простые предложения в сложных? Когда не ставится запятая между однородными членами? Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения? Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры. Ф10. Составьте из простых предложений, заключённых в скобки, сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, чтобы, когда. Поставьте запятые. В составленных вами сложных предложениях подчеркните основы. • Объясните написание выделенных букв. 1. Наступил вечер. (Мы остановились на ночлег. Наша3 лодка причалила к берегу.) 2. Ветер утих. (В саду всё падали и падали листья. Шелест травы (не)прекращался.) 3. Взошла луна. (Всё вокруг осветилось. Ствол берёзки стал серебряным.) 4. На опушке есть малинник2. (Лесник сказал. Мы взяли с собой бидоны и кружки.) 11. Спишите, правильно оформляя предложения с прямой речью. Назовите обращения. • Назовите в четвёртом и пятом предложениях устаревшие слова. 1. Могучий Олег головою поник и думает что же гаданье? 2. Князь тихо на череп коня наступил и молвил спи, друг одинокий!1 3. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на простор… 4. Где же вожатый*, спр..сил я у Савельича. 5. Здесь, ваше благородие*, отвечал мне голос сверху. 6. Ты мне этого не сказал заметил Пугачёв. 7. Что ещё вскр..чал Пугачёв3, сверкнув огненными глазами. (А. Пушкин) 12. Диктант. Подчеркните однородные члены как члены предложения. Устно объясните постановку знаков препинания между ними. 1. Перед глазами ехавших ра..ст..лалась широкая, бесконечная равнина. 2. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скр..пучую, монотонную музыку. 3. Но прошло немного времени, роса и..парилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. 4. Бричка бежит, а Егорушка вид..т всё одно и то же: небо, равнину, холмы. (По А. Чехову) § 3 Лексика и фразеология Что изучается в лексике? Что изучается во фразеологии? Найдите в «Толковом словаре» (с. 209-212) какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова? Что такое синонимы? антонимы? Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов). 13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок. Туман исчезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог.., облитые мягким солнечным светом, радос(?)но топорщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, появились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таялиу оставив о себе лишь воспоминание. (По В. Тендрякову) О 14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку на с. 9) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником? Наклоняюсь3 к голубому цве..ку и с удивлением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от преж- ; него двойного3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-марьи. По правд.., говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его фиолетовый, за что его и называют две..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками только ж..лтая Марья. Это от Марь., упали на эту осе(н, нн)юю землю1 семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя1 Марья. (М. Пришвин) 15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов. 16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и в окончаниях слов. Прочитайте записанное сти хотворение с интонацией побуждения, призыва. НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. (Н.Заболоцкий) § 4 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова Что изучается в фонетике? Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными. 17. Выразительно прочитайте стихотворение И. Рубцова. Подберите из него примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков. Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы? ДУША ХРАНИТ Вода недвижнее стекла. И в глубине её светло. И только щука, как стрела, Пронзает водное стекло. О, вид смиренный и родной! Берёзы, избы но буграм И, отражённый глубиной, Как сон столетний, божий храм. О, Русь — великий звездочёт! Как звёзд не свергнуть с высоты, Так век неслышно протечёт, Не тронув этой красоты, Как будто древний этот вид Раз навсегда запечатлён В душе, которая хранит Всю красоту былых времён… 18. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 203.) Обозначьте звуки на месте выделенных букв. # Укажите слова, употреблённые в переносном значении. С ДОБРЫМ УТРОМ! Задр..мали звёзды золотые Задрожало зеркало затона* Бре..жит свет на заводи речные И румянит се..ку небосклона. Улыбнулись сонные берё..ки Растрепали шёлковые косы. Ш..лестят зелёные серё..ки И горят серебряные росы. У плетня заро..шая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, ше..чет ш..ловливо: С добрым утром! (С. Есенин) Что изучается в орфографии? Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков? Приведите примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием. По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение», с. 203.) 19. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Списывая, обозначьте части слов с орфограммами. •Составьте схему третьего предложения. 1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснён-ное (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела — скука одолела. 4. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 5. На работу с радостью, а с работы с гордост.ло. 6. Работы боя(т, ть)ся — счаст..я не видать. (Пословицы) 20. О или ё? Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков. • Составьте с любыми словами три-четыре словосочетания «существительное+ существительное», «прилагательное + существительное», «глагол + существительное». Ж..лтый, ч..рный, роднич..к, камыш..м, крюч..чек, мыш..нок, ш..пот, морозц..м, шапч..нка, влеч..т, печ..т, парч..вый, ш..л, щ..тка, ш..рох, крыж..вник, холщ..вый, кумач..вый, еж..вый, бу-маж..нка, зайч..нок, в большем (доме), врач..м, товарищ..м, прическа, за рубеж..м, с плащ..м, в чуж..м (саду). 21. Прочитайте тексты. О чём в них говорится: об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? В какой ситуации может быть использован каждый из текстов? Перескажите сжато, в двух-трёх предложениях второй текст. 1. Звук речи —это мельчайший, далее не разложимый элемент человеческой речи, воспринимаемый на слух. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «…в живой речи произносится значительно большее, чем мы обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать* слова и их формы…» 2. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок… Всё это — звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти — разные. Но вот мы с вами говорим. Издаваемые нами звуки — это звуки речи. От петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связано какое-то значение. Мы и куриному кудахтанью подчас приписываем какое-то значение, очеловечиваем «куриный язык». Например, говорим: «Куд-куда?» А ведь это просто крик испуганной несушки. Но для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. Звуки со смыслом. Вы можете ошибиться, например: О произнесёте в нос или сильно вытянете губы вперёд, но у вас получится уже не О, а У, и вместо слова «дом» вы получите слово «дум». Изменится значение слова. А этого никак нельзя допускать, потому что вас могут понять не- правильно. (По В. Колесову) 22. Получился ли у вас краткий и точный пересказ второго текста из упр. 21? Оцените его с точки зрения логичности, последовательности, связности и пр. 23. Прочитайте. С какой целью автор поделился с читателями своими мыслями о мёде? Озаглавьте текст, составьте план. Устно перескажите текст. Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет отсветами это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно. Но привезено оно к нам из такого места, где пчёл никогда не было, — из тундры. Этот мёд1 создан не только одними пчёлами, но ещё и усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчёлку заокских лугов на работу в Заполярье. На севере, за Полярным кругом, бывает, являются цветы1 целыми горами: стоит гора вся белая — это морошка и черника цветут. А то, бывает, стоит в июле гора вся розовая — это начал цвести иван-чай, а то рябина, то багульник, герань и мало ли что! И подумать только, в каждом цветке нектара здесь в два-три раза больше, чем у нас, и каждый цветок ждал пчелу, а пчёлы за Полярным кругом не водились. Тем и привлекательно то, что не в убыток природе мы открыли заполярный мёд, что миллионы пудов мёда только затем и были в цветах, чтобы привлечь к себе для опыления пчелу, а пчёл-то и не было, и мы их привезли. Есть вещи на свете, первоначальные в своём добре и всем1 понятные, соединяющие в себе природу и человека древним союзом, и среди этих вещей — хлеб. Но только надо быть очень голодным, чтобы в хлебе чувствовать солнце, и нам легче это видеть на веществе мёда. (По М. Пришвину) § 5 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор Что изучается в словообразовании? Какие морфемы выделяются в слове? От чего и с помощью чего образуются слова? Какие способы образования слов вам известны? 24. Обозначьте части, из которых состоят данные слова. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 203.) • Составьте с любыми из этих слов сложные предложения. Обр..стают, приложили, безоблачным, прикоснётся, наг..рает, трос(?)никовые, погл..щает. 25. Прочитайте. Озаглавьте, используя слова текста. Выпишите слова, образованные с помощью: 1) приставок; 2) суффиксов. Произведите их словообразовательный разбор (см. план разбора в «Приложении» на с. 203-204) и обозначьте их состав. • Выпишите остальные слова, в которых имеются пропуски или скобки. Запахло сыростью. Становилось всё1 темнее и темнее. Деревья сгру(п, пп)ировались в каких(то) чудовищ(?), в лесу стало страшно: там кто(то) вдруг заскр..гшт, точно одно из чудовищ(?) переход..т (со)своего места на другое и сухой суч..к, каже(т, ть)ся, хрустит под его ногой. На неб., ярко св..ркнула, как живой глаз, первая звёздоч(?)ка, и в окнах домов замелькали огоньки. Настали м..нуты всеобщей т..ржестве(н, нн)ой тишины пр..роды.4 (И.Гончаров) 26. Все ли выделенные слова являются однокоренными? Спишите. В словах первого предложения подчеркните все орфограммы. Косарь косил красивую траву. Она, пронизанная земляникой, Скрывалась от косы его во рву, Сбегала под откос к малине дикой. Но не укрылась, на прокос легла, Легла, упала, скомкала соцветья. (А. Прокофьев) 27. Спишите, обозначая условия выбора орфограмм в корне слова на месте пропусков. • Какими по цели высказывания являются простые предложения? 1. Л..жился день на тёмный дол. 2. Г..рит в..сток з..рёю новой. 3. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало.4 4. Дни лета кл..нились к осени. 5. Вся комната янтарным блеском оз..рена. 6. Сквозь в..лнистые туманы пробирается луна. 7. Под г..лубыми небесами великолепными к..врами, бл..стя на солнце, снег л..жит. 8. Щиты, как зарево, бл..стают. 9. Уж на р..внине по х..лмам гр..хочут пушки. 10. Имел он счастливый т..лант без принужденья в разговоре к..снуться до всего слегка. (А. Пушкин) 28. Сопоставьте слова. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора слитных и дефисных написаний слов. Юго(запад), кое(что), северо(западный), светло(синий), древнерусский), железо(бетонный), кто(нибудь), кое(с)чем, сине(зелёный), вагоноремонтный), почтово(телеграфный), сельско(хозяйственный), изжелта(зелёный). § 6 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Что изучается в морфологии? Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи. Как изменяются глаголы? Как определить вид глагола? Как определить спряжение глагола? Что общего имеют и чем различаются склоняемые части речи? Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов? Р29. Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистике. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711—1765) «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», — писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин. Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка. Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни. Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…» 30. Как вы думаете, почему А. Пушкин сказал о М. Ломоносове: «Он… сам был первым нашим университетом»? Составьте план доклада о научной деятельности Ломоносова, включив в него информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, из Интернета. Выступите перед классом с сообщением по своему плану. Р31. Прочитайте высказывание М. Ломоносова. Сформулируйте основную мысль текста. Выскажите своё мнение о том, что утверждает М. Ломоносов. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. <…> Итак, когда в грамматике все науки такову нужду имеют, того ради желая, дабы она сиянием… привлекала российское юношество к своему наставлению… да возрастёт и российского слова исправность в богатстве, красоте, силе… Ф32. Прочитайте, регулируя силу голоса (громкость). Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. Выпишите из первого и второго абзацев сначала самостоятельные части речи, в которых есть пропуски и скобки, затем служебные части речи, заключённые в скобки, вместе с самостоятельными словами. • Назовите виды орфограмм на месте скобок. Ч..рная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не з..рницы, а молнии, освещавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли, но зато зашелестели листья…’ Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло, и (не)успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то (над)самой головой и раскатилось (по)небу… Дождик шёл уже ливнем и стекал с крыш(?), журча, в кадушку; молния реже освещала двор и дом. (Л. Толстой) 33. Прочитайте. Выпишите слова с пропусками и скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм. 1. При переход., через ручей (у)меня ч..вкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой сл..тела глухарка. 2. Я долго следил за глухарём, как он часто щипл..т листья и быстро их проглатывает. 3. Когда глухарь4 ощ..пал сук, он попробовал3 спрыгнуть на ве..ку пониже, но она была слишком тонка и согнулась. 4. На ноч(?) птиц., поднялись на осины, чтобы перед сном полакомит(?)ся своим любимым3 листом. 5. Было во всей ж..лтой кроне осины только одно узен(?)кое окошечко в светлое небо, и это окошечко то закроет(?)ся, то откроет(?)ся. 6. Вст..вало безоблачное утро, и очень быстро св..т-лело. (М. Пришвин) 34. Найдите в списке изученных видов орфограмм те, которые связаны с правописанием мягкого знака в конце слов после шипящих, и заполните таблицу примерами, обозначая в них условия выбора правильного написания. Часть речи Ь на конце слов после шипящих пишется не пишется 35. -ться или -тся? Спишите, подчеркните глаголы с -ться. 1. Кто хочет от жизн.. толку доби(ть, т)ся, тот (ни)чего (не)бо-и(ть, т)ся. 2. Кто уме..т весели(ть, т)ся, того горе бои(ть, т)ся. 3. Не надо хвали(ть, т)ся, если не зна..шь, как хлеб роди(ть, т)ся. 4. С умным разговори(ть, т)ся, что мёду напи(ть, т)ся. 5. Грамот.. учи(ть, т)-ся — всегда пригоди(ть, т)ся. (Пословицы) 36. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. 1. Ты зна..шь край, где всё обил(?)ем дыш..т, где реки л(?)ются чище серебра, где вет..рок ст..пной к..выль колыш..т, в в..шнёвых рощах тонут хутора? 2. Шумя, тр..стник над озером трепещ..т, и чист, и тих, и ясен свод небес, косарь поёт, коса зв..нит и блещ..т, вдоль берега ст..ит кудрявый лес. 3. Вот уж снег последний в поле та..т, тёплый пар восход..т от земли, и кувшинчик синий ра..цвета..т, и з..вут друг друга журавли. 4. Не пен..тся море, не плещ..т волна, дерев(?)я листами не двинут, на глади прозрач(?)ной царит тишина.4 (А. Толстой) 37. Прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображённой поэтом поре осени. В каком лексическом значении употреблены выделенные глаголы? Над переходными глаголами напишите букву п, над непереходными — н. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. ОСЕНЬ Листья в поле пожелтели, И кружа(т, ть)ся, и летят; Лишь в бору, поникши, ели Зелень мрач(?)ную хр..нят. Под нависшею ск..лою Уж (не)люб..т меж цветов Пахарь отдыхать порою От полуде(н, нн)ых трудов. Зверь отважный поневоле Скры(т, ть)ся где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле Сквозь туман лишь серебрит. (М. Лермонтов) 38. Прочитайте. Определите стиль текста. Запишите вопросный план. Формы глагола, как правило, образуются от двух типов основ, которые у большинства глагольных слов отличаются по своему составу. Основа неопределённой формы остаётся, если убрать окончание -ть или -ти. Основа настоящего времени остаётся, если отделить окончание глагола 3-го лица множественного числа в форме настоящего (или простого будущего) времени. (По Н. Шанскому) 39. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Запишите вопросный план. Древнерусское искусство — искусство Древней Руси IX—XIII веков, начальный этап развития средневекового русского искусства. Оно вобрало в себя традиции восточнославянской культуры, Византии и балканских стран. Древнерусское искусство — это и храмы, и дворцы, и мозаика, и фрески, и иконы, и декоративные изделия и т. д. В Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Переславле-За-лесском и многих других городах мы видим замечательные произведения этого искусства. Древнерусская культура начиналась с создания деревянных построек, керамики, металлических украшений. А затем предметы этой культуры быстро приобрели необычную красоту, своеобразие, органично вписались в русскую природу. 40. Поделитесь с вашим другом впечатлениями о каком-нибудь произведении древнерусского искусства (которое вы видели или о котором слышали). Расскажите так, чтобы ваш друг захотел увидеть это произведение своими глазами. Вы можете воспользоваться специальными книгами и Интернетом. 41. Выпишите сначала глаголы несовершенного вида. Образуйте от них форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и выделите основу. Затем выпишите глаголы совершенного вида и выделите в них основу неопределённой формы. что делать? что сделать? Г..реть, считать, рассч..тывать, зам..реть, зам..рать, прик..саться, покл..ниться, бл..стать, вырасти, предл..гать, предл..жить, разжигать, соприк.-снуться, опереться, изложить, прим..рить, примерить, взр..стить. 42. Спишите, оставляя в скобках глагол соответствующего вида; укажите вид и спряжение выбранных глаголов. с. в. II спр. Брос.т (бросить, бросать) — бросит (бросить). Разыщ..м (разыскивать, разыскать); включа..м (включить, включать); гон..шь (гнать, гонять); распиш.лнь (расписывать, расписать); украс..м (украшать, украсить); исправля..м (исправить, исправлять); вымет..м (выметать, вымести); вытр..шь (вытирать, вытереть); рассыплешь (рассыпать, рассыпать). 43. Образуйте и запишите от каждого из данных глаголов форму 1-го лица множественного числа. • Обозначьте корни с чередованием гласных. Выпустить, выпускать; выстричь, выстригать; доверить, доверять; выпечь, выпекать; выступить, выступать; залезть, залезать; вырасти, вырастить; распустить, распускать; сложить, слагать; стереть, стирать; оз..рить, оз..рять; заг..реть, заг..рать. 44. Определите тип и стиль текста. Подчеркните языковые средства, характерные для этого стиля. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите состав выделенных слов. Но вот наступает вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила (пол)неба. Солнце садит(?)ся. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стекля(н, нн)ый; вд..ли ложит(?)ся3 мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой нада..т алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев от кустов от высоких стогов сена побежали дли(н, нн)ые тени… Солнце село3; звезда зажглась и дрожит в огнист..м море заката… Вот оно бледпе..тп\ сине..тп небо; отдельные тени исчезают воздух наливает(?)ся мглою. (И. Тургенев) Ф45. Составьте таблицу «Ь на конце глаголов после шипящих» и заполните её четырьмя-пятью примерами на каждый вид орфограмм. 46. Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая условия выбора: 1) гласных е и и в личных окончаниях глаголов; 2) остальных орфограмм. • Назовите предложения с однородными членами. • Подберите и запишите однокоренные слова к выделенному слову. 1. Брезж..т свет (на)заводи реч(?)ные и румян..т сетку небосклона. 2. Пеной рос з..ря туман..тся. 3. Свищ..т ветер (под)крутым забором, пряч..тся в траву. 4. Дремл..т взрытая дорога. (С. Есенин) 47. Обоснуйте написание безударных личных окончаний глаголов. I спр. II спр. Образец Скаж\ешь\ (сказать) — не ворот\ишь\ (воротить), I спр. I спр. напиш\ёшь\ (написать) — не сотрёшь (стереть), и спр. II спр. отруб\ишь\ (отрубить) — не пристав\ишь\ (приставить). 1. Правдой мир держ..тся. 2. Без ветра и трава не колыш..т-ся. 3. Мягко стел..т, да жёстко спать. 4. Где стро..т, там и ро..т. 5. Сердце вид..т раньше глаз. 6. Доброе дело само себя хвал..т. 7. За ветром в поле не угонишься. 8. Пустая мельница без ветра мел..т. (Пословицы) Р48. Напишите о своих впечатлениях от картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» своему другу, который, как и вы, любит осень. Начните своё письмо с обращения. Постарайтесь подробно описать то, что увидел художник: небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада. Не забудьте попрощаться со своим другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *