Обществознание Боголюбов Учебник §16

Обществознание Боголюбов Учебник §16 «Преступления и виды уголовных наказаний». Учебник по обществознанию для 7 класса (ознакомительный фрагмент). Цитаты из учебника 2023 года авторов Боголюбов, Лазебникова, Половникова и др. использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 15   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 17 >>

Учебник по обществознанию (Боголюбов) § 16.

§16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ
УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

ЗАДУМАЕМСЯ
Может ли уголовное право быть гуманным?

ВСПОМНИМ
Что понимается под правонарушениями? Какие формы вины вам известны? Каковы виды административных наказаний?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Что представляет собой уголовное право и уголовный закон
  • Что понимается под преступлением
  • Каковы цели и виды уголовных наказаний
  • Что такое необходимая оборона

Уголовное право и уголовный закон

Преступления, как вам известно, являются самыми опасными видами правонарушений и непосредственно связаны с уголовным правом.

На Руси преступления именовали «лихими делами» от слова «лихо», означавшего «зло». «Лихие люди» — преступники — жестоко наказывались. При этом основной целью наказания было устрашение: «Дабы через то страх подать и оных от таких неприятностей удержать». Поэтому устрашение сочеталось, как правило, с публичностью наказания.

Прошли столетия. Теперь уголовное право не предполагает устрашения, а ставит задачу охранять от преступных посягательств ценности общества. К ним принадлежат: личность, её права и свободы; собственность; общественный порядок и общественная безопасность; окружающая среда; конституционный строй РФ; мир и безопасность человечества. На языке юристов это объекты уголовно-правовой охраны.

Наряду с охранительной задачей перед уголовным правом стоит и другая — предупреждение преступлений. Одной из предупредительных мер, в частности, является изучение в школе основ уголовного права.

Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Поясним это определение. Напомним, что все нормы уголовного права сосредоточены в единственном источнике — Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ.) Поэтому УК РФ называют уголовным законом.

А как понять положение о том, что нормы УК РФ определяют преступность и наказуемость деяний? Во-первых, в уголовном законе даются определения понятий «преступление», «наказание» и др. Во-вторых, в нём чётко названы деяния, которые признаются преступлениями, а также наказания за совершение этих деяний. Например, к числу преступлений УК РФ относит кражу, то есть хищение чужого имущества (статья 158). В этой же статье указаны и виды возможных наказаний за кражу (от штрафа до лишения свободы).

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Прокомментируйте данное фото.

Отметим, что круг преступлений, указанных в законе, довольно широк. Наряду с кражей он включает: дачу и получение взятки, грабёж; заведомо ложное сообщение о факте терроризма; производство, хранение и распространение наркотических средств и др.

Нормы о преступлениях в сочетании со статьями о наказаниях представляют собой жёсткие требования — всеобщие запреты. Понимать их надо так: «нельзя воровать и грабить», «нельзя давать ложную информацию о заложенных взрывных устройствах», «нельзя производить, продавать и употреблять наркотики». Несоблюдение запретов уголовного закона часто приводит к тяжёлым последствиям. Из-за «шуточных» сообщений о подготовке взрыва или поджога нарушается покой честных людей и общественный порядок: закрываются школы, не работают поликлиники, происходят сбои в движении общественного транспорта. А сколько горя приносит торговля наркотиками! От передозировки наркотических веществ ежедневно умирают сотни людей, рождаются неполноценные дети. Это пагубно влияет на демографическую ситуацию в стране.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Какой вид преступления изображён на приведённой фотографии? В чём опасность такого рода преступлений? Приведите другие примеры видов преступлений.

Преступление

В Уголовном кодексе РФ сказано, что преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

РАССМОТРИМ СХЕМУ

Сравните эти признаки с известными вам признаками правонарушений. В чём вы видите особенность признаков преступления?

Уточним ряд положений. Главным признаком преступления является не просто общественная опасность, а повышенная степень общественной опасности. Речь идёт о причинении существенного вреда личности, обществу, государству, всему человечеству. Например, незаконная добыча водных растений и животных, не повлекшая крупного ущерба, является административным проступком. А такие же действия, причинившие крупный ущерб, — это уже преступление.

Уголовная противоправность касается не всех норм уголовного права, а только тех, которые определены в УК РФ как преступления. Эти нормы представляют собой, как мы выяснили, нормы-запреты.

Наряду с нормами-запретами в уголовном законе существуют и другие нормы. Приведём пример. Пожарный, проникая в загоревшуюся квартиру, взламывает дверь (то есть портит её), но спасает при этом от огня другое, более ценное имущество. Преступны ли действия пожарного? Действия пожарного нельзя назвать преступлением. Они называются крайней необходимостью и относятся по УК РФ к обстоятельствам (факторам), исключающим преступность деяний. Здесь мы имеем дело уже с нормами-дозволениями. Но вернёмся к характеристике преступных деяний.

РАССМОТРИМ СХЕМУ

Как бы вы объяснили, чем умысел отличается от неосторожности? Приведите примеры.

Отметим, что в зависимости от степени общественной опасности и её характера (формы вины) преступления подразделяются на группы.

РАССМОТРИМ ТАБЛИЦУ

На какие группы по степени тяжести делятся преступные деяния? В чём отличие преступлений небольшой и средней тяжести от преступлений тяжких и особо тяжких?

Вопрос о виновности или невиновности может установить только суд, ведь речь идёт о судьбе человека. Если вина подсудимого доказана, то его принуждают отвечать перед обществом и государством, то есть наступает уголовная ответственность. Она, как более суровый вид ответственности, осуществляется по приговору суда именем Российской Федерации и выражается в уголовном наказании.

Виды наказаний

В УК РФ содержится исчерпывающий перечень видов наказаний, которые располагаются в определённой последовательности — от наименее строгого наказания к более строгому. Образуется так называемая «лестница наказаний». На её нижних ступенях находятся те, которые не связаны с лишением свободы, а лишь ограничивают её. Например, штраф, лишение права занимать определённые должности, обязательные, исправительные, принудительные работы. Наказания нижних ступеней составляют подавляющее большинство, выражая тем самым гуманистическую направленность уголовного закона.

Верхние ступени занимают наказания, изолирующие осуждённого от общества. К ним относятся: лишение свободы на определённый срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (в настоящее время этот вид наказания не применяется в судебной практике). Система наказаний за преступление преследует цель не только наказать лицо, совершившее преступление, но и дать ему возможность исправления. Например, исправительные и принудительные работы могут назначаться за преступления небольшой и средней тяжести, достигая при этом целей уголовных наказаний.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Какую ступень на «лестнице уголовных наказаний» иллюстрирует (символизирует) это фото?

ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКУ
Из Уголовного кодекса Российской Федерации

  • Статья 43. Понятие и цели наказания
    2. Наказания применяются в целях восстановления социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

Каковы согласно закону цели наказания? Как вы их понимаете? Ориентированы ли цели на то, чтобы отомстить преступнику, причинить ему физические страдания, унизить человеческое достоинство? Обоснуйте свой ответ.

При назначении наказания учитывается множество факторов (обстоятельств). Среди них большое место занимают смягчающие и отягчающие обстоятельства, то есть те, которые способствуют либо смягчению, либо установлению более жёсткого наказания. В числе смягчающих обстоятельств — явка с повинной, содействие раскрытию преступления, совершение преступления впервые и т. д., а отягчающих — неоднократность преступлений, совершение преступления в группе лиц, то есть соучастников, и проч.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
Группа подростков, чтобы «проучить» случайного прохожего, который сделал одному из них замечание по поводу нецензурной брани, набросилась на «обидчика» и стала жестоко избивать его. При этом «обиженный» Р. (организатор и подстрекатель преступления) распределил роли. Один подросток, некий С., стоял «на стрёме» (пособник), пятеро других (исполнители) вместе с организатором осуществляли задуманное. В результате нападения человек получил тяжёлые увечья.

  • Как вы думаете, кто из участников этого преступления заслуживает наиболее строгого наказания и почему?

Исследования специалистов показывают, что три из четырёх тяжких преступлений совершаются подростками в группах. Педагоги утверждают, что здесь сказывается заразительный пример других, желание самоутвердиться в своей среде, чувство безнаказанности. А психологи говорят ещё об одной причине — трусости, побуждающей действовать в составе безликой агрессивной «стаи».

  • А что по этому поводу думаете вы?

Необходимая оборона

В жизни нередки случаи, когда поведение человека внешне схоже с преступлением, но таковым не является. Выше мы уже говорили о крайней необходимости как обстоятельстве, исключающем преступность деяний. Другим обстоятельством является необходимая оборона.

Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно опасного посягательства путём причинения вреда нападавшему.

Согласно Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещёнными законом способами. Однако это право, как и другие права человека, имеет свои границы, при выходе за которые нарушаются пределы допустимой обороны (или самообороны). Поэтому в определении говорится именно о правомерной необходимой обороне. Каковы же условия её правомерности?

  • Во-первых, необходимая оборона возникает только при наличии общественно опасного посягательства, но оно должно быть реальным, а не мнимым. Например, человек идёт за вами, и вы «для подстраховки» причиняете ему вред (скажем, сбиваете с ног) только потому, что он кажется вам подозрительным. В этом случае ваши действия неправомерны, и вы будете нести уголовную ответственность за умышленное причинение вреда.
  • Во-вторых, вред можно причинять лишь лицу, совершающему нападение. Если пострадают другие люди, то содеянное может рассматриваться как умышленное или неосторожное преступление.
  • В-третьих, должна соблюдаться соразмерность защиты нападению.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
16-летний юноша, у которого нападавший отобрал мобильный телефон, погнался за обидчиком и, когда тот, оступившись, упал и выронил телефон, стал избивать его ногами, нанося тяжёлые телесные повреждения.

  • Какие средства не должен был применять юноша для защиты от нападения и почему? Могут ли его действия расцениваться как превышение пределов необходимой обороны? Ответ поясните.

При определении признака соразмерности учитывается множество факторов, среди которых — внезапность нападения. При неожиданном нападении человек не может объективно оценить степень и характер опасности, поэтому его действия не являются превышением необходимой обороны.

Подчеркнём, что оборона — защита от нападения, а не стремление учинить над нападающим самосуд.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Единственным источником этой отрасли права является Уголовный кодекс РФ. В этом юридическом документе чётко очерчен круг деяний, которые признаются преступлениями, а также указаны виды наказаний за совершение этих деяний. Преступление имеет ряд признаков, главным из которых является повышенная степень общественной опасности. В системе уголовных наказаний преобладают виды, не связанные с лишением свободы, что свидетельствует о гуманистической направленности уголовного закона. Различные виды наказаний нацелены на восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого и предупреждение совершения новых преступлений. При установлении наказаний учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Обстоятельствами, исключающими преступность деяний, являются крайняя необходимость и необходимая оборона.


 

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Что такое уголовное право?
  2. В чём особенности Уголовного кодекса РФ?
  3. Что понимается под преступлением?
  4. Какие виды преступлений по степени тяжести вам известны?
  5. Каковы цели и виды уголовных наказаний?
  6. В чём суть необходимой обороны?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.112)

  1. Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Ответ запишите в тетради.
    ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: A) кража, Б) мелкое хулиганство, B) разбой, Г) распространение наркотических веществ, Д) безбилетный проезд.
    ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: 1) административная, 2) уголовная.
  2. Водитель автомобиля, превышая разрешённую скорость, легкомысленно полагал, что успеет вовремя затормозить. Однако расчёт оказался неверным, произошла авария. Какова форма вины водителя и почему?
  3. Представьте, что вы участник дискуссии на тему «Можно ли перевоспитать преступника, достигшего зрелого возраста?». Какую позицию в ходе обсуждения вы бы заняли? Приведите возможные доводы, подтверждающие вашу позицию.
  4. Поздним вечером трое подростков встретили студента И. и, достав ножи, накинулись на него. Получив лёгкое ранение, Н. схватил камень и ударил одного из нападавших, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Другие разбежались. Понесёт ли Н. уголовную ответственность? Свой ответ поясните.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Примите участие в оформлении стенда «Что нужно знать подростку об уголовном праве». Подберите рисунки, комиксы, схемы, фотографии для этого стенда.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §16 «Преступления и виды уголовных наказаний» Учебник по обществознанию для 7 класса. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.

<< § 15   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 17 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней