Физика Перышкин Учебник §§1-6

7-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§1-6 (Что изучает физика. Некоторые физические термины. Научные методы изучения природы. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и её влияние на развитие техники). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 7 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 1. Что изучает физика.

Вопросы на стр.5

  • 1. Что изучает физика? 2. Какие науки, занимающиеся изучением природы, помимо физики, вы знаете? 3. Приведите примеры химических, биологических и физических явлений.
  • Вспомните из курса географии причину смены дня и ночи на Земле. Объясните это явление, используя рисунок 1. Почему земная ось изображена на рисунке не вертикально?

ЗАДАНИЕ 1

  1. Какие из перечисленных явлений следует отнести к физическим: а) пластмассовая расчёска, которой расчесали волосы, притянула к себе мелкие кусочки бумаги; б) солнечный луч отразился от зеркала, и на стене появился солнечный зайчик; в) молоко прокисло; г) кусок мела упал и раскрошился; д) в кружке, которую забыли помыть, выросла плесень?
  2. Начертите в тетради таблицу. Распределите перечисленные явления по соответствующим столбцам: свинец плавится, снег тает, звёзды мерцают, вода кипит, плывёт бревно, облака движутся, гремит гром, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит лампа.

Механические

ЗвуковыеТепловые

Световые

Если одно и то же природное явление окажется в нескольких столбцах, объясните, как в нём проявляются различные физические явления.


 

§ 2. Некоторые физические термины.

Вопросы на стр.6

  • 1. Что называют физическим телом? Приведите примеры физических тел. 2. Что называют веществом? Приведите примеры веществ. 3. Приведите примеры тел одинаковой формы. Что вы можете сказать об их объёме и веществе, из которого они состоят?
  • На какие три группы можно разделить приведённые слова: свинец, гром, стол, снегопад, медь, закат, метель, Марс, вода, нож, самолёт, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение?

ЗАДАНИЕ 2

  1. Выберите из текста слова, обозначающие тела и вещества: «Из пластмассы легко сделать изделия самых разных форм. Это связано с тем, что пластмасса легко прессуется, отливается, шлифуется, окрашивается, вытягивается в нити и плёнки».
  2. С помощью Интернета и других источников информации подготовьте небольшое сообщение, подтверждающее мысль о том, что материя не ограничена нашими знаниями о ней, на примере открытия планеты Нептун, экзопланет или других объектов.

 

§ 3. Научные методы изучения природы.

Вопросы на стр.10

  • 1. Как получают знания о явлениях природы? 2. В чём разница между наблюдением и опытом? 3. Может ли гипотеза быть ошибочной? Как определить истинность гипотезы? 4. Назовите основные этапы цикла научного познания.
  1. Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путём наблюдения, а в каком — путём постановки опыта? Ответ поясните.
  2. Какие опыты вы предложили бы провести, чтобы проверить гипотезу о том, что различие во времени падения тел обусловлено сопротивлением воздуха?
  3. Вам поставлена задача определить, как зависит время таяния данного кусочка льда от температуры окружающего воздуха. Приведите последовательность ваших действий, аргументируйте её.

 

§ 4. Физические величины. Измерение физических величин.

Вопросы на стр.14

  • 1. Что отличает физическую величину от числа? 2. Что значит измерить какую-либо физическую величину? 3. Каковы единицы длины, времени, массы в СИ? 4. Как определяется цена деления шкалы измерительного прибора? 5. Приведите примеры измерительных приборов, которые имеются у вас дома. Знаете ли вы, какие физические величины ими измеряют? 6. Приведите примеры прямых и косвенных измерений, которые вам приходилось проводить.
  • Сформулируйте общее правило для определения цены деления шкалы измерительного прибора.

УПРАЖНЕНИЕ 1

  1. По рисунку 8 определите цену деления шкалы секундомера.
  2. Определите цену деления шкалы и пределы измерения вольтметра (см. рис. 10). Вольтметр измеряет напряжение в электрической цепи, единица напряжения — вольт (В). Числовые значения на шкале вольтметра на рисунке 10 нанесены в вольтах.
  3. Заполните таблицу.
  4. Сравните, что больше: 40 мин или 3/4 ч.
  5. Все знают выражение «от горшка два вершка». А сколько это в сантиметрах (высоту горшка принять равной 25 см)? Информацию о соотношении вершка с сантиметром найдите на с. 15.

ЗАДАНИЕ 3

  1. Найдите в Интернете или в других источниках информации меры объёма, использовавшиеся в Древней Руси. Почему в современном мире ими не пользуются?
  2. Измерьте температуру тела с помощью ртутного термометра и электронного. Сравните показания приборов и сделайте вывод.

 

ЭТО ЛЮБОПЫТНО. Старинные меры.


§ 5. Точность и погрешность измерений.

Вопросы на стр.18

  • 1. За счёт чего возникает погрешность при измерении? 2. Что называют абсолютной погрешностью измерения? 3. Из чего складывается абсолютная погрешность измерения? 4. Как записать физическую величину с учётом абсолютной погрешности измерения? 
  1. В вашем распоряжении имеются линейка длиной 25 см с ценой деления 1 мм и измерительная лента длиной Юме ценой деления 1 см. Каким из приборов следует воспользоваться, чтобы измерить с большей точностью длину учебника; длину комнаты?
  2. Как вы узнали, в некоторых случаях измерение проводят несколько раз и вычисляют среднее арифметическое значение результатов. В чём смысл этого? Не получится ли так, что среднее арифметическое будет ещё сильнее отличаться от истинного значения измеряемой величины, чем результаты отдельных измерений?

ЗАДАНИЕ 4

  1. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и ширину какого-либо предмета прямоугольной формы, например книги, пенала. Запишите результаты с учётом абсолютной погрешности измерения.
  2. Определите показания термометра на рисунке 11, б. Запишите значение с учётом абсолютной погрешности измерения.
  3. Определите длину окружности монеты: 1) прокатив её по линейке (рис. 17, а); 2) измерив диаметр монеты (рис. 17, б) и умножив его на число π = 3,14. Сравните результаты измерений. В каком случае вы проводили прямое измерение, в каком — косвенное?
  4. Измерьте время между ударами пульса. Для этого средним пальцем правой руки нащупайте у себя пульс на левом запястье. Измерьте время, в течение которого происходит 50 ударов пульса, с помощью секундной стрелки часов. Проведите измерение 5 раз. Одинаковое ли время у вас получилось в этих измерениях? Чему равно среднее время между ударами пульса? Для каких измерений можно использовать собственный пульс? Найдите информацию о том, кто из учёных использовал пульс при измерениях.

 

§ 6. Физика и её влияние на развитие техники.

Вопросы на стр.23

  • 1. Какое значение имеет физика для развития техники? Покажите это на примерах. 2. Назовите известные вам имена учёных. Какие открытия ими были сделаны? 3. Приведите примеры влияния развития техники на развитие науки.

ЗАДАНИЕ 5

  1. Используя Интернет, соберите информацию по теме «Роль учёных нашей страны в изучении космоса». Выполненную работу оформите как презентацию.
  2. Используя Интернет, подготовьте сравнительную таблицу «Человек в космосе» (дата, длительность полёта, число космонавтов, страна). Какие выводы вы можете сделать, проанализировав собранные данные?
  3. Соберите информацию по теме «Применение лазеров в жизни человека» и подготовьте презентацию.

 

ИТОГИ ГЛАВЫ.

Дорогие друзья!
Поздравляем вас с важным событием! Вы изучили первую в своей жизни главу из учебника физики!

Нам бы очень хотелось, чтобы после работы над этой главой у вас не осталось сомнений в том, что изучение наук, в том числе и физики, необходимо. Во-первых, это очень интересно. А во-вторых, способность науки объяснять различные явления, предсказывать новые позволяет людям использовать свои знания для управления необходимыми им процессами, происходящими в природе. И от того, как бережно мы это делаем, зависит будущее человечества и планеты в целом.

ОБСУДИМ?

Итак, как вы теперь знаете, изучение любого явления начинается с наблюдения. Вы почти ежедневно наблюдаете, как горячий чай, оставленный в чашке на столе, через какое-то время остывает. Выдвиньте гипотезы, от чего может зависеть время остывания чая до комнатной температуры. Придумайте и спланируйте опыты, которые позволят подтвердить или опровергнуть каждую вашу гипотезу.

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. «Измерительные приборы в жизни человека» (возможная форма: презентация, изготовление прибора, макета).
  2. «Физические явления в стихах русских поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова)» (возможная форма: презентация, эссе, реферат, зарисовки).

 


Вы смотрели: Физика Перышкин Учебник 2023 года §§1-6 (Что изучает физика. Некоторые физические термины. Научные методы изучения природы. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и её влияние на развитие техники). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней