7 класс онлайн читать: История России Черникова §17-18 «Семибоярщина и крах Первого ополчения. Второе ополчение. Окончание Смуты» (уч-к Мединского) Глава II. Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
§ 17. Семибоярщина и крах
Первого ополчения.
Вопросы и задания (на стр.160)
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какое событие изображено на картине? Почему поляки боялись патриарха Гермогена? Какие призывы он распространял? К чему это привело?
- Определите хронологический порядок событий: 1) перемирие между Испанией и Республикой Соединённых провинций Нидерландов; 2) свержение Василия Шуйского; 3) договор об избрании на русский престол королевича Владислава; 4) создание Первого ополчения.
- Что такое Семибоярщина? Дайте определение этого понятия и запишите его в тетрадь. Проверьте себя по словарю в конце учебника.
- Сформулируйте несколько причин вмешательства поляков во внутренние дела России в ходе Смуты.
- Кто и почему принял решение о приглашении польского королевича Владислава на российский престол? Какие условия выдвинули бояре при заключении договора? Какие исторические события последовали после заключения договора?
- Прочитайте отрывок из приговора Первого ополчения и ответьте на вопросы.
Московского государства разных земель царевичи, и бояре, и окольничие, и чашники, и стольники, и дворяне… и дети боярские… и казаки, и всякие служилые люди, и дворовые, которые стоят… за православную христианскую веру против разорителей веры христианские, польских и литовских людей, под Москвою, приговорили и выбрали всею Землёю бояр и воевод, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, да Ивана Мартыновича Заруцкого, да думного дворянина и воеводу Прокофья Петровича Ляпунова на том, что им, будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправы всякия меж всяких людей чинити в правду, а ратным и земским всяким людем их бояр во всяких земских и в ратных делах слушати всем…
1) Определите год события, о котором идёт речь в тексте. На основании чего вы это решили? 2) Кого выбрали руководителями? Почему именно их? 3) Каково было положение населения в этот период? - * Подготовьте сообщение на тему «Деятельность патриарха Гермогена в период Смуты».
- * Можно ли найти примеры интервенции в истории зарубежных стран периода Нового времени? О чём это свидетельствует?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Чем было приглашение королевича Владислава на царский трон — предательством национальных интересов или попыткой выхода из политического кризиса?
§ 18. Второе ополчение.
Окончание Смуты.
Вопросы и задания (на стр.171)
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие сословные группы поддержали избрание на царский престол Михаила Фёдоровича Романова?
- Определите хронологический порядок событий: 1) освобождение Москвы от поляков; 2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 3) создание Второго ополчения; 4) начало правления в Иране шаха Аббаса I Великого.
- Назовите понятие, о котором идёт речь в словарной статье. Запишите определение этого понятия в тетрадях.
Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет. - В каком положении оказались поляки в Москве в 1612 г.?
- Прочитайте отрывок из работы историка С. Ф. Платонова, ответьте на вопрос и выполните задание.
Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма.
Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами. - Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём была основная сложность поставленной на Соборе задачи?
- Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Фёдоровича Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.
- К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?
- * Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Фёдоровича Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.
- Можно ли найти аналоги событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.
- * С помощью дополнительных источников информации узнайте о поступке костромского крестьянина Ивана Сусанина. Подготовьте сообщение на тему «Иван Сусанин — настоящий герой и патриот своего Отечества».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Почему Второму ополчению удалось изгнать поляков из Москвы?
Вы смотрели: 7 класс История России Черникова §17-18 «Семибоярщина и крах Первого ополчения. Второе ополчение. Окончание Смуты» (п/р Мединского).
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
(с) В настоящей статье в учебных целях использованы:
— цитаты и фотографии из учебника «История России 7 класс. XVI — КОНЕЦ XVII ВЕКА / Т. В. Черникова, Р. В. Пазин, п/р В. Р. Мединского (3-е изд.) – М.: Просвещение».