Обществознание Боголюбов Учебник §2

Обществознание Боголюбов Учебник §2 «Общественные ценности». Учебник по обществознанию для 7 класса (ознакомительный фрагмент). Цитаты из учебника 2023 года авторов Боголюбов, Лазебникова, Половникова и др. использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 1   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

Учебник по обществознанию (Боголюбов) § 2.

§ 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

ЗАДУМАЕМСЯ
Что особо ценно и важно для развития общества и личности в современной России? К чему люди стремятся, что защищают, чему учат детей? Что в жизни следует ценить?

ВСПОМНИМ
Что вы знаете о семейных традициях? Почему многие семьи считают традиции своей ценностью?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Какими бывают общественные ценности
  • Что такое гуманизм
  • В чём проявляется патриотизм и гражданственность

Ценности материальные и духовные

Вы, конечно, не раз слышали слово «ценности». Этим словом называют то, что люди ценят, чем дорожат, что считают жизненно важным, на основании чего строят свои отношения.

Ценностями могут быть определённые вещи: для одних, например, дорогие украшения, модная одежда, планшет или скейтборд, а для других пожелтевшие фотографии родных и письма из семейного архива. Ценностями могут быть и определённые идеи, принципы, убеждения, важные для людей, их отношение к миру, обществу, другим людям, самим себе.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Какие идеи-ценности иллюстрирует каждое из этих изображений?

Вещи называют материальными ценностями, а определённые идеи, принципы и убеждения, которые люди разделяют и которыми руководствуются в свой жизни, относят к нематериальным у или духовным, ценностям.

РАССМОТРИМ СХЕМУ

  • Какие две группы ценностей представлены на схеме? Приведите примеры каждой из них.

Говоря о ценностях, важно понимать, что особой значимостью вещи или идеи наделяются только самими людьми, их собственным отношением. Сами по себе предметы или идеи не обладают свойством ценности. Носителями ценностей может быть человек, социальная группа, человеческое общество.

РАССМОТРИМ ТАБЛИЦУ
Виды ценностей

  • Приведите примеры поступков человека или группы, в основе которых лежат указанные в таблице ценности.

Ценности, которые разделяют члены отдельных общностей или групп людей, поддерживаются групповыми нормами. Ценности, разделяемые всем обществом, поддерживаются законами, культурой, обычаями, средствами массовой информации.

Особое значение в жизни нашего общества имеют так называемые традиционные ценности. Уже из самого термина понятно, что это ценности, связанные с традицией, укоренённые в нашей истории и культуре. Они возникли не сегодня, но продолжают быть основой жизни людей и общества и в наши дни. К традиционным российским ценностям относят прежде всего понимание значения человеческой жизни, защиту семьи, служение Отечеству, взаимопомощь и коллективизм, поддержание исторического единства народов России, приверженность справедливости, милосердию и гуманизму. Теперь ряд этих ценностей закреплены в Конституции Российской Федерации.

  • Почему, на ваш взгляд, традиционные российские ценности важно было закрепить в Основном законе нашего государства?

Ценности изменяются с течением времени. Этот давно сделанный вывод подтвердили результаты исследовательского проекта «Ценностный атлас России», проведённого Московским государственным университетом в 2015 г. Были изучены ценности 2177 подростков, живущих в более чем 30 городах б федеральных округов России. Главными для подростков оказались забота о ближних, стремление быть хорошими друзьями, поддерживать традиционные ценности, уважительно и терпимо относиться к другим людям, беречь собственное здоровье. Подобное исследование, проведённое на 15 лет раньше, продемонстрировало другие предпочтения: тогда на первом месте у подростков стояли богатство и стремление к власти.

ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ

  • Какие изменения произошли в предпочтениях подростков за 15 лет?

Гуманизм

Ряд общественных ценностей основан на гуманизме — особой системе взглядов, провозглашающей высшей ценностью самого человека, его жизнь и право на свободное развитие. Гуманное отношение к человеку представляет собой отношение доброе, внимательное, заботливое.

В жизни людей можно найти множество примеров истинного гуманизма. Один из них — история Галины Петровны Зайцевой, в детстве познавшей ужасы Великой Отечественной войны. Она попала в нацистский концлагерь и многое из тех лет сохранила в памяти. «Взрослые сами не ели и прятали для нас паёк. Поддерживали и делились. Мне абсолютно чужие женщины давали вещи. Помню, женщина юбку себе разорвала и сделала мне портяночки на ноги», — это фрагмент её воспоминаний о тех, кто вопреки собственным страданиям сохранял в себе качества человека-гуманиста.

РАССМОТРИМ СХЕМУ

  • Приведите примеры проявления в жизни ценностей, указанных на схеме.

В современном обществе принципы гуманизма во многих странах закрепляются с помощью законов, которые устанавливают необходимость уважительного отношения к человеку, создают условия для свободного развития человека и его участия в жизни общества. Отметим, что Конституция нашей страны провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью.

  • Приведите примеры проявления гуманизма в отношениях между людьми.

Свобода и ответственность гражданина

Многие общественные ценности связаны с жизненной позицией гражданина, его отношением к людям, обществу, природе.

Возможно, вы уже знаете, что гражданин — это человек, который имеет правовую связь с определённым государством, подчиняется его законам и обладает определёнными правами и обязанностями. Свобода и ответственность гражданина, закреплённые законами, являются важной ценностью современного общества.

Свобода проявляется тогда, когда человек может действовать по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями, на основе самостоятельно принятого решения. Иными словами, свобода предполагает возможность принимать самостоятельные решения. При этом подразумевается, что человек сам должен отвечать за последствия своего решения, то есть за те действия и поступки, которые с этим решением связаны. В качестве примера рассмотрим участие граждан нашей страны в выборах депутатов разного уровня. Конституция провозглашает выборы свободными. Это значит, что каждый гражданин самостоятельно принимает решение, участвовать ему в голосовании или нет. И никто не вправе оказывать на него давление. В то же время сознательные граждане понимают, что могут повлиять на жизнь государства, так как от их голоса будут зависеть результаты выборов, поэтому всегда участвуют в выборах и подходят к голосованию с большой ответственностью.

О свободе и ответственности говорят: это две стороны сознательной деятельности человека.
Поэт Леонид Мартынов написал об этом в стихах:
Я уяснил, что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за всё в ответе!

Гражданственность и патриотизм

Говоря об общественных ценностях, важно остановиться на особых качествах людей, которые отражают связь человека с его страной, его Родиной. К ним относятся гражданственность и патриотизм.

Гражданственность — взгляды и поступки человека, в которых проявляется сознательное выполнение гражданских обязанностей и ответственность за свою страну, государство, живущих в нём людей.

«Мы выполняли свой гражданский долг», — говорят те, кто вызвался сдать кровь для операции незнакомому человеку, кто спас провалившихся под лёд школьников, кто вынес из горящего дома беспомощного человека, кто помогал в тушении лесных пожаров. Однако гражданский долг — это не обязательно подвиг. Гражданскую позицию проявляют и те, кто убирает за собой мусор после отдыха на природе, высаживает цветы, кусты, деревья в скверах и парках, участвует в благоустройстве дворов и улиц, кто помогает соседям, нуждающимся в помощи.

Проявления гражданственности тесно связаны с патриотизмом — чувством любви к Родине, её народу, культуре, природе и готовностью служить своей стране, укреплять, развивать и защищать её. Писатели и поэты — патриоты России — воспевают её красоту, богатую историю, деятелей культуры и людей труда, выходцев из разных народов, проживающих в нашей стране.

История нашей страны помнит имена патриотов, в разные времена поднимавшихся на смертный бой с врагами. Среди них взрослые и дети, рядовые и военачальники. Один из них — Пётр Иванович Багратион, талантливый военачальник, герой Отечественной войны 1812 г.

В чём проявляется патриотизм людей, живущих в нашей стране сегодня? Этот вопрос был задан в ходе одного из недавних опросов населения. Вот какие ответы были получены: «любят и уважают страну», «гордятся успехами Родины», «переживают беды и горести страны как свои собственные», «помогают попавшим в беду людям», «защищают и берегут нашу природу», «служат стране своим трудом».

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Пётр Иванович Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Пользовался огромным уважением в армии и в российском обществе. За всю военную карьеру не потерпел ни одного поражения. Кавалер всех высших российских орденов. На обелиске под бюстом полководца в селе Сима Владимирской области начертаны слова, сказанные П. И. Багратионом: «Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».

  • Какие факты свидетельствуют о том, что П. И. Багратион был истинным патриотом России?

НАШИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Юрий Александрович Коннов родился в 1954 г. в селе Малая Грибановка, в Воронежской области. Трудился в родном селе механизатором. Одним из первых начал применять передовые технологии в земледелии, осваивал новую технику, стал рационализатором. Сконструировал сцепку для прополки свёклы, прицеп для перевозки соломы, модернизировал сеялку для подсолнечника. 40 лет жизни он посвятил сельскому хозяйству, сохраняя любовь к профессии. 1 мая 2013 г. указом Президента России «за особые трудовые заслуги перед государством и народом» Юрию Коннову присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

  • Используя ресурсы Интернета, подготовьте краткое сообщение о человеке, которому присвоено звание Героя Труда Российской Федерации. Выступите с сообщением перед одноклассниками.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
На наше отношение к людям и событиям, на наши поступки и мнения влияют общественные ценности — материальные и духовные. Вещи и идеи становятся ценностью, если общество, группа или отдельный человек начинает их ценить, считать важными и значимыми. Важными общественными ценностями, определяющими отношение человека к людям, а также к государству и родной стране, являются гуманизм, патриотизм и гражданственность. С этими ценностями связаны такие качества личности, как уважение к человеку и забота о нём, любовь к Родине, готовность к её защите от врагов, ответственность за свою страну и государство.

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Чем материальные ценности отличаются от духовных?
  2. Какие ценности относят к традиционным ценностям нашего народа?
  3. Что такое гуманизм и кого можно назвать гуманистом?
  4. Как связаны между собой свобода и ответственность гражданина?
  5. В чём проявляются патриотизм и гражданственность?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ на стр.20

  1. Всегда ли и для всех ли людей золото представляло собой ценность?
  2. Общество может по-разному относиться к ценностям различных групп: одни уважать, другие не уважать и даже осуждать. Приведите примеры групп, ценности которых наше общество осуждает.
  3. Выберите верные суждения.
    1) Все ценности одинаково принимаются человеком.
    2) Гуманизм проявляется в уважении к другим людям, у которых могут быть разные ценности.
    3) Ценности могут быть только материальными.
    4) Гражданственность предполагает ответственность за свою страну.
    5) Патриотизм — любовь к Родине, готовность ей служить и её защищать.
  4. Русскому публицисту Н. Г. Чернышевскому принадлежат слова: «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ». Как вы понимаете слова «человек, служащий родине»? Дайте своё объяснение смысла высказывания. Как вы думаете, в чём проявляется патриотизм человека?
  5. Изучая историю Древней Греции, вы познакомились с жизнью и обществом античного города-государства Спарта. Вы, вероятно, узнали, что спартанских мальчиков в 7 лет отправляли в специальные военные лагеря, где они учились выживать. Пропитание они должны были искать себе сами, и нередко им приходилось воровать. Их жестоко наказывали, когда ловили. Но не за воровство, а за то, что попались. Что на основании этих фактов можно сказать о социальных ценностях Спарты? В чём их отличие от ценностей современного общества?

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Изучите семейные архивы и подготовьте материалы для выставки «Патриоты родной земли».
2. Соберите сведения о жизни, труде и гражданской позиции представителей разных народов своего региона, живущих рядом с вами. Подготовьте презентацию «Славные имена».

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §2 «Общественные ценности» Учебник по обществознанию для 7 класса. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.

<< § 1   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

 

Комментариев: 8. Тема “Обществознание Боголюбов Учебник §2”

  1. Тоже не поняла. В этом учебнике вообще отсутствует экономика. И всё это учебники под ред. Боголюбова для 7 класса!

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней