Раздел 1. Земля — планета людей. Тема 2 «Хозяйственная деятельность людей»: § 11. Возникновение и развитие хозяйства. § 12. Современное хозяйство мира. Цитаты из учебника «География. Страноведение: 7 класс, учебник / Климанова, Климанов, Ким, Сиротин — М.: Дрофа (Российский учебник)» использованы в учебных целях. География 7 Климанова Тема 2.
География 7 класс (УМК Климанова)
◄ Предыдущая тема ОГЛАВЛЕНИЕ Следующая тема ►
Раздел 1. Земля — планета людей.
Тема 2 «Хозяйственная деятельность людей»
§ 11. Возникновение и развитие хозяйства.
Многие учёные считают, что человек стал человеком благодаря труду, хозяйственной деятельности. Чтобы лучше понять, что такое хозяйство, как оно возникло и развивалось, вспомним историю Робинзона Крузо, описанную английским писателем Даниелем Дефо почти 300 лет назад.
■ Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове?
Корабль, на котором плыл моряк Робинзон Крузо, попал в сильный шторм. Команда погибла, а Робинзон оказался на берегу острова. У него не было ни пищи, ни воды, не было надежды добраться до дома.
Робинзон обустроил своё первое жилище из того, что удалось перевезти с потерпевшего крушение судна. Более всего его беспокоил вопрос, как добыть себе пищу.
Один раз в день, а иногда и чаще, Робинзон выходил из дома, чтобы обследовать остров и подстрелить дичь. К его радости, на острове водились козы, на которых он сначала охотился, а затем решил держать как домашний скот, чтобы иметь запасы не только мяса, но и молока (рис. 29).
Очень важным событием стала находка Робинзоном среди своих запасов нескольких горстей риса и ячменя. Понадобилось больше четырёх лет борьбы за урожай, прежде чем он смог позволить себе отделить часть зерна на еду.
Со временем Робинзон нашёл на острове дикий виноград. Высушивая его на солнце, он получал изюм.
Благодаря запасам продовольствия у Робинзона появилось свободное время. Это позволило ему заниматься обустройством своего быта. Он смастерил мебель, научился делать из глины посуду и обжигать её на огне, занялся портняжным делом.
Однажды Робинзон спас местного юношу-дикаря. Он назвал юношу Пятницей, так как именно в этот день недели закончилось его одиночество. Пятница стал для Робинзона верным другом и помощником. Количество жителей маленькой колонии увеличилось вдвое, теперь и запасов продовольствия должно было быть вдвое больше.
С появлением Пятницы Робинзон стал заниматься совершенно иным видом деятельности: всё свободное время он отдавал обучению Пятницы английскому языку. Через некоторое время они могли довольно свободно общаться. Робинзон рассказывал Пятнице о своей стране, а Пятница — о море и людях, населяющих окружающие земли.
Вскоре население колонии пополнилось бывшими пленниками дикарей. Опять нужно было увеличивать запасы продовольствия. Поэтому Робинзон с товарищами распахали новое поле, посеяли больше ячменя и риса, увеличили стадо коз, заготовили большее количество дикого винограда. Робинзон Крузо, как самый опытный, управлял образовавшимся «государством».
Последний период жизни обитателей острова был богат различными событиями, но в конечном счёте большая часть людей благополучно вернулась домой. Робинзону это удалось сделать через 28 лет после кораблекрушения.
■ Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон?
На примере истории Робинзона Крузо хорошо видно, как и почему люди начали заниматься хозяйственной деятельностью, т. е. делать всё для того, чтобы обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем, устраивать свой досуг.
Со временем хозяйственная (экономическая) деятельность людей усложнялась, становилась всё более разнообразной. Все виды хозяйственной деятельности и их результаты складывались в систему экономики (от греч. oikonomike — искусство ведения домашнего хозяйства).
Сначала Робинзон просто использовал дары природы: охотился, ловил рыбу, собирал дикие плоды. Затем он начал обрабатывать землю и разводить скот, т. е. производить нужные продукты, воздействуя на природу. Первичные виды хозяйственной деятельности, или, как говорят, первичный сектор (составная часть) экономики, основаны на изъятии ресурсов из природы. К нему относят добычу полезных ископаемых, лесозаготовку, выращивание сельскохозяйственных культур и разведение животных, рыболовство.
Большую часть продуктов, полученных в результате первичных видов деятельности, люди употребляют только после предварительной обработки. Робинзон обрабатывал шкуры, делая из них одежду, обрабатывал древесину, изготавливая из неё мебель, делал из глины горшки, т. е. занимался вторичными видами хозяйственной деятельности (переработка природных материалов), образующими вторичный сектор экономики. Например, в наши дни полученное на фермах молоко превращают в сыр, сметану и йогурт. Из добытой железной руды выплавляют металл, а из металла производят машины.
Естественно, что продукты, которые производят в результате переработки природных материалов, стоят дороже, ведь в их изготовление был вложен труд.
Продуктом человеческого труда может быть не только какой-то предмет. Робинзон, обучая Пятницу, не производил предметов, результатом его деятельности явилось то, что Пятница заговорил по-английски, научился управлять лодкой. Виды деятельности, результатом которых является оказание услуг и удовлетворение потребностей людей в образовании, лечении, отдыхе, — третичные виды хозяйственной деятельности. Они образуют третичный сектор экономики.
Выводы. В начале своего развития человек жил тем, что давала ему природа. Постепенно он создавал орудия труда, с помощью которых его прямая зависимость от окружающей среды уменьшалась. Чем совершеннее орудия труда, тем лучше быт человека. Однако прогресс, движение вперёд всегда основывается на новых знаниях, т. е. требует развития науки, образования, управления. Таким образом, все виды хозяйственной деятельности — первичные, вторичные и третичные — взаимосвязаны.
Ключевые слова и выражения: Хозяйственная деятельность. Экономика. Первичные виды хозяйственной деятельности. Первичный сектор экономики. Вторичные виды хозяйственной деятельности. Вторичный сектор экономики. Третичные виды хозяйственной деятельности. Третичный сектор экономики.
Вопросы и задания к § 11.
► 1. Перечислите виды хозяйственной деятельности, образующие первичный сектор экономики. Почему он так назван?
2. Какие условия были необходимы Робинзону, чтобы у него появилась возможность улучшить и обустроить свой быт?
3. Назовите виды хозяйственной деятельности Робинзона, являющиеся вторичными, и объясните это название.
►► 4. В чём заключаются основные различия видов хозяйственной деятельности? Какими видами деятельности заняты ваши родители?
5. Установите взаимосвязь между местом вашего проживания (город, село) и видами хозяйственной деятельности, которыми занято большинство его жителей.
§ 12. Современное хозяйство мира
В современном мире экономики (хозяйства) подавляющего большинства стран не могут существовать изолированно, без взаимосвязей друг с другом. Состояние хозяйства в одних странах отражается на благополучии населения и скорости развития экономики в других.
Основу экономики любой страны составляют предприятия: заводы, сельскохозяйственные фермы, электростанции, железные дороги, авиакомпании, издательства, магазины и т. д.
■ Что такое промышленность?
Люди, работающие в промышленности, заняты добычей природных богатств (добывающая промышленность) и дальнейшей их обработкой (обрабатывающая промышленность).
Добывающая промышленность включает отрасли, относящиеся к первичным видам хозяйственной деятельности: добычу полезных ископаемых, заготовку древесины, (рис. 30). В местах добычи природных богатств возникают посёлки или даже города.
Обрабатывающая промышленность включает электроэнергетику, металлургию, машиностроение, химическую, деревообрабатывающую, швейную, обувную и другие отрасли промышленности (рис. 31). Предприятия обрабатывающей промышленности чаще всего располагаются в городах.
■ Каким бывает сельское хозяйство?
Сельское хозяйство — одно из самых старых занятий населения. По внешнему виду сельскохозяйственные районы резко отличаются от промышленных. Ровные ряды плодовых деревьев или бескрайние поля пшеницы, сочные зелёные луга с пасущимися коровами или небольшие наделы земли с низкорослыми злаками — всё это примеры культурного ландшафта сельскохозяйственных районов.
Сельское хозяйство подразделяют на растениеводство (земледелие) и животноводство.
Сельское хозяйство — очень сильно связанный с природными условиями вид человеческой деятельности. Даже в наши дни урожай может погибнуть от нашествия вредителей, града, засухи или заморозков. Особенно часто неурожаи происходят в засушливых районах Земли, расположенных в Африке и Азии.
Уровень развития сельского хозяйства различается по странам. В странах Европы, США, Канаде, Австралии, Японии и некоторых других в сельском хозяйстве широко используют сельскохозяйственную технику, удобрения, выращивают высокоурожайные сорта растений и высокопродуктивные породы животных, поэтому сельскохозяйственным трудом занято очень мало жителей. В большинстве стран Африки, Азии, Америки в сельском хозяйстве распространён ручной труд, а значит, для работы на полях требуется много рабочих рук.
■ Какие предприятия образуют третичный сектор экономики?
В состав третичного сектора входят наука, транспорт, торговля, охрана правопорядка, органы власти и др.
Школы и поликлиники, библиотеки и театры, магазины и банки, кафе и парикмахерские — эти и многие другие предприятия составляют сферу услуг. Услуга — действие, приносящее пользу, помощь другому человеку.
■ Как связаны экономики разных стран?
Экономические отношения между странами могут принимать разные формы. Самой старой, но по-прежнему важнейшей формой является торговля товарами и услугами. Один из главных товаров мировой торговли — продукты обрабатывающей промышленности — машины и оборудование. Лидеры мирового обмена товарами — Китай, США, Германия.
В современной торговле очень велика роль услуг; на них приходится 1/5 всего мирового рынка. Примеры таких услуг: туристические, транспортные, банковские, информационные. Безусловный мировой лидер рынка услуг — США.
Исследование космоса на международной орбитальной станции, проекты в области охраны отдельных видов растений и животных — пример научных и технических связей между странами.
Выводы. К началу XXI в. около половины населения мира работало в сельском хозяйстве. Особенно много людей, живущих сельскохозяйственным трудом, в странах Африки и Азии. В промышленности работает около 17% населения Земли, в сфере услуг — 35%. Доля работающих в третичном секторе велика в Европе, США, Канаде и небольших странах, живущих за счёт туризма. Реальность современного мира — тесная взаимосвязь экономик отдельных стран и рост обмена товарами и услугами между ними.
Ключевые слова и выражения. Промышленность: добывающая, обрабатывающая. Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Сфера услуг. Услуга.
Вопросы и задания
► 1. Объясните значение терминов, упомянутых в параграфе.
►► 2. Приведите примеры мирового обмена услугами.
3. Какие предприятия, составляющие сферу услуг, есть в вашем населённом пункте? Как часто вы пользуетесь их услугами?
Исследовательская работа. Подумайте, влияет ли на хозяйственную деятельность людей их принадлежность к определённой расе, народу, религии. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.
Выводы по теме «Хозяйственная деятельность людей»
По мере накопления знаний об окружающем мире жизнь людей переставала быть постоянным поиском пропитания. Человек стал выращивать съедобные растения и разводить животных, т. е. заниматься сельским хозяйством. В современном мире есть страны, где большая часть населения всё ещё занята сельскохозяйственным трудом. Такие страны, расположенные в Африке, Азии, Южной Америке, являются самыми бедными, экономически отсталыми.
Изобретение паровой машины, разнообразных станков послужило толчком к промышленной революции, начавшейся в странах Европы в конце XVIII в. Люди мигрировали из сельской местности в города и нанимались на работу на заводы и фабрики.
В середине XX в. в результате развития науки, появления новых машин, которые заменили людей на заводах и фабриках, количество населения, занятого в промышленности, стало сокращаться, а количество населения, занятого третичными видами деятельности, — менеджеров (управляющих), преподавателей, финансистов, программистов, учёных — расти. Страны, в которых большинство населения занято третичными видами деятельности, а количество работающих в сельском хозяйстве очень мало, — это экономически развитые страны.
Вопросы и задания для обобщения по теме
- Перечислите изделия обрабатывающей промышленности, которыми знамениты отдельные страны Европы, Азии, Африки, Америки. Что вам известно об обмене товарами между этими странами и Россией? Приведите примеры.
- Подумайте, какие проблемы могут возникать и возникают перед населением и правительствами стран, где большинство жителей: 1) занято сельскохозяйственным трудом; 2) работает в промышленности. Как, по-вашему, можно решить эти проблемы?
- Попробуйте выяснить, какова доля людей, работающих в первичном, вторичном и третичном секторах экономики в нашей стране. Сделайте вывод.
Вы смотрели: География. Страноведение: 7 класс, учебник / Климанова, Климанов, Ким, Сиротин. Раздел 1. Земля — планета людей. Тема 2 «Хозяйственная деятельность людей» (§§ 11 — 12). География 7 Климанова Тема 2