История России Пчелов Учебник

История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. — М.: ООО «Русское слово — учебник» (Инновационная школа). Цитаты из учебника 2017 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. Учебник знакомит обучающихся с историей России в XVI-XVII вв. — от образования единого Русского государства до начала Петровских реформ. Содержание и методический аппарат учебника помогают школьникам активно и творчески изучать историю своей Родины, способствуют формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, важнейших ценностных ориентиров.

Дорогие друзья!

Вы будете изучать историю нашей страны XVI-XVII веков. В этом вам поможет данный учебник. Его текст делится на разделы и параграфы. В начале каждого параграфа помещены вопросы, на которые предстоит ответить, изучив содержащийся в нём материал. В них — ключ к пониманию сущности и значения событий прошлого, а потому назовём эти вопросы «ключевыми».

Лучше представить изучаемую эпоху вам помогут отрывки из исторических документов, данные в рубрике «Изучаем источник», биографии, приведённые в рубрике «История в лицах», иллюстрации и карты. С любопытными фактами и подробностями, которыми так богата история России, вы познакомитесь в рубрике «Дополнительный текст».

В конце параграфов помещены вопросы и задания по всем видам приведённой исторической информации. Более сложные задания отмечены значком *. Важные даты, термины и понятия выделены в учебнике полужирным шрифтом, а новые имена и названия — курсивом. Список основных дат и понятий, словарь персоналий приведены в конце учебника.

История России 7 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ учебника:

Россия в XVI-XVII веках.

Раздел I. СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

§ 1. Завершение объединения русских земель.
§ 2. Иван Грозный — первый русский царь.
§ 3-4. Внешняя политика России при Иване Грозном.
§ 5. Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей.
§ 6. Русская православная церковь в XVI веке.
§ 7-8. Русская культура в XVI веке.

Раздел II. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

§ 9. В преддверии Смуты.
§ 10. Лжедмитрий I.
§ 11. Правление Василия Шуйского.
§ 12. Лжедмитрий II. Вторжение.
§ 13. Междуцарствие (1610-1613).
§ 14. Второе ополчение и освобождение Москвы.

Раздел III. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

§ 15. Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645).
§ 16. Правление Алексея Михайловича (1645-1676).
§ 17-18. Россия в XVII веке.
§ 19. Русская деревня в XVII веке.
§ 20. Присоединение Украины к России.
§ 21. Раскол в Русской православной церкви.
§ 22. Народные волнения в 1660-1670-е годы.
§ 23. Наследники Алексея Михайловича.
§ 24. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке.
§ 25. Просвещение, литература и театр в XVII веке.
§ 26. Искусство XVII века.
§ 27. Жизнь и быт различных сословий.

Заключение.
Вопросы для обобщения по курсу.
Основные даты.
Основные понятия.
Словарь персоналий.


Россия в XVI-XVII веках

Вы продолжаете изучение отечественной истории. Теперь вы знаете, как возникло Российское государство, как оно развивалось и прошло через тяжёлые испытания. В этом году вы будете знакомиться с историей нашего Отечества в XVI-XVII веках.

XVI-XVII столетия занимают особое место в истории России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, границы которого значительно расширились за счёт присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Левобережной Украины, Урала и Западной Сибири. Процесс становления единого государства был нелёгким. Жителям России приходилось преодолевать последствия политической раздробленности и зависимости от Орды, защищать территориальную целостность страны и осваивать новые земли.

Российское государство формировалось как многонациональная держава. На его просторах жили различные народы, отличавшиеся друг от друга уровнем развития, верой и культурой. Конечно, нередкими были случаи столкновения между ними, однако и правительство, и сами жители нашей страны в первую очередь старались находить точки соприкосновения и пути для мирного разрешения спорных вопросов. Стремление к мирному сосуществованию, уважение чужих традиций и обычаев способствовало взаимообогащению культур и укреплению государства.

Единое государство предполагало создание централизованной системы управления. Укрепление власти российских самодержцев шло наряду с ростом политического значения органов сословного представительства. Эти процессы были характерны и для развития европейских стран — Франции, Англии, Испании. Однако, как и в этих странах, в России к концу XVII века деятельность выборных сословных учреждений практически прекращается. Побеждает тенденция к установлению неограниченной, абсолютной монархии.
Развитие российской государственности сопровождалось усилением налогового гнёта и оформлением крепостного права, что вызывало недовольство населения. XVII век в этом отношении был богат на восстания и социальные потрясения. Его начало прошло под знаменем гражданской войны, названной современниками «Смутным временем». А период середины — второй половины столетия из-за череды восстаний иногда называют «бунташным веком». Драматическим событием огромного значения стал раскол Русской церкви.
Экономическое развитие России в XVI-XVII веках характеризовалось введением в хозяйственный оборот новых земель, возникновением и развитием мануфактурного производства, ростом внутренней и внешней торговли.
Расширение контактов с европейскими странами отразилось на российской культуре. Развитие книгопечатания, первые театральные постановки, появление парсунной живописи, сатирической литературы, усиление светского начала в искусстве — наиболее заметные новые культурные явления XVI-XVII столетий. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади, церковь Ильи Пророка в Ярославле, храм Покрова в Филях, Царь-пушка, иконы Симона Ушакова вошли в сокровищницу мировой культуры.


РАЗДЕЛ I.
СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

1. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Как происходило завершение объединения русских земель? Как обустраивалось единое Российское государство? Что представляли собой основные сложившиеся в нём группы населения (сословия)?

  1. Василий III (1505-1533). Объединение русских земель завершил сын Ивана III — великий московский князь Василий III. В 1510 году он полностью подчинил Москве Псковскую землю. Там, как и в Новгороде, существовало вечевое управление. Василий III воспользовался жалобой псковичей на наместника. Как бы собираясь вершить княжеский суд, Василий III вызвал знатных псковичей к себе. А когда они приехали, их всех взяли под стражу.

Московский государь объявил свои требования — упразднить вече и снять вечевой колокол. Весть об этом достигла Пскова. Жители всполошились. Вече гудело, и всё же псковичам пришлось уступить. Вечевой колокол увезли, Псков вошёл в состав единого государства. Из Пскова, как и из Новгорода, были выселены бояре. Особый, республиканский, путь развития северо-запада Руси был прерван.

Независимым княжеством на Руси оставалась только Рязань. Здесь правил последний отпрыск древней княжеской династии — Иван Иванович.

Василию III стало известно о его тайных переговорах с крымским ханом. Рязанского князя вызвали в Москву и бросили в темницу. Ему удалось бежать в Литву. В 1521 году Рязань была присоединена к Русскому государству. Василий III поставил в Рязани своего наместника.

В результате войны с Литвой к Москве в 1514 году отошёл Смоленск. Объединение основного ядра русских земель вокруг Москвы завершилось.

  1. Государственное управление. Создание единого Русского государства ускорило формирование русского народа. Он стал основным народом нашей страны. Кроме русского, на её территории жили финно-угорские и другие народы. С расширением границ всё новые и новые народы входили в состав Русского государства.

Это продолжалось и в последующие века. Но, оказываясь подвластными российским государям, эти народы не подвергались уничтожению.

Они сохраняли свои обычаи и традиции, свою веру. Россия стремилась не нарушать их самобытности, хотя и оказывала на них своё влияние.

Иностранцы называли Русское государство Московией, по названию столицы. Постепенно в обиход проникало и другое слово — Россия.

Русское государство было монархией. Это значит, что вся власть была сосредоточена в руках одного человека — великого князя, а потом — царя. Он правил по своему усмотрению, единолично принимал важнейшие государственные решения, и с годами власть государя укреплялась.

Это не значит, что власть монарха была абсолютной, ничем и никем не ограниченной. Сохранялась восходящая ещё к древнерусским временам традиция совета государя с наиболее знатными и знающими людьми в государстве. Для такого совета существовала Боярская дума.

В первой половине XVI века сложилась система думных чинов: высший — бояре и пониже — окольничие. Думными чинами жаловал сам государь. Государственные должности получали также в зависимости от родовитости и службы предков. Такая система называлась местничеством. Бояре часто затевали споры, доказывая особую значимость своего рода, и требовали сохранить его традиционно высокое положение.

В начале XVI века начала складываться система приказов. Так назывались учреждения, которым государь «приказывал» заведовать теми или иными направлениями жизни государства или какими-либо его территориями. Конкретные дела стали поручаться, «приказываться», отдельным боярам. Одними из первых появились Казённый, Разрядный и Поместный приказы.

Территория Русского государства делилась на уезды, а те — на волости. Уездами управляли назначавшиеся из Москвы наместники, волостями — волостели. Однако система местного управления была ещё нечёткой, и в ней отсутствовало единообразие. Кроме волостей, существовали ещё станы — территории поблизости от уездного города, которыми управляли сами наместники. Кое-где было особое административно-территориальное деление. Например, вошедшая в состав Русского государства в 1478 г. Новгородская земля делилась на пять пятин.

Таким образом, в Московском государстве складывалась централизованная система управления. Централизованные государства складывались в XIV-XV веках в ряде стран Европы, например во Франции. Объединение русских земель имело, однако, свои особенности. Ему способствовала необходимость борьбы с внешней (ордынской) угрозой. Исключительно велика была роль государственной власти, а экономические связи между отдельными землями были ещё слабыми. По-прежнему преобладало натуральное хозяйство. В первой половине XVI века эта система только начала формироваться, и многое в ней было несовершенным.

  1. Общественный строй. Изменилось положение разных слоёв общества. Возникали новые социальные группы. Постепенно складывались сословия — группы населения, отличавшиеся по своим правам, привилегиям (или их отсутствию) и обязанностям. Общества Средневековья и раннего Нового времени — не только в России, но и повсюду в мире — не знали идеи равенства всех граждан перед законом. Она появилась значительно позднее. Люди того времени считали правовые различия между разными людьми, например крестьянином и боярином, совершенно естественными, возникшими от начала мира.

Высшее положение в обществе занимали вотчинники-землевладельцы — князья и бояре. Бывшие удельные князья, потеряв самостоятельность, поступали на службу к великому князю. Они превращались в служилых князей. От былой славы у них оставался только титул, который напоминал об их высоком происхождении. В остальном же они мало чем отличались от бояр.

Боярство состояло в большинстве из представителей древних и знатных родов. Многие из них издавна служили московским князьям. Свои земельные владения они передавали по наследству. Дружинные времена уходили в прошлое. Великий князь теперь уже не был «первым среди равных», а становился единоличным правителем, верно служить которому полагалось чуть ли не как Господу Богу. Один из церковных деятелей, цитируя своего византийского предшественника, писал о великом князе Василии III так: «Царь по естеству подобен человеку, властью же подобен вышнему Богу». Всё чаще бояре, обращаясь к великому князю, называли себя его холопами — то есть буквально рабами. Конечно, никакими холопами они не были, но в этом обращении проявлялись уже новые отношения между правителем и знатью — отношения между монархом и подвластными ему людьми.

Появился и новый социальный слой — дворяне (от слова «двор»), получавшие земельные владения за свою службу. Их происхождение могло быть различным. Среди служилых людей нередко оказывались как потомки разорившихся старых родов, так и совсем незнатные люди. Главное, они служили в государевом войске. Каждый из них должен был привести с собой на службу то или иное, в зависимости от размера земельного владения, число вооружённых людей. Дворянское ополчение стало основой сухопутных вооружённых сил. Для того чтобы собирать таким образом боеспособную армию, дворяне «испомещались» на земле, то есть получали во владение поместья — земельные участки с жившими там крестьянами. Отсюда и произошло слово помещик. Но, в отличие от вотчины, поместье нельзя было продать или подарить, без согласия высшей власти передать по наследству. В результате земельных раздач, принявших массовый характер при Иване III и Василии III, сложилось поместное землевладение мелких и средних служилых людей.

Помещики гораздо больше зависели от великого князя, чем вотчинники. Не случайно сменившие новгородских бояр после присоединения Новгорода к Москве московские служилые люди получили там именно поместья, а не вотчины. Впрочем, один и тот же служилый человек мог иметь и вотчины, и поместья.

Особым общественным слоем было духовенство. Оно подразделялось на чёрное и белое. К чёрному относились монахи, настоятели монастырей — игумены и все высшие церковные иерархи, епископы и митрополиты. Белое духовенство составляли приходские священники и диаконы. Им позволялось иметь семью, они не порывали связи с миром — своими приходами.

Население городов составляли купцы и посадский люд. Купцы объединялись в крупные сообщества — сотни. К посадским людям относились прежде всего ремесленники. Число ремесленных специальностей в те времена было весьма велико. Жили ремесленники слободами, образуя их по виду своей профессиональной деятельности — кузнецкие, овчинные, кожевенные и другие.

Большинство посадов и значительная часть слобод находились на чёрных, то есть государственных, землях. Их жители несли тягло в пользу государя — платили налоги и выполняли различные городские работы. Но были и слободы, принадлежавшие богатым боярам или монастырям. Они освобождались от тягла. Такие слободы назывались белыми. Их жители несли повинности в пользу своих владельцев.

Самой многочисленной группой населения было крестьянство. Крестьяне могли Гончар быть черносошными (жили на государственных землях), монастырскими (жили на монастырских землях) или владельческими (жили на землях князей, бояр и дворян). Число владельческих крестьян постоянно росло, ведь государь жаловал поместья за службу.

Владельческие крестьяне платили хозяину оброк. Он мог быть натуральным, то есть продуктами, например частью собранного урожая или домашним скотом, а мог быть и денежным.

Другим видом крестьянской повинности была барщина. Крестьянин должен был обрабатывать не только свою, но и господскую землю.

Принятый при Иване III Судебник ограничил права крестьян, что сделало их более зависимыми от своих владельцев. Тем не менее крестьяне в этот период оставались лично свободными.

Некоторые крестьяне и посадские, стремясь избавиться от нелёгких повинностей, бежали на южные рубежи страны, где было Крестьянин      много свободных, малоосвоенных земель.

Сюда трудно было добраться государевым слугам. Вольные люди собирались в ватаги казаков. Выбирали себе атамана и жили в станицах (посёлках). Они не только трудились на земле, но и совершали набеги на соседние страны, грабили проходившие мимо купеческие караваны. Лихая жизнь казачества беспокоила власти. Государство привлекало казаков на государеву службу. Им поручалась охрана границ государства.

Так складывалась сословная структура российского общества.

  1. «Москва — Третий Рим». Новое положение Московского государства способствовало развитию идеи об особой роли России в мировой истории. В начале XVI века монах одного из псковских монастырей Филофей высказал мысль о Москве как о Третьем Риме. Филофей считал, что всемирная история знает две великие империи. Первая, Римская, пала под ударами варваров, передав свет Христова учения Византии. Византия пошла на союз с католиками и тоже пала под натиском турок-мусульман.

После гибели Византии хранительницей и опорой православия стала Москва, считал Филофей. Она и является наследницей Рима, преемницей Византийской державы.

«Третий Рим стоит, а четвёртому не бывать!» — писал Филофей.

На рубеже XV-XVI веков в Московском государстве формировались система административного управления страной, сословная структура общества и государственная идеология. Москва воспринимала себя наследницей Византии, а через неё и Римской империи. Появилось новое название страны — Россия.


ИЗ «ПОВЕСТИ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ»

Января в 13-й день спустили вечевой колокол, и начали псковичи, на колокол смотря, плакать по своей старине и по своей воле. <…> И был пленён не иноверными, но своими единоверными людьми. И кто от этого не восплачет и не возрыдает!

Славнейший град Псков, великий во градех, почто сетуешь и плачешь? И отвечает прекрасный град Псков: «Как мне не сетовать, как мне не плакать и не скорбеть о своём опустении?! Прилетел многокрылый орёл и красоту мою, и богатство, и чад моих похитил, Божьим попущением за грехи наши и землю пустой сотворил, и град наш разорил, и людей моих пленил, и торжища мои раскопал. <…> И многие тогда мужи и жёны постриглись в монахи, не желая идти в плен от своего града».

После этого начал великий князь деревни давать боярам своим, сведя бояр псковских, и посадил наместника на Пскове и дьяков, и городничих, и старост. А велел им в суде сидеть, правду стеречь. И у наместников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их возлетела на небо, а кривда в них начала ходить, и много зла стало в них. Были немилостивы к псковичам, а псковичи, бедные, не ведали правды московской.


  1. О каком событии рассказывается в отрывке из повести? Назовите год, когда оно произошло.
  2. Какую позицию занимал автор повести по отношению к описываемому событию? Что об этом свидетельствует?

ВОПРОСЫ:

  1. Какие русские земли вошли в состав Московского государства при Василии III? Объясните, в чём заключались особенности присоединения к Москве Пскова.
  2. Охарактеризуйте структуру центральной и местной власти в Русском государстве в начале XVI века.
  1. Почему дворянское сословие называлось служилым? Какую роль оно играло в государстве?
  2. Расскажите о положении и повинностях крестьянства в русских землях в первой половине XVI века.
  3. В чём заключались различия между боярской вотчиной и дворянским поместьем? Оформите свой ответ в виде таблицы.
  4. * Какие группы населения получили новые возможности для укрепления своего положения в едином Российском государстве? Выберите их из следующего перечня: бояре, дворяне, духовенство, ремесленники и торговцы, крестьяне. Обоснуйте свой выбор.

 

2. ИВАН ГРОЗНЫЙ — ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ

В чём заключались и чем определялись основные черты личности и правления одного из наиболее известных в истории Российского государства царей?

  1. Детство Ивана. Великое княжение первого русского царя Ивана Васильевича, сына Василия III, началось в 1533 году, когда мальчику исполнилось всего три года. Поэтому власть взяла в свои руки его мать — Елена Глинская. В период её правления были подавлены очаги сопротивления удельных князей, младших братьев Василия III. Так, князь Андрей Иванович Старицкий был схвачен и заточён в темницу, где и скончался. Продолжались войны с Литвой. В 1534-1537 годах велась Стародубская война, но, несмотря на то что литовские войска взяли Стародуб (город в современной Брянской области), Великое княжество не смогло вернуть земли, присоединённые ранее к Москве. В 1538 году Елена Глинская умерла.

Затем, в течение почти девяти лет, за власть боролись различные боярские группировки.

То князья Шуйские, то Глинские, то Бельские занимали первые места в стране. Их жёсткое противоборство, сопровождавшееся постоянными интригами и взаимной ненавистью, проходило на глазах малолетнего князя.

С великим князем все они мало считались. Лесть и угодничество в его адрес сменялись наглостью и грубостью. Иван видел их ненасытную жажду власти, почестей и богатства. В такой обстановке формировался его характер. Лицемерие, честолюбие, злоба в сочетании с постоянным страхом за свою жизнь проявлялись у него ещё в детстве. Недаром свой первый смертный приговор великий московский князь объявил, когда ему было всего 13 лет.

Убийства и устрашения стали впоследствии главными орудиями политики государя. В историю он вошёл с прозвищем Грозный.

Иван был высокообразованным человеком. Он много читал и сам неплохо владел пером. Уже в детстве он осознал безграничность своей власти. Он — самодержец, поставленный Богом над людьми, и волен делать с ними всё, что захочет. Такое представление о своей роли в государстве в сочетании с недобрым и мстительным характером привело ко многим несчастьям в стране.

  1. Венчание на царство. Избранная рада. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная коронация Ивана IV. Великий московский князь Иван Васильевич стал первым русским царём. Это произошло благодаря политике его отца и деда, создавших одну из самых могущественных держав тогдашнего мира. Вскоре Иван женился на юной Анастасии Романовне из древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых.

Через несколько месяцев на долю Ивана выпали тяжёлые испытания. В Москве вспыхнул пожар, который продолжался около десяти часов. Город почти полностью выгорел, более четырёх тысяч москвичей погибло от огня и дыма. Царь, спасаясь от пожара, укрылся в своей подмосковной резиденции — селе Воробьёве (ныне в черте Москвы).

Доведённые до отчаяния люди обвинили в своих бедах князей Глинских, близких родственников Ивана. Поползли слухи, что пожар наколдовала бабка Ивана, Анна Глинская. Будто бы люди видели, как она, обернувшись сорокой, летала над городом и поджигала его.

На Соборной площади Кремля собралась огромная толпа, требовавшая расправы над Глинскими. Один из дядьёв царя, Юрий, был тут же растерзан народом. Дворы других бояр громили и жгли. Толпа москвичей двинулась к царю в Воробьёво. Как сообщает летопись, Иван «удивился и ужаснулся». С большим трудом удалось утихомирить народ. Позже Иван IV признавался: «Вниде (вошёл) страх в душу мою и трепет в кости мои».

Волнения вспыхнули ещё в нескольких городах. Они привели царя к мысли о необходимости внести серьёзные изменения в систему государственного управления.

В те годы рядом с Иваном сложился небольшой кружок близких ему людей. Их впоследствии стали называть Избранной радой (то есть лучшим советом). В неё входили незнатный дворянин Алексей Фёдорович Адашев, митрополит Макарий, священник Сильвестр (он служил в домовой церкви государя — Благовещенском кремлёвском соборе), князь Андрей Михайлович Курбский. Именно эти люди настоятельно советовали царю укрепить государственную власть, обдумывали, какие именно преобразования следует произвести для этого.

  1. Реформы. Русское государство сохраняло в себе многие черты эпохи раздробленности. Нужно было организовать систему централизованного управления страной, усовершенствовать государственный аппарат, навести порядок в военной сфере. За все эти дела и взялся молодой царь Иван IV вместе со своими советниками в 1550-е годы.

Прежде всего царь увеличил состав Боярской думы. Новым государственным органом управления стало собрание представителей высших сословий государства — бояр, дворян и духовенства, — которое впоследствии стали называть Земским собором. Нередко в Земских соборах принимали участие купцы, посадские люди, казаки, а один раз среди участников упоминаются даже черносошные крестьяне.

Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял решение составить новый свод законов.

Земские соборы созывались нерегулярно, но всё же часто, вплоть до 1680-х годов. На них решались важнейшие государственные дела, прежде всего связанные с внешней политикой и финансами. Земский собор помогал государю управлять страной.

Продолжала развиваться система приказов. При Иване Грозном сформировалось около двух десятков приказов. Потом их число увеличивалось и к концу XVII века достигло пятидесяти.

  •    Одним из первых приказов стал Посольский. Он занимался внешней политикой государства.
  •    Челобитный приказ разбирал просьбы населения, которые назывались челобитными (просить государя — значит «бить ему челом», то есть лбом об пол, склоняясь в поклоне).
  •    Поместный приказ выделял поместья служилым людям.
  •    Разрядный приказ ведал военной службой бояр и дворян.
  •    В распоряжении Пушкарского приказа находилась артиллерия.
  •    Разбойный приказ боролся с преступниками.
  •    Некоторые приказы занимались отдельными территориями государства, например Владимирский приказ, приказ Новгородской четверти.
  •    Были и другие приказы.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие. Подьячие вели канцелярскую работу, писали в столбцах. Так назывались свитки склеенных друг за другом листов бумаги. Иногда столбцы достигали нескольких десятков метров в длину.

Приказы стали важными органами управления страной, они руководили отдельными сферами государственной жизни.

Была проведена реформа системы налогообложения. Раньше сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, которые становились полноправными хозяевами отдельных областей и жили за счёт поборов с населения. В 1556 году кормления были отменены. Им на смену пришли увеличенные налоги, которые собирались местными старостами с черносошных крестьян и горожан и выборными дворянами в помещичьих владениях. Налоги платили с сохи. В соху входило определённое количество земли в зависимости от её качества и принадлежности. Конечно, при этом служилые землевладельцы и духовенство находились в более выгодном положении, чем черносошные крестьяне. Для учёта населения и землевладения проводились специальные переписи — писцовые описания, а по их итогам составлялись писцовые и переписные книги, на основании которых собирались налоги.

Земская реформа изменила систему местного управления. Уездную власть представляли губные старосты и городовые приказчики (их выбирали из дворян), а также земские старосты (из зажиточных крестьян и посадских).

Новая система укрепила власть на местах.

В 1550 году был принят новый Судебник, усиливший центральную власть. Впервые вводились наказания для взяточников — начиная с самых мелких — подьячих и заканчивая боярами. Право ухода крестьян от владельца в Юрьев день подтверждалось.

Отдельные положения Судебника в дальнейшем уточнялись и даже изменялись. Тем не менее вплоть до 1649 года Судебник Ивана Грозного оставался основным сводом законов Московского государства.

Единое государство нуждалось и в единой денежной системе. Раньше на Руси было две системы денежного счёта — московская и новгородская. В середине 1530-х годов, ещё во времена регентства Елены Глинской, была проведена денежная реформа. Основной денежной единицей страны стал московский рубль. Он состоял из 200 более мелких единиц — денег.

Важные перемены затронули вооружённые силы страны. Ядром армии являлось дворянское ополчение. Для упорядочения военной службы приняли соответствующее Уложение о службе (устав). Был определён точный распорядок службы, установлено, с какого количества земли, независимо, вотчины или поместья, требуется выставлять одного вооружённого воина на коне.

Несколько позднее правительство Ивана принялось за создание постоянного стрелецкого войска. Если дворяне были служилыми людьми «по отечеству», то есть в силу своего происхождения, то стрельцы становились служилыми людьми «по прибору», то есть по набору.

Поначалу стрелецкое войско насчитывало около трёх тысяч человек. Все эти меры укрепили русское войско и подняли его боеспособность.

Реформы Избранной рады внесли много полезного в жизнь Московского государства. Они затронули разные стороны власти — и законодательство, и устройство государственного аппарата, и армию. Иван IV стал первым русским царём. Преобразования укрепили систему власти и управления страной. В России складывалась сословно-представительная монархия — система, при которой в управлении государством наряду с монархом принимают участие представители сословий. Сословно-представительные монархии существовали в то время в ряде европейских стран.


ИЗ «ЛЕТОПИСНОЙ КНИГИ» (1626)

Царь Иван был некрасив, глаза у него были серые, нос длинный и крючком; ростом был высок, сухощав, плечи имел высокие, грудь широкую, мышцы крепкие.

Человек удивительного ума, изучивший хорошо книжную науку, красноречивый, в сражениях смел и за Отечество своё мог постоять. К подданным своим, от Бога ему данным, был очень жесток и в пролитии крови и убийстве решителен и неумолим. Множество народа от мала и до велика в царствование своё погубил и многие города попленил, многих людей святительского чина заточил и смертью жестокою погубил.


  1. Какие достоинства Ивана IV отмечает автор летописи?
  2. Что отнесено к недостаткам царя? Как вы думаете, почему завоевание Иваном IV «многих городов» упомянуто среди «тёмных» сторон его правления?

ВОПРОСЫ:

  1. Как началось царствование Ивана IV? В чём заключались особенности положения правителя-ребёнка в этом и в других известных в истории случаях? Как это сказывалось на характере, отношении к людям?
  2. Объясните, что собой представляла созданная Иваном IV система приказов. Какая роль отводилась приказам?
  3. Используя информацию учебника, заполните таблицу о реформах середины 1550-х годов в указанных сферах.
  4. Почему политический строй России во второй половине XVI века историки определяют как сословно-представительную монархию?
  5. Дайте оценку значения реформ 1550-х годов для Российского государства. Что было их главным результатом?
  6. * Сравните Земские соборы, учреждённые Иваном IV, и органы сословного представительства в странах Западной Европы.
  7. * Объясните, кто служил в приказах. Чем отличалось положение этих людей?
  8. * Начните составление исторического портрета Ивана IV (по материалу § 2-5) по предложенному плану:
  •   1) время и условия прихода к власти;
  •   2) внешний облик и характер царя;
  •   3) задачи, которые он стремился решить в своей внутренней и внешней политике;
  •   4) методы правления;
  •   5) основные результаты царствования;
  •   6) оценка Ивана IV современниками и историками.

конец ознакомительного фрагмента

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней