Биология Пономарёва Учебник §1. Наука о растениях — ботаника. Мир растений (2022). Учебник по биологии для 7 класса УМК Пономарёвой (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
<< § 33 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 2 >>
Учебник по биологии (Пономарёва) § 1.
Глава 1. Введение.
Общее знакомство с растениями
Изучив материалы главы 1, вы сумеете охарактеризовать:
• предмет науки биологии;
• особенности строения растительного организма;
• многообразие растений на Земле.
Вы научитесь:
• сравнивать и определять семенные и споровые растения;
• объяснять особенности строения живой клетки;
• объяснять роль главных органов растения в его жизнедеятельности.
§ 1. Наука о растениях – ботаника
Вспомните:• что изучает биология;
• на какие большие группы делят живой мир;
• с какими растениями вы встречаетесь в природе.
Царства живой природы.
Каждый человек соприкасается с живой природой — органическим миром. Это различные растения, животные, грибы, лишайники, бактерии. Да и сами люди — представители органического мира.
Особенности строения и жизнедеятельности живых организмов, их разнообразие изучает наука биология (от греч. биос – «жизнь», логос — «учение»). Термин «биология» стал использоваться во всём мире как название науки о живой природе после его появления в 1802 г. в трудах французского учёного Жана Батиста Ламарка.
Первые живые организмы появились на Земле более 3.5 млрд лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки. Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы. С тех пор их потомки достигли огромного разнообразия. Среди них есть и крупные, и микроскопически малые организмы: всевозможные животные, растения, грибы, бактерии и вирусы. Все живые существа очень различаются по своим свойствам. Вот почему всех их делят на большие группы, которые учёные называют царствами.
В данном курсе вы будете изучать царства Растения, Бактерии, Грибы.
Чтобы сохранить живую природу во всём её разнообразии., нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе, в каких условиях живут и развиваются представители всех царств, как они распространены по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чём их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.
Царство Растения.
Находясь в природе, вы всюду видите различные растения, пользуетесь предметами, сделанными из них. Растения широко распространены по всему земному шару. Их можно встретить на суше — в лесах, степях, садах, парках, безводных пустынях, высоко в горах, на топких болотах. Множество растений обитает в водной среде — в морях, океанах, реках, озёрах, прудах. Находят их и в регионах, покрытых вечными льдами, — Арктике и Антарктике.
Различные растения обладают общими признаками, наиболее важными из которых являются наличие хлорофилла и способность на свету образовывать органические вещества из неорганических — углекислого газа и воды. Именно поэтому их относят к царству Растения.
Ботаника изучает дикорастущие растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека (рис. 1), и культурные растения (от лат. культус— «обработанный», «возделанный»), которые выращиваются человеком (рис. 2). Культурные растения человек использует для получения продуктов питания (пшеницу, рожь, капусту, картофель, морковь), в промышленности — в качестве сырья (хлопок, лён). Все культурные растения происходят от дикорастущих.
Из истории использования и изучения растений.
Ботаника занимает особое положение в истории развития знаний о природе. С незапамятных времён человек многое знал о свойствах растений, использовал их в качестве пищи, красителей, ядов, лекарств, для постройки и обогрева жилища, изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, украшений и многого другого (рис. 3).
Примерно 10-12 тыс. лет назад, в период зарождения земледелия, появились и первые культурные растения: пшеница, рис, финики, лён, инжир (рис. 4, 5).
Для развития земледелия, получения высоких урожаев были необходимы знания о свойствах различных культур, об их приспособленности к среде, о способах обработки почвы и ухода за ней.
Начало научного изучения растений заложил в III в. до н. э. древнегреческий учёный Теофраст. Его настоящее имя — Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст, то есть «божественный оратор» ему дал его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия. На основе сравнения своих наблюдений с практическими знаниями, накопленными простыми земледельцами, лекарями, и теоретическими выводами древних учёных Теофраст создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории биологии его называют «отцом ботаники».
Современная ботаника изучает внешнее и внутреннее строение растений, процессы их жизнедеятельности, размножение, распространение по земной поверхности и в Мировом океане, условия выращивания, взаимосвязь с другими живыми организмами и окружающей средой.
Растения недаром считают основой жизни органического мира. Живые растения и их отжившие и опавшие части: листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу не только человеку, но и животным, грибам, бактериям. Именно растения создают условия для существования всех живых организмов на Земле.
Знания в области ботаники и их правильное использование на практике необходимы для сохранения разнообразия растительного мира на нашей планете.
Вопросы на стр.10
- Какие царства живых организмов изучает биология?
- В чём отличие культурных растений от дикорастущих? Приведите примеры.
- Какое значение в жизни человека имеет изучение ботаники?
- Почему растения являются основой жизни на Земле?
- Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о роли растений в природе и в жизни человека.
Ключевые слова параграфа: Биология, ботаника, царство, царство Растения, культурные растения, дикорастущие растения, хлорофилл.
- Преобладающее большинство комнатных растений — представители дикорастущих из разных регионов Земли. Российский ботаник и известный педагог Николай Михайлович Верзилин написал много книг о растениях, живущих рядом с нами. Среди них наиболее известны «Путешествие с домашними растениями» и «По следам Робинзона».
Мир растений
Вспомните• почему Теофраста называют «отцом ботаники;
• роль растений в жизни древних людей;
• на какие царства подразделяют все живые организмы.
Многообразие растительного мира.
Мир растении разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, з огороде, в лесу, в поле и даже в реке, озере и море.
Одни растения живут очень долго, поэтому их называют многолетними (дуб, ель, одуванчик). Другие живут лишь несколько месяцев, не более одного года. Это однолетние растения (астра, василёк, череда).
В природе встречаются растения, у которых в первый год формируются только облиственные побеги и корни, а на второй год образуются цветоносные побеги и плоды. Это морковь, капуста, репа и др. Такие растения живут не один год, а два. Их называют двулетними.
Есть растения, которые только один раз в своей жизни образуют плоды и семена. Среди них могут быть однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть и такие, которые зацветают и образуют семена после нескольких лет жизни. Например, агава мексиканская цветёт и плодоносит не раньше чем на 6–15-м году жизни. Все эти годы агава накапливает питательные вещества в розетке толстых мясистых листьев. Затем в центре розетки из почки вырастает могучий стебель, достигающий 3—5 м, с огромным количеством цветков и плодов. Осуществив плодоношение, агава быстро отмирает.
Древовидный бамбук — высокорослое растение, достигающее 35 м в высоту. Это многолетнее растение тоже цветёт и плодоносит только один раз в своей жизни. Обычно это происходит, когда растению исполняется 65–70 лет. После плодоношения растение бамбук быстро отмирает.
Но есть растения, которые живут долгие годы и всё это время дают плоды (дуб, берёза, яблоня, виноград) и семена (ель, сосна, кипарис). Растения, плодоносящие один раз в своей жизни, ботаники называют монокарпиками (от греч. монос — «один» и карпос — «плод»), а растения, образующие плоды и семена много раз в своей жизни, — поликарпиками (греч. полис — «много» и карпос — «плод»).
Значение растений.
Многие растения, обладающие яркими цветками или листьями, привлекательным внешним видом, выращивают в садах, оранжереях и дома. Их называют культурными декоративными. Некоторые из них ещё недавно были дикорастущими (рис. 6).
Существуют растения, которые обладают лечебными свойствами. Их используют в медицине и ветеринарии (для лечения животных). Такие растения называют лекарственными (рис. 7). Многие из них, например календулу и валериану, специально выращивают на полях, то есть они стали культурными растениями.
Дикорастущие и культурные растения — богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Растения используют как строительный материал, природное сырьё для промышленных предприятий. Но культурные растения человек выращивает и охраняет, а дикорастущие возобновляются сами.
Люди активно используют дикорастущие растения для своих потребностей. В результате многие наземные и водные дикорастущие растения находятся на грани уничтожения.
Из-за распашки целинных земель исчезают степные растения. Площади лесов сокращаются из-за вырубки деревьев, их гибели от насекомых-вредите-лей, пожаров. Растения становятся редкими вследствие выкашивания во время сенокоса, поедания пасущимся скотом, чрезмерного сбора человеком ягод и лекарственного сырья, срывания для букетов. Например, значительно сократилась численность раннецветущих растений, таких как цикламен, галантус, тюльпан, печёночница, адонис, пион, сон-трава. Поэтому охрана дикорастущих растений стала одной из важнейших задач нашего времени.
Все растения — богатство Земли.
Вопросы на стр.13
- Назовите известные вам лекарственные растения.
- Какие растения вашей местности стали редкими или находятся на грани исчезновения?
- Какие декоративные растения вы вырастили на пришкольном или приусадебном участке? Приведите примеры.
- Составьте план участия учащихся вашей школы в работе по охране природы.
Ключевые слова параграфа: Многолетние, однолетние, монокарпики, поликарпики.
- Самым высоким деревом (до 150 м высотой и 6 м в диаметре) на земном шаре был недавно эвкалипт царственный. Он произрастал в горных районах юго-восточной части Австралии и в Тасмании. Сегодня самое высокое (до 114,5 м) и самое долгоживущее растение — секвойя гигантская в юго-западных штатах США. Как полагают учёные, возраст некоторых ныне живущих деревьев — 4900-5000 лет. Каждое такое дерево, как и леса, образованные ими, — уникальное явление природы, поэтому охраняются как всеобщее достояние. Среди наших деревьев долгожителями являются дуб (до 1500 лет), платан (до 2000 лет).
- Лучшим средством лечения повреждённой кожи может служить промытый лист подорожника большого. Листья алтея и термопсиса используют для приготовления лекарства от кашля. Корни валерианы и ландыша применяют в лечении заболеваний сердца.
Задания из Рабочей тетради
Задание 1. Допишите предложения.
Биология (от греч. биос — «…», логос — «…») — … .
Ботаника — наука, изучающая … .
Задание 2. Приведите примеры, иллюстрирующие значение растений в природе и в жизни человека.
Лекарственное сырьё — …
Сырьё для промышленности — …
Строительный материал, топливо — …
Пища человека — …
Корм животных — …
Задание 3. Приведите примеры представителей каждой группы живой природы.
Представители растений — …
Представители животных — …
Представители грибов — …
Представители бактерий — … .
Задание 4. Используя информационные источники, подготовьте сообщение об историческом развитии растений, о роли растений в природе и в жизни человека. Составьте план сообщения.
МИР РАСТЕНИЙ
Задание 4. Запишите названия таблицы. двух-трёх представителей растений в каждой колонке
Однолетние растения | Двулетние растения | Многолетние растения |
Задание 5. Приведите по два примера жизненных форм растений и перечислите их особенности.
Жизненная форма растений | Особенности жизненной формы |
Дерево | |
Кустарник | |
Кустарничек | |
Травянистое растение |
Задание 6. Используя рисунки 1 и 2 учебника, приведите несколько примеров растений каждой группы. Укажите их значение в природе и в жизни человека.
Дикорастущие растения
| Культурные растения | ||
Название | Значение | Название | Значение |
Задание 7. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.
- Общий облик растений — жизненная форма — может быть только в виде дерева и травы.
- Многие сельскохозяйственные растения являются двулетними, так как у них цветки и плоды образуются только на второй год.
- Дикорастущие растения являются основой для выведения новых сортов культурных растений.
Вы смотрели: Биология Пономарёва Учебник §1. Наука о растениях — ботаника. Мир растений (2022). Учебник по биологии для 7 класса (70 уроков в год, 2 часа в неделю). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
<< § 33 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 2 >>