7-й класс онлайн читать: Химия Габриелян Глава 3 «Смеси веществ, их состав» Учебник 2023 года (3-е изд). Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Химия 7 класс (Габриелян)
Глава III. Смеси веществ, их состав
§ 6. Чистые вещества и смеси
- Как вы считаете, верно ли словосочетание «молекула воздуха»?
Проверьте свои знания (стр.35)
- Что такое смесь? Чем смеси отличаются от чистых веществ?
- Какие смеси называются гетерогенными, а какие — гомогенными?
- Какой воздух может рассматриваться как гомогенная, а какой — как гетерогенная смесь?
- Приведите примеры бытовых смесей, различных по агрегатному состоянию. Назовите компоненты этих смесей. Ответ оформите в виде таблицы.
- Приведите примеры гомогенных и гетерогенных природных смесей и назовите их компоненты. Ответ оформите в виде таблицы.
Примените свои знания
- Может ли вода в различных агрегатных состояниях быть материалом? Приведите примеры.
- Сравните чистый воздух и смог, чистую и морскую воду.
Используйте дополнительную информацию и выразите мнение
- Предложите схему «Круговорот воды в природе».
- Используя интернет-энциклопедии, подготовьте сообщение о смоге над одной из мировых столиц.
§ 7. Газы и газовые смеси. Объёмная доля компонента газовой смеси
В 1774 г. французский учёный Антуан Лавуазье нагревал ртуть в реторте (рис. 23) в течение 12 суток. Конец реторты был подведён под колокол, поставленный в сосуд с ртутью. В результате уровень ртути в колоколе поднялся примерно на 1/5. Оставшийся под колоколом газ был непригоден для дыхания. О чём свидетельствует опыт А. Лавуазье? Сделайте вывод об объёмных долях основных компонентов воздуха.
Проверьте свои знания (стр.38)
- Почему неверно выражение «молекула природного газа»?
- Что называют объёмной долей компонента газовой смеси?
- Каков объёмный состав воздуха? Как изменяется состав воздуха в закрытом кабинете во время проведения урока?
- Объёмная доля аргона в воздухе 0,9 %. Какой объём воздуха необходим для получения 125 м3 аргона?
- При разделении воздуха было получено 500 м3 азота. Сколько литров кислорода и углекислого газа было получено при этом?
- Объёмная доля метана в природном газе составляет 92 %. В каком объёме этой газовой смеси будет содержаться 300 мл метана?
- Смешали 16 л кислорода и 12 л углекислого газа. Найдите объёмную долю каждого газа в полученной смеси.
Примените свои знания
- Вдыхаемый человеком воздух содержит около 78 % азота, 21 % кислорода, 0,03 % углекислого газа и водяной пар. Воздух, который человек выдыхает, содержит около 16 % кислорода. Количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе увеличивается до 4 %, больше становится и водяных паров. Не изменяется лишь количество азота. Изобразите круговые диаграммы, показывающие состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Используйте дополнительную информацию и выразите мнение
- Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение об охране атмосферы. Укажите электронные адреса использованных вами источников.
§ 8. Массовая доля растворённого вещества
С помощью какой величины измеряют содержание компонентов не в газовых смесях, а в растворах? В этом случае пользоваться объёмной долей неудобно. Какой величиной характеризуется состав растворов?
Проверьте свои знания (стр.41)
- Что называют массовой долей растворённого вещества?
- Массовая доля йода в аптечной настойке составляет 3 %. Какую массу йода и спирта нужно взять, чтобы приготовить 15 г настойки?
- В 250 г воды растворили 2,5 г поваренной соли. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
- В 300 г столового уксуса содержится 9 г уксусной кислоты. Определите массовую долю кислоты в столовом уксусе.
- Найдите массу воды и лимонной кислоты, необходимую для приготовления 150 г 5%-го раствора.
Примените свои знания
- Изучите информацию на упаковках соли и соды и рассчитайте массу чистых веществ, содержащихся в столовых образцах этих пищевых добавок.
- Из 140 г 5%-го раствора питьевой соды выпарили 40 г воды. Найдите массовую долю соды в полученном растворе.
- К 120 г 5%-го раствора сахара добавили 50 г сахара. Найдите массовую долю вещества в полученном растворе.
- Слили два раствора серной кислоты: 120 г 40%-го и 180 г 10%-го. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе.
Используйте дополнительную информацию и выразите мнение
- Пять чайных ложек поваренной соли (полных, с горкой) растворите в 450 г (450 мл) воды. Учитывая, что масса соли в каждой ложке примерно 10 г, рассчитайте массовую долю соли в растворе. В две одинаковые пластиковые бутылки объёмом 0,5 л налейте полученный раствор и водопроводную воду. Поместите бутылки в морозильную камеру холодильника. Загляните в холодильник примерно через час. В какой бутылке содержимое раньше превратилось в лёд? Сделайте вывод.
§ 9. Массовая доля примесей
Абсолютно «чистых» веществ почти нет. Как можно охарактеризовать «чистоту» веществ?
Проверьте свои знания (стр.44)
- Что называют массовой долей примесей? Что показывает эта величина?
- Массовая доля примесей в известняке составляет 6,25 %. Рассчитайте массу основного вещества (карбоната кальция), содержащегося в 1,5 т природного известняка.
Примените свои знания
- В промышленности используются вещества с маркировкой «ч.», что означает «чистое вещество». Содержание примесей в них может составлять, например, 1,8%. Найдите массу примесей в 50 г образца сажи с маркировкой «ч.».
- При очистке медного купороса получилось 150 мг примесей, что составило 2% от массы образца. Определите массу технического медного купороса, который подвергли очистке.
- Для изготовления полупроводниковых батарей используется сверхчистый кремний. Массовая доля примесей в нём не должна превышать 0,0000000001 %. Годится ли для данных целей кремний, в 30 кг которого содержится 0,03 мг примесей?
Используйте дополнительную информацию и выразите мнение
- Ещё раз ознакомьтесь с маркировкой на упаковках поваренной соли и пищевой соды и рассчитайте массовую долю примесей, содержащихся в основном продукте.
- Степень чистоты химических реактивов может быть разной. Различают реактивы: технические, чистые, чистые для анализа, химически чистые и особо чистые. Так, химически чистая «х. ч.» серная кислота содержит 99,999 % основного вещества (Н 2S04) и только 0,001 % примесей. На основании данной информации, информации в параграфе и сведений из Интернета заполните таблицу.
Назначение веществ различной степени чистоты
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III
«СМЕСИ ВЕЩЕСТВ, ИХ СОСТАВ»
- Различают чистые вещества и смеси веществ.
- По агрегатному состоянию различают твёрдые, жидкие и газообразные смеси.
- По степени однородности различают гомогенные и гетерогенные смеси.
- Количественно содержание компонента газовой смеси характеризуется объёмной долей. Объёмной долей компонента газовой смеси называют отношение объёма данного газа к общему объёму смеси.
- Один из способов выражения концентрации раствора — это массовая доля растворённого вещества в растворе. Массовая доля растворённого вещества в растворе — это отношение массы растворённого вещества к массе раствора.
- Степень чистоты вещества принято характеризовать массовой долей примесей. Массовая доля примесей — это отношение массы примесей к массе образца.
Вы смотрели: 7-й класс онлайн читать: Химия Габриелян Глава 3 «Смеси веществ, их состав» Учебник 2023 года (3-е изд). Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника