Биология Пономарёва Учебник §1

Биология Пономарёва Учебник §1. Наука о растениях — ботаника. Мир растений (2022). Учебник по биологии для 7 класса УМК Пономарёвой (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

<< § 33   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

Учебник по биологии (Пономарёва) § 1.

Глава 1. Введение.
Общее знакомство с растениями

Изучив материалы главы 1, вы сумеете охарактеризовать:
• предмет науки биологии;
• особенности строения растительного организма;
• многообразие растений на Земле.

Вы научитесь:
• сравнивать и определять семенные и споровые растения;
• объяснять особенности строения живой клетки;
• объяснять роль главных органов растения в его жизнедеятельности.

§ 1. Наука о растениях – ботаника

 Вспомните:
• что изучает биология;
• на какие большие группы делят живой мир;
• с какими растениями вы встречаетесь в природе. 

Царства живой природы.

Каждый человек соприкасается с живой природой — органическим миром. Это различные растения, животные, грибы, лишайники, бактерии. Да и сами люди — представители органического мира.

Особенности строения и жизнедеятельности живых организмов, их разнообразие изучает наука биология (от греч. биос – «жизнь», логос — «учение»). Термин «биология» стал использоваться во всём мире как название науки о живой природе после его появления в 1802 г. в трудах французского учёного Жана Батиста Ламарка.

Первые живые организмы появились на Земле более 3.5 млрд лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки. Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы. С тех пор их потомки достигли огромного разнообразия. Среди них есть и крупные, и микроскопически малые организмы: всевозможные животные, растения, грибы, бактерии и вирусы. Все живые существа очень различаются по своим свойствам. Вот почему всех их делят на большие группы, которые учёные называют царствами.

Царство — большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизнедеятельности в природе. Традиционно различают несколько царств живых организмов: Животные. Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы.

В данном курсе вы будете изучать царства Растения, Бактерии, Грибы.
Чтобы сохранить живую природу во всём её разнообразии., нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе, в каких условиях живут и развиваются представители всех царств, как они распространены по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чём их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.

Царство Растения.

Находясь в природе, вы всюду видите различные растения, пользуетесь предметами, сделанными из них. Растения широко распространены по всему земному шару. Их можно встретить на суше — в лесах, степях, садах, парках, безводных пустынях, высоко в горах, на топких болотах. Множество растений обитает в водной среде — в морях, океанах, реках, озёрах, прудах. Находят их и в регионах, покрытых вечными льдами, — Арктике и Антарктике.

Различные растения обладают общими признаками, наиболее важными из которых являются наличие хлорофилла и способность на свету образовывать органические вещества из неорганических — углекислого газа и воды. Именно поэтому их относят к царству Растения.

Науку, изучающую царство растений, называют ботаникой (от греч. ботане — «растение»).

Ботаника изучает дикорастущие растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека (рис. 1), и культурные растения (от лат. культус— «обработанный», «возделанный»), которые выращиваются человеком (рис. 2). Культурные растения человек использует для получения продуктов питания (пшеницу, рожь, капусту, картофель, морковь), в промышленности — в качестве сырья (хлопок, лён). Все культурные растения происходят от дикорастущих.

Рис.1. Дикорастущие растения: 1 — одуванчик; 2 – боярышник, 3 – фиалка трёхцветная; 4 — земляника лесная; 5 — клевер; 6 – шиповник.
Рис.1. Дикорастущие растения: 1 — одуванчик; 2 – боярышник, 3 – фиалка трёхцветная; 4 — земляника лесная; 5 — клевер; 6 – шиповник.

Рис. 2. Культурные растения: 1 — огурец; 2 — морковь; 3 — пшеница; 4 — роза; 5— земляника садовая; 6 — фиалка трёхцветная (анютины глазки); 7 — ананас.
Рис. 2. Культурные растения: 1 — огурец; 2 — морковь; 3 — пшеница; 4 — роза; 5— земляника садовая; 6 — фиалка трёхцветная (анютины глазки); 7 — ананас.

Из истории использования и изучения растений.

Ботаника занимает особое положение в истории развития знаний о природе. С незапамятных времён человек многое знал о свойствах растений, использовал их в качестве пищи, красителей, ядов, лекарств, для постройки и обогрева жилища, изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, украшений и многого другого (рис. 3).

Рис. 3. Побег кукурузы в левой руке Тлалока — мифического бога дождя у древних ацтеков
Рис. 3. Побег кукурузы в левой руке Тлалока — мифического бога дождя у древних ацтеков

Примерно 10-12 тыс. лет назад, в период зарождения земледелия, появились и первые культурные растения: пшеница, рис, финики, лён, инжир (рис. 4, 5).

Рис. 4. Ландшафт Древнего Египта. Рис. 5. Возделывание льна и изготовление из него волокон в Древнем Египте
Рис. 4 (слева). Ландшафт Древнего Египта. На переднем плане — папирус и лотос, на заднем — пшеничное поле. Рис. 5. (справа) Возделывание льна и изготовление из него волокон в Древнем Египте

Для развития земледелия, получения высоких урожаев были необходимы знания о свойствах различных культур, об их приспособленности к среде, о способах обработки почвы и ухода за ней.

Начало научного изучения растений заложил в III в. до н. э. древнегреческий учёный Теофраст. Его настоящее имя — Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст, то есть «божественный оратор» ему дал его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия. На основе сравнения своих наблюдений с практическими знаниями, накопленными простыми земледельцами, лекарями, и теоретическими выводами древних учёных Теофраст создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории биологии его называют «отцом ботаники».

Современная ботаника изучает внешнее и внутреннее строение растений, процессы их жизнедеятельности, размножение, распространение по земной поверхности и в Мировом океане, условия выращивания, взаимосвязь с другими живыми организмами и окружающей средой.

Растения недаром считают основой жизни органического мира. Живые растения и их отжившие и опавшие части: листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу не только человеку, но и животным, грибам, бактериям. Именно растения создают условия для существования всех живых организмов на Земле.

Знания в области ботаники и их правильное использование на практике необходимы для сохранения разнообразия растительного мира на нашей планете.

Велико значение растений в жизни нашей планеты. Следует бережно относиться к ним, чтобы сохранить на Земле всё их разнообразие и богатство. Для этого необходимо хорошо знать ботанику.

Вопросы на стр.10

  1. Какие царства живых организмов изучает биология?
  2. В чём отличие культурных растений от дикорастущих? Приведите примеры.
  3. Какое значение в жизни человека имеет изучение ботаники?
  4. Почему растения являются основой жизни на Земле?
  5. Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о роли растений в природе и в жизни человека.

Ключевые слова параграфа: Биология, ботаника, царство, царство Растения, культурные растения, дикорастущие растения, хлорофилл.

  • Преобладающее большинство комнатных растений — представители дикорастущих из разных регионов Земли. Российский ботаник и известный педагог Николай Михайлович Верзилин написал много книг о растениях, живущих рядом с нами. Среди них наиболее известны «Путешествие с домашними растениями» и «По следам Робинзона».
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

Мир растений

 Вспомните
• почему Теофраста называют «отцом ботаники;
• роль растений в жизни древних людей;
• на какие царства подразделяют все живые организмы. 

Многообразие растительного мира.

Мир растении разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, з огороде, в лесу, в поле и даже в реке, озере и море.

Одни растения живут очень долго, поэтому их называют многолетними (дуб, ель, одуванчик). Другие живут лишь несколько месяцев, не более одного года. Это однолетние растения (астра, василёк, череда).

В природе встречаются растения, у которых в первый год формируются только облиственные побеги и корни, а на второй год образуются цветоносные побеги и плоды. Это морковь, капуста, репа и др. Такие растения живут не один год, а два. Их называют двулетними.

Есть растения, которые только один раз в своей жизни образуют плоды и семена. Среди них могут быть однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть и такие, которые зацветают и образуют семена после нескольких лет жизни. Например, агава мексиканская цветёт и плодоносит не раньше чем на 6–15-м году жизни. Все эти годы агава накапливает питательные вещества в розетке толстых мясистых листьев. Затем в центре розетки из почки вырастает могучий стебель, достигающий 3—5 м, с огромным количеством цветков и плодов. Осуществив плодоношение, агава быстро отмирает.

Древовидный бамбук — высокорослое растение, достигающее 35 м в высоту. Это многолетнее растение тоже цветёт и плодоносит только один раз в своей жизни. Обычно это происходит, когда растению исполняется 65–70 лет. После плодоношения растение бамбук быстро отмирает.

Но есть растения, которые живут долгие годы и всё это время дают плоды (дуб, берёза, яблоня, виноград) и семена (ель, сосна, кипарис). Растения, плодоносящие один раз в своей жизни, ботаники называют монокарпиками (от греч. монос — «один» и карпос — «плод»), а растения, образующие плоды и семена много раз в своей жизни, — поликарпиками (греч. полис — «много» и карпос — «плод»).

Значение растений.

Многие растения, обладающие яркими цветками или листьями, привлекательным внешним видом, выращивают в садах, оранжереях и дома. Их называют культурными декоративными. Некоторые из них ещё недавно были дикорастущими (рис. 6).

Существуют растения, которые обладают лечебными свойствами. Их используют в медицине и ветеринарии (для лечения животных). Такие растения называют лекарственными (рис. 7). Многие из них, например календулу и валериану, специально выращивают на полях, то есть они стали культурными растениями.

Рис. 7. Лекарственные растения: 1 — подорожник; 2 — алтей; 3 — ландыш; 4 — термопсис; 5 — валериана
Рис. 7. Лекарственные растения: 1 — подорожник; 2 — алтей; 3 — ландыш; 4 — термопсис; 5 — валериана

Дикорастущие и культурные растения — богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Растения используют как строительный материал, природное сырьё для промышленных предприятий. Но культурные растения человек выращивает и охраняет, а дикорастущие возобновляются сами.

Люди активно используют дикорастущие растения для своих потребностей. В результате многие наземные и водные дикорастущие растения находятся на грани уничтожения.

Из-за распашки целинных земель исчезают степные растения. Площади лесов сокращаются из-за вырубки деревьев, их гибели от насекомых-вредите-лей, пожаров. Растения становятся редкими вследствие выкашивания во время сенокоса, поедания пасущимся скотом, чрезмерного сбора человеком ягод и лекарственного сырья, срывания для букетов. Например, значительно сократилась численность раннецветущих растений, таких как цикламен, галантус, тюльпан, печёночница, адонис, пион, сон-трава. Поэтому охрана дикорастущих растений стала одной из важнейших задач нашего времени.

Все растения — богатство Земли.

Растительный мир чрезвычайно разнообразен. Существуют культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Растения имеют различные жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички, травы), которые внешне отличаются друг от друга.

Вопросы на стр.13

  1. Назовите известные вам лекарственные растения.
  2. Какие растения вашей местности стали редкими или находятся на грани исчезновения?
  3. Какие декоративные растения вы вырастили на пришкольном или приусадебном участке? Приведите примеры.
  4. Составьте план участия учащихся вашей школы в работе по охране природы.

Ключевые слова параграфа: Многолетние, однолетние, монокарпики, поликарпики.

  • Самым высоким деревом (до 150 м высотой и 6 м в диаметре) на земном шаре был недавно эвкалипт царственный. Он произрастал в горных районах юго-восточной части Австралии и в Тасмании. Сегодня самое высокое (до 114,5 м) и самое долгоживущее растение — секвойя гигантская в юго-западных штатах США. Как полагают учёные, возраст некоторых ныне живущих деревьев — 4900-5000 лет. Каждое такое дерево, как и леса, образованные ими, — уникальное явление природы, поэтому охраняются как всеобщее достояние. Среди наших деревьев долгожителями являются дуб (до 1500 лет), платан (до 2000 лет).
  • Лучшим средством лечения повреждённой кожи может служить промытый лист подорожника большого. Листья алтея и термопсиса используют для приготовления лекарства от кашля. Корни валерианы и ландыша применяют в лечении заболеваний сердца.

Задания из Рабочей тетради

Задание 1. Допишите предложения.
Биология (от греч. биос — «…», логос — «…») — … .
Ботаника — наука, изучающая … .

Задание 2. Приведите примеры, иллюстрирующие значение растений в природе и в жизни человека.
Лекарственное сырьё — …
Сырьё для промышленности — …
Строительный материал, топливо — …
Пища человека — …
Корм животных — …

Задание 3. Приведите примеры представителей каждой группы живой природы.
Представители растений — …
Представители животных — …
Представители грибов — …
Представители бактерий — … .

Задание 4. Используя информационные источники, подготовьте сообщение об историческом развитии растений, о роли растений в природе и в жизни человека. Составьте план сообщения.

МИР РАСТЕНИЙ

Задание 4. Запишите названия таблицы. двух-трёх представителей растений в каждой колонке

Однолетние растенияДвулетние растенияМноголетние растения
   
   

Задание 5. Приведите по два примера жизненных форм растений и перечислите их особенности.

Жизненная форма растений Особенности жизненной формы
Дерево 
Кустарник 
Кустарничек 
Травянистое растение 

Задание 6. Используя рисунки 1 и 2 учебника, приведите несколько примеров растений каждой группы. Укажите их значение в природе и в жизни человека.

Дикорастущие растения

 

Культурные растения
НазваниеЗначениеНазваниеЗначение
    

Задание 7. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

  1. Общий облик растений — жизненная форма — может быть только в виде дерева и травы.
  2. Многие сельскохозяйственные растения являются двулетними, так как у них цветки и плоды образуются только на второй год.
  3. Дикорастущие растения являются основой для выведения новых сортов культурных растений.

 


Вы смотрели: Биология Пономарёва Учебник §1. Наука о растениях — ботаника. Мир растений (2022). Учебник по биологии для 7 класса (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

<< § 33   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 2 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней