Биология Пасечник Учебник §10

Онлайн 7 класс Биология Пасечник Учебник §10 «Развитие растительного мира» + Итоги Главы 1. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Ознакомительный фрагмент.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 10. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

ВСПОМНИТЕ
1. Какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение?
2. Как изменялся мир растений в процессе исторического развития?

Изучение развития растительного мира.

Человека издавна интересовали вопросы: всегда ли организмы и виды были такими, какими мы видим их сейчас? Чем объясняется такое разнообразие видов в природе? Как возникли современные виды растений и животных? Ответы на эти вопросы даёт учение об эволюции. Знание законов эволюции позволяет понять, почему одни виды сменялись другими, почему некоторые виды полностью вымерли или сильно изменились по сравнению со своими предками и из них образовались новые виды, а какие-то сохранились до наших дней.

Эволюция — процесс исторического развития живой природы.

Многообразие организмов, существовавших в прошлые геологические эпохи, изучает паука палеонтология (от греч. палайос — древний, он/онтос — существо и логос). Одно из подразделений палеонтологии — палеоботаника — изучает ископаемые остатки древних растений, населявших нашу планету в прошлые геологические периоды, исследует строение, разнообразие, распространение и эволюцию этих растений. Иногда растения попадали в условия без доступа кислорода (в болото, под пласт обвалившейся породы и т. п.). В этих условиях они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами. Происходило окаменение или оставались отпечатки па твёрдых породах (рис. 40). По отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре, учёные выясняют, как шло развитие живой природы, как одни организмы вытеснялись другими, усложнялась их организация. Так, в наиболее древних слоях земной коры можно увидеть лишь остатки водорослей, в менее древних встречаются папоротники, голосеменные растения. Ещё позже появляются покрытосеменные растения. Как же происходила эволюция растительного мира?
Рис.40

Начальные этапы развития растительного мира.

Согласно современным представлениям, жизнь па Земле зародилась в воде более 4 млрд лет назад. Первые живые существа имели более простое строение, чем современные бактерии, одноклеточные грибы, водоросли. В отличие от тел неживой природы, у них происходил обмен веществ: они поглощали из окружающей среды необходимые для жизни вещества, преобразовывали их и выделяли ненужные продукты жизнедеятельности. Первые живые организмы использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между организмами началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых примитивных организмов появились хлорофилл и хлоропласты. Организмы, имевшие хлорофилл и хлоропласты, стали использовать солнечную энергию для создания органических веществ из неорганических. Так возник фотосинтез, который учёные рассматривают как важный этап в эволюции органического мира. По характеру питания все организмы разделились па две группы — автотрофы (преимущественно растения и некоторые бактерии) и гетеротрофы (животные, грибы, большинство бактерий). В результате процесса эволюции сформировалось всё многообразие живых организмов.

Появление водорослей.

Первые организмы были одноклеточными, они заселили воды древнего океана. От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли, которые стали родоначальниками царства растений. Благодаря фотосинтезу в окружающей среде накапливался кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, т. е. в основном содержал азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. В процессе дальнейшей эволюции возникли колониальные формы, от которых произошли многоклеточные. Среди растений первыми многоклеточными организмами были водоросли, тело которых состояло из сходных по строению и функциям клеток (как и у современных водорослей). Среди водорослей наряду с плавающими формами появились и прикреплённые ко дну. Это привело к расчленению тела на части: одни из них служили для прикрепления к субстрату, другие — для осуществления фотосинтеза. Возникновение у водорослей полового размножения также сыграло большую роль в дальнейшей эволюции растений, поскольку позволяло приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Выход растений на сушу.

Суша длительное время оставалась безжизненной. Продолжительные горообразовательные процессы привели к её поднятию, обмелению и высыханию водоёмов. У растений стали появляться приспособления к жизни в наземных условиях, вне воды. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. Первыми наземными растениями были риниофитоподобные растения. Они были широко распространены на Земле, но все вымерли (рис. 41). Об их существовании свидетельствуют многочисленные ископаемые остатки.
Рис. 41. Первые растения суши

Дальнейшая эволюция растений осуществлялась в направлении всё большего приспособления к жизни па суше.

Происхождение высших споровых растений

Риниофиты стали родоначальниками более высокоорганизованных групп высших растений — папоротников, хвощей, плаунов. У этих растений появились листья, корни, сформировались более развитые покровные и проводящие ткани.
Рис. 42. Происхождение высших растений

Тёплый и влажный климат способствовал образованию огромных заболоченных пространств. Такие условия были благоприятными для жизни и размножения древовидных папоротников, хвощей, плаунов, которые образовали непроходимые леса (см. рис. 20). Они размножались, оставляли потомство, расселялись и постепенно заняли господствующее положение на Земле. Древние хвощи, плауны, папоротники быстро росли, отмирали, благодаря чему сформировались залежи каменного угля.

Развитие семенных растений.

Дальнейшее развитие растительного мира было связано с изменением климата. Он почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки древних папоротниковидных.

Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывают многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней. Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семейные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

У растений появилось семя, для оплодотворения им не требовалась вода, сформировались приспособления, позволяющие растениям переносить недостаток влаги и колебания температуры. От древних семейных произошли современные голосеменные и покрытосеменные растения. Появление цветка, плода и разнообразных приспособлений в строении вегетативных органов у покрытосеменных растений обеспечило их господство на Земле. Они быстро расселились и заняли самые разнообразные местообитания. Уже более 60 млн лет покрытосеменные растения господствуют па Земле.

ЗАПОМНИТЕ
Эволюция • Палеонтология • Палеоботаника • Риниофиты

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.59)

  1. На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно?
  2. Где появились первые живые организмы?
  3. Какое значение имело появление фотосинтеза?
  4. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?
  5. Какими были первые наземные растения?
  6. Какие древние растения дали начало папоротниковидным, а какие — голосеменным растениям?
  7. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям перед споровыми? В чём выражается это преимущество?

ПОДУМАЙТЕ!
Считается, что на развитие растительного мира влияло изменение климата. Подтвердите или опровергните это высказывание.

Моя лаборатория

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Рассмотрите рисунок 43. Опишите основные этапы развития растительного мира.
Какие этапы, на ваш взгляд, можно выделить в ходе эволюции растений? Ответ обоснуйте и обсудите с учащимися класса.
Рис. 43. Основные этапы развития растительного мира

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  • Найдите информацию о том, как учёные-палеонтологи изучают историю растительного мира.
  1. Какие методы позволяют установить возраст ископаемых находок?
  2. Какие полезные ископаемые могут быть использованы при изучении ископаемых остатков растений (и животных)? Почему?
  3. Как вы думаете, может ли палеонтологическая летопись быть полной?
  4. Какие другие методы применяются для изучения вымерших форм организмов?
  5. Используя достоверные источники информации, составьте в тетради геохронологическую таблицу, отражающую время появления основных групп растений па Земле.
  • Самый древний отпечаток цветков растения был найден в штате Колорадо (США) в 1953 г. Растение было похоже на пальму. Возраст отпечатка 65 млн лет.

Некоторые формы древних покрытосеменных: тополя, дубы, ивы, эвкалипты, пальмы — сохранились до настоящего время.

  1. Используя дополнительные источники информации и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение с презентацией о развитии растительного мира на пашей планете и древнейших растениях.
  2. Летом исследуйте крутые берега рек, склоны глубоких оврагов, карьеров, куски каменного угля, известняка. Найдите окаменевшие древние организмы или их отпечатки. Зарисуйте их.
    Используя дополнительные источники информации и ресурсы Интернета, определите, каким древним организмам принадлежат отпечатки. Опишите их.
  3. Оформите результаты своих исследований в виде сообщения с презентацией.
  4. Обсудите результаты исследований с одноклассниками.

КАК СОСТАВИТЬ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЯ

Для того чтобы сделать описание любого растения, придерживайтесь следующего плана.

  1. Определите жизненную форму растения (дерево, кустарник или трава).
  2. Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая) растения.
  3. Определите положение побегов в пространстве (вертикальные, ползучие, лазающие и др.).
  4. Отметьте особенности внешнего строения листа (простой или сложный; сидячий или черешковый; наличие прилистников, форму и край листовой пластинки), тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое), тип листорасположения (очередное, супротивное или мутовчатое).
  5. Отметьте особенности внешнего строения стебля.
  6. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
  7. Отметьте особенности строения цветка: строение чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке. Напишите формулу цветка и постройте его диаграмму.
  8. Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
  9. Укажите, к какому классу и семейству принадлежит описываемое растение.

 

Краткое содержание Главы 1 + Проекты и исследования.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §10 «Развитие растительного мира» Глава 1. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней