7 класс онлайн География Алексеев Учебник §17-21 (Полярная звезда, 2023) «Мировой океан и климат. Экологические проблемы Мирового океана. Реки и озёра Земли. Учимся с «Полярной звездой» (2). Биологическое разнообразие в природе Земли». Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по географии.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
География (Полярная звезда)
Учебник §17-21.
§ 17. Мировой океан и климат.
Запомните:
Закономерности изменения солёности. Таяние льдов в Мировом океане.
Вопросы на стр.66
- Как климат Земли влияет на Мировой океан?
- Как Мировой океан влияет на климат Земли?
- Назовите закономерности изменения солёности вод Мирового океана.
- Назовите закономерности распространения льдов в Мировом океане.
- Используя карту на рис. 40 (или в атласе), определите закономерности меридионального распределения солёности океанской воды но 180-му меридиану.
- В 2019 г. научная экспедиция российских учёных на судне «Академик Мстислав Келдыш» исследовала последствия таяния мерзлоты на арктическом шельфе. С помощью поисковых запросов в Интернете соберите сведения о результатах этой экспедиции. Какие из них показались вам самыми важными? Хотели бы вы сами в будущем заниматься исследованиями Арктики? Обсудите свои ответы с товарищами.
§ 18. Экологические проблемы Мирового океана.
текст параграфа 18 на стр. 68 утерян!
Запомните:
Нефтяные и мусорные пятна в Мировом океане. Чрезмерный вылов рыбы.
Вопросы на стр.69
- Как загрязнение вод Мирового океана влияет на его обитателей?
- Какие проблемы возникают в Мировом океане в результате человеческой деятельности?
- Назовите основные районы рыболовства в Мировом океане.
- На основе материала параграфа подготовьте схему «Главные экологические проблемы Мирового океана». Проиллюстрируйте схему фотографиями или картинками.
- Какие меры, по вашему мнению, человечество должно принять для предотвращения загрязнения Мирового океана?
§ 19. Реки и озёра Земли.
Запомните:
Водность реки. Речной сток. Твёрдый сток. Режим реки. Дельта. Эстуарий. Бассейн океана. Бассейн внутреннего стока.
Вопросы на стр.73
- Найдите и покажите на физической карте мира в атласе все реки и озёра, выделенные в тексте параграфа жирным шрифтом.
- От каких причин зависит водность реки?
- Приведите примеры рек с обширными дельтами.
- Какими факторами определяется распространение озёр на Земле?
- Установите соответствие между океанами и реками, принадлежащими к их бассейнам.
- Тихий океан.
- Индийский океан.
- Атлантический океан.
- Северный Ледовитый океан.
- Инд, Тигр.
- Б. Амазонка, Думай.
- Меконг, Хуанхэ. I’. Енисей, Обь.
- Объясните зависимость рек и озёр от рельефа и климата (на примере любой реки).
- Нанесите на контурную карту крупнейшие реки и озёра Земли.
- Рассмотрите помещённые в параграфе фотографии рек и озера в разных районах земного шара. Назовите самую яркую и запоминающуюся черту для каждого фото. Сравните цвет воды в реках и объясните различия. Составьте краткое описание одной из рек или озера (по выбору) на основе фото и уже имеющихся у вас знаний.
- Подберите публикации из СМИ, Интернета о хозяйственном использовании вод суши человеком и охране водных ресурсов. На основе этих материалов напишите реферат или сделайте сообщение в классе.
§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (2).
Ищем информацию в Интернете
Вы знаете, что практически вся информация в наши дни может быть найдена с помощью Интернета. Многие из вас умеют пользоваться поисковыми системами Yandex, Google, Rambler и др. Чтобы заставить поисковую систему работать, необходимо в поисковую строку ввести фразу или слово, другими словами — составить поисковый запрос. После этого поисковая система проделает огромную работу, чтобы выдать результат, а вам останется выбрать нужный. Поэтому главная задача — правильный выбор ключевых слов. Ведь машина должна работать, а человек — думать.
Например, вам нужно выполнить задание 1 — составить описание Мёртвого моря. Самое простое — ввести в поисковую строку слова «Мёртвое море», а затем нажать клавишу «Найти» (эта клавиша в разных системах может называться «Поиск», «Search», «Go»). Перед вами откроется первая страница со ссылками на источники, в которых упоминается введённое словосочетание. В результате вы получите более К) млн ссылок. Большая часть ссылок не пригодится (реклама, цены на отдых, торговля и пр.), к тому же многие из них содержат повторяющуюся информацию. На что же нужно обратить внимание?
Раньше вы уже учились составлять описания и помните, что следует указать географическое положение и отличительные черты объекта. Такие сведения дают в первую очередь справочники и энциклопедии. Если остановиться на самой известной на сегодняшний день Википедии, то в ней вы найдёте основные фактические данные о Мёртвом море: размеры, солёность, высоту над уровнем моря, глубину, источники питания, исторические сведения, а имеющаяся карта позволит определить географическое положение.
Авторы статей в традиционных энциклопедиях — известные учёные и специалисты. Однако Википедия — это онлайн-энциклопедия, в создании которой участвуют миллионы пользователей. Поэтому содержащиеся в ней сведения и формулировки следует проверять. Например, в Географической энциклопедии, ссылку на которую вы получили на первой странице результатов нашего поиска. Кроме того, на первой странице результатов вы увидите визуальные ссылки — на карты и фото. Ими тоже можно успешно воспользоваться.
Предположим, у вас иное задание 2 — составить описание самого глубокого солёного озера мира. Сразу получить искомый ответ вероятно не удастся. Введя поисковый запрос «самое глубокое солёное озеро мира», вы, скорее всего, получите ссылки отдельно на «глубокие» и на «солёные» озёра. При этом на первой странице результатов вряд ли появятся ссылки на страницы энциклопедий. А значит, нужно дополнительно проверять достоверность сведений. В этом случае вначале придётся найти самые солёные озёра и выбрать среди них самое глубокое. Только убедившись в том, что это Мёртвое море, начинайте составлять его описание (см. задание 1).
Наконец, задание может быть творческим, с широким выбором результата. Например: задание 3 — составить список 10 самых интересных озёр мира. Выбор обосновать. В этом случае лучше начинать с общего запроса «озёра мира». Просмотрите фото, пройдите по нескольким ссылкам, делая заметки. Выберите, что кажется интересным лично вам. Сузьте рамки поиска. В последующих запросах уточняйте, какие озёра: «крупные …, глубокие …, высокогорные …, вулканические …, необычные … и т. д.».
Полезные советы
- Начиная работу, всегда спрашивайте себя, точно ли знаете, что будете искать. Поисковый запрос должен быть точным, и начинаться со слова, которое больше всего отображает суть поиска.
- Выбирайте только самые важные ключевые слова, касающиеся рассматриваемой темы; слов не должно быть слишком много, но и не слишком мало.
- На страницах результата поиска начинайте со статей, которые вам покажутся наиболее интересными. Внутри статей, как правило, есть гиперссылки, выделенные цветом. По ним можно перейти к другим источникам.
- Наиболее точные научные сведения содержатся в словарях, справочниках и энциклопедиях. Выбирайте внимательно. Например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона выходил в начале XX в., поэтому к нему лучше обращаться, если необходимы не столько точные цифры, сколько исторические сведения и интересные факты.
- Помните, что язык словарных статей — особенный, с принятыми сокращениями. Свой стиль языка и у научных статей. Если необходимый фактический материал вы нашли быстро, то стоит обратиться к другим источникам — путевым заметкам, статьям из научно-популярных журналов.
- Привыкайте сравнивать и анализировать информацию из разных источников. Это поможет избежать недостоверных, спорных или устаревших сведений.
- * Освойте «язык запросов» — система команд, своеобразный словарь из нескольких десятков символов (плюс, минус, вертикальная черта, кавычки, восклицательный знак и др.). Использование этих элементов способно значительно ускорить и облегчить поиск.
§ 21. Биологическое разнообразие в природе Земли.
Запомните:
Биоразнообразие. Биомасса. Флора. Фауна. Охрана природы.
Вопросы на стр.79
- Что такое биоразнообразие и биомасса?
- Расскажите о связи растений и животных с природными условиями.
- Каковы основные причины различий видового состава растительного и животного мира одной и той же природной зоны на разных материках?
- Почему важно сохранять биоразнообразие Земли? Какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?
- Выясните, есть ли в вашей местности виды животных, занесённые в Красную книгу. Какие животные стали редкими? Что можно предпринять для их охраны?
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Определяющую роль в природном облике Земли играют строение земной коры и распределение тепла и света на поверхности планеты.
Земная кора формировалась в ходе геологической истории и продолжает развиваться поныне. С её строением связано размещение крупных форм рельефа — гор и равнин, а также состав полезных ископаемых. В основном горы приурочены к складчатым областям, а равнины — к платформам.
Разница в прогревании поверхности Земли и приземного слоя атмосферы на различных широтах определяет наличие климатических поясов, т. е. зональность климата. Его особенности зависят от сочетания климатообразующих факторов, в том числе от рельефа местности. Температуры воздуха в основном закономерно увеличиваются от высоких широт к низким. Пояса атмосферного давления чередуются, создавая систему общей циркуляции атмосферы. Для областей высокого давления свойственны в большинстве случаев невысокая влажность и относительно небольшие суммы атмосферных осадков. Для областей низкого давления — высокая влажность и сравнительно большие суммы атмосферных осадков.
Реки и озёра — продукт климата и рельефа. От климата зависят количество воды в реке или озере и их режим. Растительный и животный мир, а также тесно связанный с ним почвенный покров чутко реагируют на различия в климатических условиях. Необходимым условием для развития живых организмов, их общей биомассы и биоразнообразия является оптимальное соотношение температуры и влажности воздуха.
Человеческая деятельность часто нарушает окружающую природную среду. Охрана природы становится общей заботой жителей Земли.
На полярных морях, и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстрёмы и мель. (Н. Гумилёв)
- Какие самые интересные природные объекты или явления на земном шаре вы хотели бы увидеть своими глазами в первую очередь? Составьте топ-лист из 10 позиций. Обсудите в группе место каждой позиции.
Вы смотрели: 7 класс онлайн География Алексеев Учебник §17-21 (Полярная звезда, 2023) «Мировой океан и климат. Экологические проблемы Мирового океана. Реки и озёра Земли. Учимся с «Полярной звездой» (2). Биологическое разнообразие в природе Земли». Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по географии.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника