История России Черникова §19

7 класс онлайн читать: История России Черникова §19 «Российское общество в XVII в.» (уч-к Мединского) Глава III. Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§19. Российское общество в XVII в.

Аннотация (краткий пересказ) §19: В XVII веке в России существовало несколько сословных групп: служилые люди «по отечеству» и «по прибору». Служилые люди «по отечеству» включали дворян и имели различные привилегии и обязанности. Служилые люди «по прибору» набирались из горожан и крестьян и считались лично свободными. Посадское население состояло из купцов, ремесленников и мелких торговцев, которые платили налоги и выполняли повинности. Крестьяне делились на зависимых и лично свободных, и их положение менялось в зависимости от категории. В XVII веке произошли изменения в положении сословных групп российского общества, с последствиями закрепощения крестьян.

19. Российское общество в XVII в. Московская улица XVII в. в праздничный день. Художник А. П. Рябушкин • Какие изменения произошли в положении разных сословий российского общества XVII в.? 🔎 • служилые люди «по отечеству» • служилые люди «по прибору» • черносошные крестьяне • частновладельческие крестьяне • дворцовые крестьяне • монастырские крестьяне 1. Особенности социальной структуры. По подсчётам историков, к концу XVII в. население России составляло 10,5–11 млн человек с учётом вхождения в её состав жителей Левобережья и низовий Днепра, включая запорожские территории (1,6 млн человек) и Сибири (200–240 тыс. человек). Как и в XVI в., жители страны делились на служилых и тяглых. Служилые люди несли военную или гражданскую службу в пользу государства. Тяглые содержали служилых, платя налоги и исполняя повинности. Особую социальную группу составляло духовенство. Вне служилых и тяглых находились холопы (рабы) и вольные гулящие люди. Холопы являлись собственностью своих владельцев, поэтому они не платили налоги и не выполняли работ в пользу государства. Вольные гулящие люди, пользуясь свободой передвижения по стране, жили работой по найму, нищенством, а порой — воровством и разбоем. Власть не успевала приписать их к какой-либо территории, общине или лицу. Как и холопы, гулящие люди не несли денежных и натуральных повинностей. Автономной самоуправляющейся социальной группой было пограничное казачество — донское, яицкое и др. Все сословия, не платившие налоги (подати), историки называют неподатными. 1. Охарактеризуйте социальную структуру российского общества XVII в. 2. Кто и почему находился вне служилых и тяглых категорий населения? 2. Духовенство. Православное духовенство, как и прежде, разделялось на чёрное и белое. К чёрному духовенству принадлежали монахи. Их насчитывалось около 10 тыс. человек. Из монахов назначались руководящие церковные чины — игумены, архимандриты, епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх. Белое духовенство — священники приходских храмов и соборов, протопопы (старшие священники), диаконы — могли вступать в брак. Белое духовенство вместе с семьями составляло около 110 тыс. человек. Все представители духовенства были освобождены от уплаты налогов и прочих повинностей и судились только церковным судом. Духовенство различалось не только положением, но и уровнем доходов. Беднейшим являлось сельское белое духовенство (приходские священники). Высшие церковнослужители (архиереи) по богатству, образу жизни и доходам мало уступали боярам и дворянам. В деревенской церкви. Художник С. Д. Милорадович • Кто из представителей духовенства изображён на картине? В XVII в., как и ранее, православные обители владели обширными земельными угодьями, успешно развивалось монастырское хозяйство. Монастыри зорко отслеживали и рачительно организовывали свои крепостные ресурсы. Государство было озабочено ростом церковного землевладения, старалось его ограничивать. Новый свод законов — Соборное уложение 1649 г. — запретил церкви принимать в дар земли на помин души и покупать у частных лиц вотчины. Духовенству это не нравилось. Патриарх Никон назвал Соборное уложение «беззаконной книгой». 1. Какие категории духовенства существовали в XVII в.? 2. Как происходил рост церковного землевладения до 1649 г.? 3. Служилые люди «по отечеству» и «по прибору». Сословие служилых людей «по отечеству» (т. е. по происхождению) было неоднородным. К нему принадлежали бояре, дворяне и дети боярские. Из бояр и состоятельных дворян формировался воеводский и офицерский состав войска. Дети боярские служили в основном рядовыми конниками в старом дворянском конном ополчении. При формировании полков нового (иноземного) строя их стали переводить в драгуны (обученные конному и пешему строю) и рейтары (новая конница). Не годный к военной службе сын боярский или дворянин мог попасть на службу в приказе. Воевода и знаменосец в парадном вооружении. Художник О. В. Фёдоров. Дворянин с вооружёнными холопами. Художник О. В. Фёдоров Служба начиналась в 15 лет и была бессрочной. Все служилые люди «по отечеству» наделялись поместьями, реже — вотчинами. В XVII в. вотчины даровались частным лицам как награды. В отличие от вотчины, поместье по-прежнему нельзя было продать, заложить или наследовать. К концу XVII в. с согласия Разрядного и Поместного приказов землевладельцы могли обмениваться между собой поместьями и вотчинами, а дети престарелого или увечного служилого человека могли начать службу, уже имея поместье своего родителя. Неподатные сословия в XVII в. • Почему служилые люди не платили налоги? В XVII в. появились служилые города — местные дворянские корпорации. Владения местных дворян и детей боярских и их служба заносились в особые списки, регулярно проводились смотры. Крупнейшими служилыми городами были дворянские сообщества Новгородской и Рязанской земель. Во время походов и на смотрах служилым людям «по отечеству» полагалось денежное и хлебное жалованье, но его часто задерживали или выплачивали не полностью. Верховным собственником всех земель России считалось государство в лице государя, поэтому за провинность государь мог забрать как поместье, так и вотчину. Служилых людей «по прибору» набирали («прибирали») из горожан и крестьян. К «приборным» людям принадлежали стрельцы, пушкари, городовые казаки. В XVII в. к ним добавились солдаты, рейтары и драгуны полков нового (иноземного) строя, служившие бессрочно. Служилые люди «по прибору» считались лично свободными и налогов не платили. Казна снабжала их оружием, обмундированием, давала небольшое хлебное и денежное жалованье. Солдаты полков нового (иноземного) строя. Современный рисунок. Стрельцы в парадной форме с полковым знаменем. Современный рисунок • Чем служба солдат регулярных полков отличалась от службы «приборных» людей в дворянском ополчении? Стрельцы, пушкари, солдаты и драгуны некоторых полков нового строя имели право заниматься в свободное от службы время мелким торгом, ремеслом, земледелием. Жили они в особых слободах. Во второй половине XVII в. в рамках формирования войска нового строя появились выборные (т. е. отборные) полки. Солдаты выборных полков постоянно несли военную службу и другими делами не занимались. Первым московским выборным полком нового строя командовал Аггей Шепелев. 1. Какие категории входили в состав служилых людей «по отечеству»? 2. Охарактеризуйте положение служилых людей «по прибору». Чем оно отличалось от положения служилых людей «по отечеству»? 4. Посадское население. К состоятельным тяглым людям, которые главным образом торговали, относились купцы. Они делились на «сотни» — Гостиную и Суконную, отдалённо напоминавшие европейские гильдии. Высший разряд купцов составляли гости. В отличие от прочих купцов, они могли свободно выезжать для торга за границу, имели право владеть вотчинами, освобождались от городских повинностей. Свободные ремесленники и мелкие торговцы (чёрный посад) платили налоги и выполняли многочисленные повинности в пользу государства (посадское тягло). Во второй половине XVII в. они были приписаны к своему посаду, могли переехать, обязательно поставив в известность местную власть. У Мясницких ворот. Художник Васнецов Имелись в городах и беломестцы. Так называли холопов частных лиц и монастырей, которые жили на территории белых слобод (свободных от налогов) и не несли тягла в пользу государства. Беломестцы также занимались ремеслом и мелким торгом, но, не имея обязанностей перед государством, оказывались в выгодном положении в сравнении с чёрным посадом. Многие посадские тяглецы стремились заключить кабальные грамоты с боярами или монастырями. Таким образом они выбывали из тягла, которое, будучи рассчитано на весь посад, увеличивалось на каждого посадского. В итоге чёрные посадские люди платили всё больше налогов в пользу государя. Это было одной из главных причин многочисленных городских восстаний в XVII в. Соборное уложение 1649 г. ликвидировало белые слободы, все их жители были приписаны к посаду. 1. Кто населял русские города в XVII в.? 2. Почему свободное городское население стремилось заключить кабальные грамоты с боярами или монастырями? 5. Крестьяне и ясачные люди Сибири. Самым многочисленным слоем населения России (более 90%) являлись крестьяне. Они делились на зависимых и лично свободных. К зависимым принадлежали крестьяне частновладельческие (помещичьи и вотчинные), дворцовые и монастырские. По Соборному уложению 1649 г. частновладельческие крестьяне стали крепостными. Урочные лета отменили, и беглого крестьянина или его детей можно было искать и возвращать в поместье или вотчину вне всякого срока. Штраф за укрывательство беглого повысили с 10 до 20 рублей. Это была большая сумма (корова в те времена стоила 3 рубля). Помещик не мог продать крестьянина без земли или перевести его в дворовые слуги. Роль дворовых слуг выполняли холопы. Соборное уложение 1649 г. закрыло путь в холопы крепостным крестьянам. После 1649 г. холопом мог стать только свободный человек. Зависимые крестьяне (со второй половины XVII в. — крепостные), кроме налогов государству, платили денежный и натуральный оброк владельцу земли — помещику, вотчиннику или монастырю, а также выполняли бесплатно различные работы в их пользу, называемые барщиной. Оброк дворцовых крестьян шёл на содержание царского двора. Дворцовые крестьяне также отрабатывали барщину. Монастырские крестьяне платили налоги государству, а оброк и барщину несли в пользу обители. Крестьяне. Гравюра. 1630-е гг. Челобитная архимандриту об уменьшении барщины. XVII в. • К какой категории принадлежали крестьяне, написавшие челобитную архимандриту? Черносошные крестьяне были лично свободными, пока земля, на которой они жили, оставалась «чёрной» (государственной). Царским указом деревни черносошных крестьян могли быть переданы служилым людям на правах вотчины или поместья или отданы в распоряжение монастырей. схема Податные сословия XVII в. Черносошные крестьяне платили прямые налоги: посошный (с размера земли у общины), а с 1679 г. — подворный (исчислялся с одного двора-хозяйства) — и были связаны круговой порукой. Ответственным налогоплательщиком выступала община, которая доплачивала налоги за тех, кто по какой-либо причине не мог платить сам. Также собирались специальные налоги, например стрелецкие или полоняничные (на выкуп пленных) сборы. Косвенные налоги (на товары и услуги) черносошные крестьяне платили индивидуально. Они несли повинности в пользу государя — постойную, подводную, строительную, выделяли даточных людей для полков нового строя. Служба даточных людей была пожизненной. В центральных районах России черносошные земли сокращались из-за передачи их в фонд поместной земли. Зато в Поморье и Сибири черносошные крестьяне могли продавать свои дворы, закладывать, завещать и делить наделы между наследниками. Наследники или новые владельцы входили в общину и несли повинности. Лично свободными были и крестьяне-однодворцы — потомки разорившихся дворян, а также пашенные люди Сибири. Большинство крестьян Сибири отдавали казне натуральный оброк (отсыпной хлеб), составлявший до 10% крестьянского урожая. Меньшая часть сибирских крестьян выплачивала денежный оброк. Коренные народы Сибири — самодийцы, ханты, манси, якуты, буряты, сибирские татары и другие — жили общинно-родовым строем или находились на стадии развития ранних средневековых отношений. Они обитали в небольших поселениях или стойбищах. В каждом поселении проживал один род. Многие из них были заняты охотой, рыбной ловлей, кочевым скотоводством (оленеводством). Казне они платили ясак пушниной, поэтому их называли ясачными людьми. Большинство из них поклонялись языческим богам. 1. Как в XVII в. происходило прикрепление крестьян к их владельцу? Какие повинности несли крестьяне? 2. Чем положение черносошных крестьян отличалось от положения крепостных? 3. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность пашенных и ясачных людей Сибири. Вопросы и задания на стр.190 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Представители каких сословий на ней изображены? 2. Дайте определения следующих понятий: «тягло», «барщина», «оброк», «поместье», «вотчина». Запишите их в тетрадь. 3. Заполните таблицу. Сословные группы в России XVII в. Права Обязанности 4. Прочитайте отрывок из книги историка В. И. Буганова «Российское дворянство» и выполните задание. Особую категорию составляли дети боярские, входившие в уездное дворянство как его наименее обеспеченная часть; именно в их среду и проникали в первую очередь служилые люди «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.), тяглые люди — из посадских и др. Но и обедневшие дети боярские, и дворяне подчас переходили в ряды холопов, «чёрных людей» — тяглецов, однодворцев. Эти «пустопоместные» дворяне (не имевшие крепостных крестьян) участвуют в народных восстаниях. Сформулируйте особенности сословной структуры российского общества, выделенные автором текста. 5. Используя интернет-ресурсы, выясните численность населения Франции и Англии в конце XVII столетия. 6. Почему были ликвидированы белые слободы? 7. Каким образом государство ограничило рост церковного землевладения? 4-^ 8. Сравните положение сословных групп в России и в странах Западной Европы в XVII в. Отметьте общее и различия. 9. * Каковы были последствия закрепощения крестьян в России? Был ли иной вариант развития страны? Вопросы обсудите в группах. Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа. Какие изменения произошли в положении разных сословий российского общества XVII в.?

  • Какие изменения произошли в положении разных сословий российского общества XVII в.?

🔎 • служилые люди «по отечеству» • служилые люди «по прибору» • черносошные крестьяне • частновладельческие крестьяне • дворцовые крестьяне • монастырские крестьяне

1. Особенности социальной структуры.

По подсчётам историков, к концу XVII в. население России составляло 10,5–11 млн человек с учётом вхождения в её состав жителей Левобережья и низовий Днепра, включая запорожские территории (1,6 млн человек) и Сибири (200–240 тыс. человек).

Как и в XVI в., жители страны делились на служилых и тяглых. Служилые люди несли военную или гражданскую службу в пользу государства. Тяглые содержали служилых, платя налоги и исполняя повинности. Особую социальную группу составляло духовенство.

Вне служилых и тяглых находились холопы (рабы) и вольные гулящие люди. Холопы являлись собственностью своих владельцев, поэтому они не платили налоги и не выполняли работ в пользу государства. Вольные гулящие люди, пользуясь свободой передвижения по стране, жили работой по найму, нищенством, а порой — воровством и разбоем. Власть не успевала приписать их к какой-либо территории, общине или лицу. Как и холопы, гулящие люди не несли денежных и натуральных повинностей.

Автономной самоуправляющейся социальной группой было пограничное казачество — донское, яицкое и др. Все сословия, не платившие налоги (подати), историки называют неподатными.

  1. Охарактеризуйте социальную структуру российского общества XVII в.
  2. Кто и почему находился вне служилых и тяглых категорий населения?

2. Духовенство.

Православное духовенство, как и прежде, разделялось на чёрное и белое. К чёрному духовенству принадлежали монахи. Их насчитывалось около 10 тыс. человек. Из монахов назначались руководящие церковные чины — игумены, архимандриты, епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх. Белое духовенство — священники приходских храмов и соборов, протопопы (старшие священники), диаконы — могли вступать в брак. Белое духовенство вместе с семьями составляло около 110 тыс. человек.

Все представители духовенства были освобождены от уплаты налогов и прочих повинностей и судились только церковным судом. Духовенство различалось не только положением, но и уровнем доходов. Беднейшим являлось сельское белое духовенство (приходские священники). Высшие церковнослужители (архиереи) по богатству, образу жизни и доходам мало уступали боярам и дворянам.
В деревенской церкви. Художник С. Д. Милорадович

  • Кто из представителей духовенства изображён на картине?

В XVII в., как и ранее, православные обители владели обширными земельными угодьями, успешно развивалось монастырское хозяйство. Монастыри зорко отслеживали и рачительно организовывали свои крепостные ресурсы. Государство было озабочено ростом церковного землевладения, старалось его ограничивать. Новый свод законов — Соборное уложение 1649 г. — запретил церкви принимать в дар земли на помин души и покупать у частных лиц вотчины. Духовенству это не нравилось. Патриарх Никон назвал Соборное уложение «беззаконной книгой».

  1. Какие категории духовенства существовали в XVII в.?
  2. Как происходил рост церковного землевладения до 1649 г.?

3. Служилые люди «по отечеству» и «по прибору».

Сословие служилых людей «по отечеству» (т. е. по происхождению) было неоднородным. К нему принадлежали бояре, дворяне и дети боярские.

Из бояр и состоятельных дворян формировался воеводский и офицерский состав войска. Дети боярские служили в основном рядовыми конниками в старом дворянском конном ополчении. При формировании полков нового (иноземного) строя их стали переводить в драгуны (обученные конному и пешему строю) и рейтары (новая конница). Не годный к военной службе сын боярский или дворянин мог попасть на службу в приказе.
Воевода и знаменосец в парадном вооружении. Художник О. В. Фёдоров. Дворянин с вооружёнными холопами. Художник О. В. Фёдоров

Служба начиналась в 15 лет и была бессрочной. Все служилые люди «по отечеству» наделялись поместьями, реже — вотчинами. В XVII в. вотчины даровались частным лицам как награды. В отличие от вотчины, поместье по-прежнему нельзя было продать, заложить или наследовать. К концу XVII в. с согласия Разрядного и Поместного приказов землевладельцы могли обмениваться между собой поместьями и вотчинами, а дети престарелого или увечного служилого человека могли начать службу, уже имея поместье своего родителя.
Неподатные сословия в XVII в.

  • Почему служилые люди не платили налоги?

В XVII в. появились служилые города — местные дворянские корпорации. Владения местных дворян и детей боярских и их служба заносились в особые списки, регулярно проводились смотры. Крупнейшими служилыми городами были дворянские сообщества Новгородской и Рязанской земель.

Во время походов и на смотрах служилым людям «по отечеству» полагалось денежное и хлебное жалованье, но его часто задерживали или выплачивали не полностью. Верховным собственником всех земель России считалось государство в лице государя, поэтому за провинность государь мог забрать как поместье, так и вотчину.

Служилых людей «по прибору» набирали («прибирали») из горожан и крестьян. К «приборным» людям принадлежали стрельцы, пушкари, городовые казаки. В XVII в. к ним добавились солдаты, рейтары и драгуны полков нового (иноземного) строя, служившие бессрочно.

Служилые люди «по прибору» считались лично свободными и налогов не платили. Казна снабжала их оружием, обмундированием, давала небольшое хлебное и денежное жалованье.
Солдаты полков нового (иноземного) строя. Современный рисунок. Стрельцы в парадной форме с полковым знаменем. Современный рисунок

  • Чем служба солдат регулярных полков отличалась от службы «приборных» людей в дворянском ополчении?

Стрельцы, пушкари, солдаты и драгуны некоторых полков нового строя имели право заниматься в свободное от службы время мелким торгом, ремеслом, земледелием. Жили они в особых слободах.

Во второй половине XVII в. в рамках формирования войска нового строя появились выборные (т. е. отборные) полки. Солдаты выборных полков постоянно несли военную службу и другими делами не занимались. Первым московским выборным полком нового строя командовал Аггей Шепелев.

  1. Какие категории входили в состав служилых людей «по отечеству»?
  2. Охарактеризуйте положение служилых людей «по прибору». Чем оно отличалось от положения служилых людей «по отечеству»?

4. Посадское население.

К состоятельным тяглым людям, которые главным образом торговали, относились купцы. Они делились на «сотни» — Гостиную и Суконную, отдалённо напоминавшие европейские гильдии. Высший разряд купцов составляли гости. В отличие от прочих купцов, они могли свободно выезжать для торга за границу, имели право владеть вотчинами, освобождались от городских повинностей.

Свободные ремесленники и мелкие торговцы (чёрный посад) платили налоги и выполняли многочисленные повинности в пользу государства (посадское тягло). Во второй половине XVII в. они были приписаны к своему посаду, могли переехать, обязательно поставив в известность местную власть.
У Мясницких ворот. Художник Васнецов

Имелись в городах и беломестцы. Так называли холопов частных лиц и монастырей, которые жили на территории белых слобод (свободных от налогов) и не несли тягла в пользу государства. Беломестцы также занимались ремеслом и мелким торгом, но, не имея обязанностей перед государством, оказывались в выгодном положении в сравнении с чёрным посадом.

Многие посадские тяглецы стремились заключить кабальные грамоты с боярами или монастырями. Таким образом они выбывали из тягла, которое, будучи рассчитано на весь посад, увеличивалось на каждого посадского.

В итоге чёрные посадские люди платили всё больше налогов в пользу государя. Это было одной из главных причин многочисленных городских восстаний в XVII в. Соборное уложение 1649 г. ликвидировало белые слободы, все их жители были приписаны к посаду.

  1. Кто населял русские города в XVII в.?
  2. Почему свободное городское население стремилось заключить кабальные грамоты с боярами или монастырями?

5. Крестьяне и ясачные люди Сибири.

Самым многочисленным слоем населения России (более 90%) являлись крестьяне. Они делились на зависимых и лично свободных. К зависимым принадлежали крестьяне частновладельческие (помещичьи и вотчинные), дворцовые и монастырские.

По Соборному уложению 1649 г. частновладельческие крестьяне стали крепостными. Урочные лета отменили, и беглого крестьянина или его детей можно было искать и возвращать в поместье или вотчину вне всякого срока. Штраф за укрывательство беглого повысили с 10 до 20 рублей. Это была большая сумма (корова в те времена стоила 3 рубля).

Помещик не мог продать крестьянина без земли или перевести его в дворовые слуги. Роль дворовых слуг выполняли холопы. Соборное уложение 1649 г. закрыло путь в холопы крепостным крестьянам. После 1649 г. холопом мог стать только свободный человек.

Зависимые крестьяне (со второй половины XVII в. — крепостные), кроме налогов государству, платили денежный и натуральный оброк владельцу земли — помещику, вотчиннику или монастырю, а также выполняли бесплатно различные работы в их пользу, называемые барщиной.

Оброк дворцовых крестьян шёл на содержание царского двора. Дворцовые крестьяне также отрабатывали барщину.

Монастырские крестьяне платили налоги государству, а оброк и барщину несли в пользу обители.
Крестьяне. Гравюра. 1630-е гг. Челобитная архимандриту об уменьшении барщины. XVII в.

  • К какой категории принадлежали крестьяне, написавшие челобитную архимандриту?

Черносошные крестьяне были лично свободными, пока земля, на которой они жили, оставалась «чёрной» (государственной). Царским указом деревни черносошных крестьян могли быть переданы служилым людям на правах вотчины или поместья или отданы в распоряжение монастырей.
схема Податные сословия XVII в.

Черносошные крестьяне платили прямые налоги: посошный (с размера земли у общины), а с 1679 г. — подворный (исчислялся с одного двора-хозяйства) — и были связаны круговой порукой. Ответственным налогоплательщиком выступала община, которая доплачивала налоги за тех, кто по какой-либо причине не мог платить сам. Также собирались специальные налоги, например стрелецкие или полоняничные (на выкуп пленных) сборы. Косвенные налоги (на товары и услуги) черносошные крестьяне платили индивидуально. Они несли повинности в пользу государя — постойную, подводную, строительную, выделяли даточных людей для полков нового строя. Служба даточных людей была пожизненной.

В центральных районах России черносошные земли сокращались из-за передачи их в фонд поместной земли. Зато в Поморье и Сибири черносошные крестьяне могли продавать свои дворы, закладывать, завещать и делить наделы между наследниками. Наследники или новые владельцы входили в общину и несли повинности. Лично свободными были и крестьяне-однодворцы — потомки разорившихся дворян, а также пашенные люди Сибири. Большинство крестьян Сибири отдавали казне натуральный оброк (отсыпной хлеб), составлявший до 10% крестьянского урожая. Меньшая часть сибирских крестьян выплачивала денежный оброк.

Коренные народы Сибири — самодийцы, ханты, манси, якуты, буряты, сибирские татары и другие — жили общинно-родовым строем или находились на стадии развития ранних средневековых отношений. Они обитали в небольших поселениях или стойбищах. В каждом поселении проживал один род. Многие из них были заняты охотой, рыбной ловлей, кочевым скотоводством (оленеводством).

Казне они платили ясак пушниной, поэтому их называли ясачными людьми. Большинство из них поклонялись языческим богам.

  1. Как в XVII в. происходило прикрепление крестьян к их владельцу? Какие повинности несли крестьяне?
  2. Чем положение черносошных крестьян отличалось от положения крепостных?
  3. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность пашенных и ясачных людей Сибири.

Вопросы и задания на стр.190

  1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Представители каких сословий на ней изображены?
  2. Дайте определения следующих понятий: «тягло», «барщина», «оброк», «поместье», «вотчина». Запишите их в тетрадь.
  3. Заполните таблицу.
Сословные группы в России XVII в.ПраваОбязанности
  1. Прочитайте отрывок из книги историка В. И. Буганова «Российское дворянство» и выполните задание.
    Особую категорию составляли дети боярские, входившие в уездное дворянство как его наименее обеспеченная часть; именно в их среду и проникали в первую очередь служилые люди «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.), тяглые люди — из посадских и др. Но и обедневшие дети боярские, и дворяне подчас переходили в ряды холопов, «чёрных людей» — тяглецов, однодворцев. Эти «пустопоместные» дворяне (не имевшие крепостных крестьян) участвуют в народных восстаниях.
    Сформулируйте особенности сословной структуры российского общества, выделенные автором текста.
  2. Используя интернет-ресурсы, выясните численность населения Франции и Англии в конце XVII столетия.
  3. Почему были ликвидированы белые слободы?
  4. Каким образом государство ограничило рост церковного землевладения? 4-^ 8. Сравните положение сословных групп в России и в странах Западной Европы в XVII в. Отметьте общее и различия.
  5. * Каковы были последствия закрепощения крестьян в России? Был ли иной вариант развития страны? Вопросы обсудите в группах.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие изменения произошли в положении разных сословий российского общества XVII в.?

 


Вы смотрели: 7 класс История России Черникова §7-8 «Падение Избранной рады и введение опричнины» (п/р Мединского). Цитаты из пособия авторов Т. В. Черникова, Р. В. Пазин использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней